Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Австрийская школа маржинализма шпаргалка

Австрийская школа маржинализма шпаргалка

Австрийская школа маржинализма шпаргалка

Австрийская школа маржинализма: особенности, главные принципы


/ / До семидесятых годов девятнадцатого столетия в экономике господствовала так называемая классическая теория. Однако позже все изменилось, и на смену ей пришел маржинализм. Чем особенным отличается данное направление и что характерно для австрийской школы маржинализма?

Содержание статьи Слово «маржинализм» пришло в нашу страну из французского языка, а в последний, в свою очередь, попало из латыни. С латинского оно переводится как «край», а с французского — как «находящийся на краю».

Этот термин, обозначающий, как нетрудно догадаться, одно из направлений в экономике, нашел активное употребление в данной науке. Маржинализмом называют направление, основанное на методах анализа с помощью предельных экономических понятий (чуть позже будет дано определение тому, что значит «предельный»).

Данное направление основывается на субъективном анализе явлений, именно поэтому другое название маржинализма — субъективная экономическая школа.

Вернемся к вопросу о том, что же такое «предельное понятие».

Предельной, или иначе маржинальной величиной, экономисты называют увеличение (или прирост) какой-либо величины из-за увеличения (прироста) какой-либо другой величины на один. Например, если мы в прошлом году сажали пять ростков огурца на рассаду, а в этом посадим шесть (то есть увеличим количество ростков на один), то общее число огурцов, появившихся на этих ростках, увеличится тоже — то есть прирастет. Соответственно, количество урожая огурцов и будет являться той самой предельной величиной — для рассады.

Зародился маржинализм не то чтобы очень давно — в девятнадцатом столетии. А о том, как, почему и благодаря кому это произошло, рассказано ниже.

Как появился маржинализм? Как было только что упомянуто, он действительно возник в девятнадцатом веке, а если точнее — в семидесятых его годах. Хотя вообще, строго говоря, зачатки данного направления экономики имелись еще в древности, во времена Аристотеля — как раз-таки он и стал первым разрабатывать анализ субъективного начала.

За ним последовали схоласты Средневековья, потом — авторы эпохи Просвещения. Однако как бы то ни было, но настоящей популярности и пика своего расцвета маржинализм сумел достичь все-таки в конце девятнадцатого века. Предпосылкой для роста данного направления стало активное развитие промышленности и прикладных наук, что потребовало наличия таких условий, которые позволили бы распределять виды имеющихся услуг с оптимальным результатом между конкурентами.

Произошла так называемая маржинальная революция — переход к новым концепциям от старых, классических.

Об основных идеях маржинализма будет сказано немного позже, а пока самое время поговорить о людях, которым экономический мир обязан становлением нового направления. Самые первые упоминания теоретических подходов маржинализма можно встретить в работах таких ученых, как Антуан Курно, Герман Госсен, Жюль Дюпон и Иоганн фон Тюнен. Их нельзя в полноценном смысле назвать маржиналистами, так же, как не считают их и основателями этого направления.

Однако факт остается фактом, и общепризнанным: вышеперечисленные деятели науки предприняли первые шаги по разработке идей маржинализма. Курно, например, интересовался микроэкономикой и пытался изучать экономические процессы с помощью математики — поскольку именно математиком и являлся.

Благодаря Курно появился термин «эластичный спрос» (когда спрос на товар меняется из-за того, что меняется цена). Фон Тюнен первым стал размышлять о теории предельной производительности, Дюпон изучал ценовые излишки, а Госсен — сформулировал законы взаимодействия между людьми.

Так или иначе, все эти ученые сыграли по-настоящему значимую роль в будущем становлении маржинализма. Среди имен основателей же его называют имена Карла Менгера, Уильяма Джевонса и Леона Вальраса. Несмотря на то что существует сразу несколько школ данного направления, несомненно, имеющих собственные черты и особенности, есть в маржинализме и общие элементы.

Так, например, в основе изучения его лежит покупательская потребность, а также поведение отдельных фирм.

Здесь анализируют как на макро-, так и на микроуровне устойчивое состояние экономики и вопросы, с этим связанные.

Маржиналисты активно оперировали математическими методами, а для того, чтобы проанализировать какие-либо произошедшие изменения, обращались к предельным величинам (иными словами, к количественному анализу) — о чем уже говорилось ранее. Кроме того, они не считали, что сфера производства должна оставаться в приоритете, и подходили к изучению экономических явлений с точки зрения субъективизма — то есть конкретного отдельного субъекта. Самое главное же, что проповедовали последователи данного направления — жизнь ради счастья: они рассматривали человека как существо, которое стремится максимально получить удовлетворение от своих запросов.

Ко всему вышесказанному привела маржиналистская революция.

Английская, лозаннская, австрийская, американская, кембриджская — всего пять школ, пять теорий, пять концепций. Чем-то они похожи, чем-то различаются. Несмотря на то что далее будет более подробно рассмотрена австрийская школа маржинализма и ее особенности, для полного понимания картины следует хотя бы вкратце остановиться на иных четырех школах.

Период становления английской школы маржинализма приходится на самое начало функционирования данного направления — семидесятые годы девятнадцатого столетия, — связан с именем Уильяма Джевонса и относится к первому этапу маржинализма. Этот этап впоследствии был назван «субъективное направление». Уильям Джевонс являлся ярым сторонником использования методов математики, а также полагал, что в экономике главное — удовольствие.

Товар должен обладать полезностью, то есть приносить удовольствие. Именно благодаря Джевонсу в науке появился такой термин, как «нетовар» — то есть то, что не приносит удовольствия, однако и не вызывает страдания у покупателя. Если же потребитель не получил удовлетворения и даже, наоборот, недоволен, речь идет уже об «антитоваре» — еще одном термине, введенном Джевонсом.

Если же потребитель не получил удовлетворения и даже, наоборот, недоволен, речь идет уже об «антитоваре» — еще одном термине, введенном Джевонсом. Экономист и философ отвергал труд как нечто такое, что приносит страдание, следовательно, не полезно (полезно же только то, что дает удовольствие).

Он считал, что у всех свои способности, и если человек малоимущий, то общество не обязано о нем заботиться.

Именно в английской школе было выработано правило получения максимальной прибыли: необходимо наращивать объемы производства до той поры, пока предельный доход не уравняется с предельными издержками. Ее становление происходило в тот же период, что и предыдущей школы, а основателем ее выступил швейцарский экономист (по мнению многих, самый великий) Леон Вальрас.

Он считал, что в экономике есть три раздела, один из которых изучает обмен и определение цены товаров с использованием математических методов, другой — организацию производства, третий — распределение доходов в обществе. Вальрас ввел в экономику понятие экономического равновесия, при котором все цены и доходы напрямую зависят друг от друга. Кроме того, чтобы равновесие сохранялось, по Вальрасу, необходимы равные друг другу спрос и предложение.

Впоследствии эту теорию продолжил развивать последователь Вальраса — итальянец Вильфредо Парето. Точно так же, как и кембриджская, американская школа маржинализма относится уже ко второму этапу — девяностым годам того же столетия. Представителем данной школы является Джон Кларк.

Ее главное отличие от прочих — анализ проблем производства с помощью концепции предельной производительности труда. Также одними из основных положений данной школы стали идеи о статике и динамике хозяйственной системы: системой ее представители называли необходимые для равновесия рынка условия, динамикой — их отсутствие. Основателем кембриджской школы является Альфред Маршалл.

Потребности дополняют издержки — таков постулат этого ученого. Предметом своего интереса и исследования Маршалл ставил анализ факторов, влияющих на формирование цены. Современное макроэкономическое направление получило свое развитие во многом благодаря исследованиям Маршалла увеличения количества товара производителями вследствие увеличения спроса на них.

И вот теперь, имея хотя бы небольшое представление о чертах иных школ, самое время обратиться к главному предмету нашего интереса — австрийской школе. Ее основателем и наиболее видным представителем стал Карл Менгер — его называли ключевой фигурой австрийской школы маржинализма. Образование школы произошло на первом этапе развития направления.

Именно из-за происхождения своего основателя и его ближайших сторонников школа и получила свое название (как, впрочем, и во всех других случаях).

Другое название школы – венская, или психологическая школа.

По сравнению с английской, лозаннской школами маржинализма австрийская – представительница наиболее старого неоклассического направления. Термин «неоклассическая экономика» появился уже многим позднее – для того, чтобы разграничить маржиналистов первого этапа и маржиналистов второго, в частности, отделить австрийскую школу от кембриджской: первые исповедовали субъективный подход, вторые – объективный. Почему именно «неоклассическая экономика»?

Данный подход стал своего рода классикой экономической теории, однако от настоящей классической концепции кардинально отличался. Классическая теория за основу брала идею стоимости товара, равной количеству труда, приложенного для его создания.

Австрийская школа маржинализма отвергала данную концепцию. Какие же концепции выдвигали ее сторонники? Ниже будут рассмотрены представители и основные идеи австрийской школы маржинализма.

Кроме того, будет дана и биография ее лидера – Карла Менгера, и двух наиболее ярких его сторонников – Фридриха фон Визера и Ойгена Бем-Баверка. Кроме уже неоднократно упомянутого Карла Менгера, в число сторонников данного направления входило большое количество и других, не менее известных в экономической среде людей.

К ним можно отнести, например, Людвига фон Мизеса, Генри Хэзлитта, Фридриха фон Хайека, Теодора Герцка и других.

Всего насчитывается шесть поколений последователей австрийской школы маржинализма — более нескольких десятков человек.

Чуть более подробно следует остановиться на фигуре Карла Менгера. Он родился в тысяча восемьсот сороковом года в семье юриста.

Помимо Карла, у его родителей было еще два сына. Обучался праву сразу в двух университетах — в венском и пражском, после окончания учебы обратил свой взор на экономическую теорию.

Защитил докторскую диссертацию.

Говоря о возникновении австрийской школы маржинализма кратко: Карл Менгер заложил основы для ее развития в своем объемном труде (кстати, принесшем автору немалую известность) «Основания политической экономии», вышедшем в самом начале семидесятых. Работал в течение трех десятков лет профессором в Венском университете, заведовал кафедрой политической экономии, принимал участие в реформировании денежной системы государства.

Работал в течение трех десятков лет профессором в Венском университете, заведовал кафедрой политической экономии, принимал участие в реформировании денежной системы государства.

Скончался в тысяча девятьсот двадцать первом году. Труд Менгера принес ему такую феноменальную популярность, поскольку автор полагал, что верный принцип изучения экономических процессов — через их законы; кроме того, в своей работе Менгер рассматривал неудовлетворение желаний человека в качестве причины нарушения его физиологического равновесия. О прочих идеях Менгера, ставших опорными для данной школы, подробнее будет сказано ниже.

Другие представители австрийской школы маржинализма, заслуживающие упоминания, это Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. Оба они являлись своего рода учениками Менгера, его последователями, соратниками, единомышленниками.

Кратко пробежимся по данным из жизни каждого из них. Фридрих фон Визер был урожденным венцем.

На свет он появился в семье военного, ставшего позднее тайным советником и получившего дворянское звание. Это счастливое событие – имеется в виду рождение сына – произошло в семействе фон Визеров (тогда еще без приставки «фон») в середине лета тысяча восемьсот пятьдесят первого года. Мальчик учился в гимназии, принадлежавшей к числу трех наиболее элитных учебных заведений города.

Именно в школе юный фон Визер и познакомился с Ойгеном Бем-Баверком, который стал не только его другом и коллегой, но и родственником (женился на сестре Визера).

После окончания школы изучал юриспруденцию (опять же вместе с Бем-Баверком), посещая в университете и курсы по экономической теории. Позднее состоял на государственной службе, во время которой и стал усовершенствовать, так сказать, свои навыки и познания в области экономической мысли. В конце восьмидесятых годов Фридрих фон Визер стал профессором Пражского университета, а после отставки Карла Менгера с поста заведующего кафедрой именно Визер занял его место.

Кроме того, вместе с Бем-Баверком и Менгером фон Визер был членом палаты лордов Британии, а еще – являлся министром торговли вплоть до тысяча девятьсот восемнадцатого года.

Визер, к сожалению, ненадолго пережил своего старшего товарища – он умер через пять лет после Менгера, в тысяча девятьсот двадцать шестом году. Опираясь на идеи Менгера, фон Визер разработал множество своих теорий, например, так называемую теорию вменения, а еще – теорию альтернативных издержек (она предполагала возможность альтернативного распоряжения финансовыми ресурсами).

Из них троих (Менгер, Бем-Баверк и фон Визер) многие называют именно последнего лучшим и наиболее успешным в плане преподавания и сотрудничества со студенческой молодежью. Влияние его на учащихся было поистине огромным, несмотря даже на то, что, в отличие от двух своих ближайших коллег, Фридрих фон Визер не являлся ортодоксальным аналитиком.

В кое-каких его идеях и высказываниях о капитале прослеживается некоторое воздействие трудов Карла Маркса, хотя сам Визер никогда этого не признавал (возможно, еще и потому, что Бем-Баверк был ярым критиком марксовских концепций и суждений – мало того, он даже выпустил довольно увесистую монографию, в которой подробно разобрал ошибки, допущенные Марксом и указал на действительно – по его мнению – верное направление). Бем-Баверк был ровесником фон Визера, старше его лишь на несколько месяцев.

Его отец был вице-губернатором Моравии. О школьных годах Ойгена (кстати, есть и другие варианты его имени – Ейген и даже Евгений) Бем-Баверка уже было сказано выше, впрочем, как и об институтских. С тысяча восемьсот семьдесят девятого года он работал в министерстве финансов, однако уже год спустя оставил свою должность для того, чтобы устроиться преподавателем в университет Инсбрука – через четыре года он получил и статус профессора.

Впрочем, в восемьдесят девятом году Бем-Баверк совершил рекогносцировку, вновь обратившись к государственной службе – сначала стал советником министра финансов, а чуть позднее – и министром в одной из частей Австро-Венгрии.

Во многом именно благодаря заслугам Ойгена Бем-Баверка австро-венгерская империя смогла пробиться к темпам роста экономики, которые были характерны для ведущих мировых держав. В начале нового столетия вернулся к преподаванию – работал уже в Венском университете, обучал таких людей, как, например, Отто Бауэр и Людвиг фон Мизес.

В тысяча девятьсот одиннадцатом году согласился занять должность президента Академии наук Австрии, однако пробыл на ней недолго – всего спустя три года после своего назначения Бем-Баверк скончался.

Фон Визер расходился с Бем-Баверком во взглядах на участие государства в экономике — последний полагал это лишним, первый же считал необходимым. Кстати, о Бем-Баверке – именно он разработал концепцию прибыли, связанную с теорией ожидания.

Согласно ей представители австрийской школы маржинализма считали, что есть блага настоящие (заработная плата) и будущие, причем последние ценятся гораздо меньше первых, поскольку многим не хватает стремления, воли, уверенности в своих силах и завтрашнем дне, чтобы верно расставить приоритеты. Многие хотят все и сразу, и непременно сейчас, совершенно не задумываясь о том, что будет позже. Получаемая прибыль же является процентом — то есть своего рода наградой за умение ждать.

Бем-Баверку также принадлежит авторство и экономически выгодного понятия обмена (к нему вернемся чуть позже). Так можно описать деятельность наиболее видных представителей австрийской школы маржинализма кратко и не пускаясь в детали. Далее же следует разобрать идеи и разработки приверженцев данного направления экономической мысли, но сначала – об общих чертах, присущих каждому из них.
Далее же следует разобрать идеи и разработки приверженцев данного направления экономической мысли, но сначала – об общих чертах, присущих каждому из них.

Как мы уже увидели выше, к австрийской школе маржинализма принадлежат разные люди, и не всегда их точки зрения совпадают.

Однако расхождение мнений — скорее редкость, в основном же взгляды у всех адептов направления едины, иначе бы они не относились к одной и той же школе. Все приверженцы данного направления понимали ценность блага (о том, что есть благо, будет рассказано ниже, в пункте об идеях Карла Менгера и его соратников) как его предельную полезность. Австрийская школа маржинализма отвергала использование математических методов (в отличие от других школ).

Кроме того, как уже много раз упоминалось, характерной чертой данного направления являлся субъективизм.

Экономисты-австрийцы обращали особое, пристальное внимание на психологические особенности поведения покупателей.

Это позволило говорить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма. Также приверженцы австрийской школы были уверены, что искусственно смоделировать нормальную экономическую деятельность человека невозможно.

Говоря о представителях и основных идеях австрийской школы маржинализма, нельзя вновь не затронуть в этой связи имя Карла Менгера. Именно он ввел в употребление многие понятия, на которых впоследствии и строились теории австрийцев.

Так, именно Менгер разработал концепцию блага.

У каждого человека есть определенные потребности — неважно, в чем.

Благо, по Менгеру, это то, что может удовлетворить данные потребности (и человек волен использовать для этого данный предмет).

Я хочу спать — благом для меня станет кровать с подушкой и одеялом. Я хочу есть — в роли блага выступит суп, бутерброд или шоколадка.

Учение о благах австрийской школы маржинализма и ее «отца-основателя» предполагает подразделение благ на настоящие, воображаемые и экономические.

Примеры первых приведены выше, ко вторым относятся вещи, которые не в состоянии исполнить наши желания, но мы верим, что это не так (какое-либо лекарство, например, которое не обладает способностью исцелить от определенной болезни, но человек верит в обратное).

Экономические блага же, согласно Карлу Менгеру и всей австрийской психологической школе маржинализма, это такая разновидность благ, которой в настоящее время недостаточно (по количеству), чтобы принести удовлетворение нужде в данном благе (например, наличие/отсутствие в магазине того или иного продукта).

Именно потому, что доступный объем этого блага меньше, нежели спрос на него, оно становится наиболее ценным и привлекательным для человека. Эта теория австрийской школы маржинализма позволяет вывести следующую закономерность: редкость порождает ценность.

А еще она дает проследить очередное отличие школы Менгера от классической теории: там активно использовались термины «стоимость» и «товар», австрийцы же в первую очередь оперировали определениями «ценности» и «экономического блага». Все экономические блага по учению основателя теории потребностей, представителя австрийской школы маржинализма Менгера, градуируются по категориям. Первая категория — блага потребительские, благодаря им удовлетворяются насущные желания человека.

Благами более высших категорий являются те, что требуются для производства первых. Пока сохраняется спрос на первые блага, пока они ценны, сохраняется и ценность благ последующих категорий; падение же ценности потребительских благ нивелирует и ценность остальных (пока мы приобретаем ту или иную продукцию, ценным будет оставаться и сырье для нее).

Говоря об идеях австрийской школы маржинализма, нельзя не сказать о понятии неэкономического блага. Это абсолютная противоположность экономическому — когда что-то у тебя в таком избытке, что ты просто перестаешь это ценить. Данное определение вновь возвращает нас к выведенной выше закономерности: тем ценнее, чем реже, то есть меньше.

Напомним еще раз: понятие стоимости австрийцы заменили термином «ценность». Теория стоимости австрийской школы маржинализма напрямую связана с таким явлением, как полезность. Чем больше у человека какого-то блага, тем менее оно полезно — читай: ценно (о чем и говорилось выше).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители австрийской школы маржинализма определяют стоимость блага предельной полезностью. Необходимо упомянуть также и о том, что пресловутая ценность не является одинаковой для всех.

Здесь снова уместно вспомнить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма — именно субъективной и психологической является ценность каждого отдельного блага для каждого отдельного индивида. То, что я наделяю высокой ценностью, будет практически совершенно бесполезным для моего друга — и наоборот.

Отсюда в австрийской психологической школе маржинализма вытекает следующее понятие — обмена.

Обмен, по мнению австрийцев, возможен и экономически выгоден лишь в том случае, когда предлагаемую мною вещь я считаю менее полезной и нужной, чем ту, которую хочу получить взамен.

Тот же человек, с кем я планирую сделку, должен оценивать имеющийся у меня предмет выше своего. Тогда, по теории австрийской школы маржинализма, обмен «сработает». Предмет, который мы хотим обменять, называется, по терминологии Менгера, товаром.

В начале восьмидесятых годов минувшего века в Штатах открыли Институт Людвига фон Мизеса (напомним, это один из сторонников и соратников австрийской школы маржинализма).

В нем проводят летние школы, выпускают научные работы (в том числе и периодическую литературу, в частности, журналы), организовывают семинары и конференции для всех желающих узнать хотя бы кратко австрийскую школу маржинализма изнутри.
  • О свершении маржинальной революции в области экономики многие узнали постфактум – лишь после провозглашения этого факта Леоном Вальрасом в середине восьмидесятых годов девятнадцатого столетия.
  • В Советском Союзе австрийская школа подвергалась жесточайшей критике и считалась главным и злейшим врагом марксизма.
  • В Белоруссии вот уже более пятнадцати лет успешно функционирует научно-исследовательский центр, названный также в честь Людвига фон Мизеса. Он распространяет идеи либертарианства (философия, чей основной принцип – свобода во всех отношениях).
  • Карл Менгер одно время был наставником наследного принца Австрии Рудольфа, который позже свел счеты с жизнью.
  • Представителями австрийской школы являются отнюдь не только австрийцы по происхождению, несмотря на то, что все ее основатели действительно были уроженцами данной страны. Поддерживают концепции австрийской школы маржинализма являются ученые из Германии, Британии, Соединенных Штатов и разных других стран.
  • Некоторые ученые полагают маржинализм своеобразным связующим звеном между неоклассической теорией и кейнсианством, распространенным в начале и середине двадцатого столетия (суть концепции данного направления – в участии в рыночном кругообращении государства для того, чтобы потребители могли повысить с его помощью свои покупательские способности).
  • Еще один перевод французского слова marginal – предел. Возможно, именно подобным вариантом значения и обуславливается наименование направления (вспомним о предельных величинах, предельной полезности и тому подобном).
  • Портрет Ойгена Бем-Баверка можно найти на стошиллинговой купюре.

Карл Менгер и его последователи внесли действительно значительный вклад в развитие экономической науки.

Можно не соглашаться с их концепциями и мнениями, но опровергать огромную роль австрийцев в становлении маржинализма — невозможно. Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы знаете ответы на все вопросы.

Спасибо ツ 2018-06-21 Окт 29, 2021 Окт 29, 2021 Июн 2, 2021

Австрийская школа маржинализма

Австрийская школа свое название получила от страны, в которой работали три наиболее известных представителя маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Ойген Бем-Баверк (1851-1919).

История этой школы начинается с 1871 г., когда была опубликована работа профессора политэкономии Венского университета К.

Менгера «Основы политической экономии», в которой были сформулированы основные положения теории полезности.

Основатель австрийской школы первоочередное внимание уделяет обмену, который он сравнивает в хозяйственном плане с производительностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности.

По мнению ученого, все, кто способствуют обмену, являются такими же производителями как земледельцы и фабриканты, поскольку цель любого хозяйствования состоит не в физическом увеличении благ, а в наиболее полном удовлетворении человеческих потребностей.

Человеческие потребности – цель исследования Менгера. Они рассматриваются ученым как неудовлетворенные желания или стремления, обусловленные нарушением физиологического равновесия человека.

Определенные вещи или действия могут помочь удовлетворению наших потребностей.

Они называются благами. Блага, которые удовлетворяют непосредственные потребности называются потребительскими благами (благами первого порядка).

Для их производства используют блага второго, третьего и более высокого порядков. Потребительские блага сами придают ценность тем производственным ресурсам или факторам, которые используются для их производства.

Блага первого порядка придают ценность благам более высокого порядка, которые необходимы для того, чтобы произвести первоочередные блага. В этом и состоит знаменитая теория вменения австрийской школы.

Если представители классической школы исследовали экономические отношения между общественными классами, то Менгер сосредоточивается на анализе отношения человека к благу, которое проявляется в сфере личного потребления. Предметом его анализа являются прежде всего потребительские оценки и потребительский выбор. Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять человеческие потребности.

Она зависит не от количества полезности, которую приносит, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет.

Представители классической школы и марксисты рассматривали ценность как категорию объективную, которая определяется прошлыми затратами факторов производства, которые принимали участие в создании блага.

По Менгеру, ценность обусловлена способностью блага в будущем удовлетворить потребность.

Любые блага без их оценки субъектом не имеют ценности. Ценность вне сознания людей не существует.

Более того, Менгер считает, что

«ценность субъективна не только по своей сути, но и по своему измерению»

. Разные виды благ им ранжируются не только в зависимости от важности потребностей, которые ими удовлетворяются, но и от значения последовательных актов удовлетворения каждой потребности, т. е. количества блага. Первая единица потребляемого блага для индивида более ценна, нежели вторая, вторая более ценна, чем третья, и так до полного насыщения, когда степень удовлетворения следующей единицы нулевая.

Таким образом, ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и мерой удовлетворения потребностей. Стремление к обмену, с точки зрения Менгера, наступает тогда, когда блага, которые есть у одного субъекта, для него менее желанны, нежели для другого, а у другого – то же самое, но относительно его собственных товаров.

Исходя из этого, обмен не эквивалентный, как считали Аристотель и Маркс, а взаимовыгодный.

Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

Таким образом, разрабатывая теорию ценности, которая определяется предельной полезностью, Менгер словно вновь открыл «законы Госсена».

Не признавая теории трех факторов Сея, Менгер считал, что только процесс последовательного обмена (на основе убывающей предельной полезности) устанавливает пропорции, в которых распределяется вознаграждение между факторами, которые принимают участие в производстве. Из этого положения возникла такая теорема распределения: если доходы пропорциональны размерам изготовленной продукции, а оплата каждого фактора равна его предельному продукту, то общая сумма таких оплат равна совокупному продукту.

Эта теорема, как было доказано позже, является справедливой только при условии, что все факторы производства используются наиболее производительным образом. К. Менгеру принадлежит ряд идей, которые позже были развиты другими учеными.

Так, им было сформулировано положение о субституции производственных благ: один и тот же продукт может быть изготовлен с помощью разных комбинаций производственных факторов. Менгер высказал идею «комплиментарности» благ, которые принимают участие в производстве, т.

е. взаимозависимости их ценности.

Если какого-нибудь элемента не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага.

Такого обесценивания не будет, если избыточные блага можно использовать для изготовления другого продукта. Этот ученый ввел в экономическую науку такие понятия как «ликвидность», «цена спроса» и «цена предложения».

Ярким представителем австрийской школы стал Ойген Бем-Баверк.

Его работы «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Позитивная теория капитала» (1889) способствовали не только популяризации, но и развитию и углублению идей австрийской школы. Бем-Баверк различает субъективную и объективную (меновую) ценность. Субъективная ценность – это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем.

Для ее оценки он предложил использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида.

Она имеет приблизительно такой вид: 1) потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти; 2) потребности, неудовлетворение которых ведет к болезням; 3) потребности, неудовлетворение которых ведет к временным страданиям; 4) потребности, неудовлетворение которых ведет к небольшим неприятностям. Определенные потребности, считает ученый, не могут удовлетворяться частями, порциями.

Они или не удовлетворяются, или удовлетворяются сразу целиком. Бем-Баверк расширяет представления о полезности. Под полезностью он понимает не только удовлетворение определенной потребности, но и освобождение от хлопот, тяжести и т.п.

Поэтому полезность – это и экономия сил, и уменьшение затрат средств. К. Менгер говорил только о ранжировании степеней удовольствия от потребления различных благ и разных единиц одного и того же блага.

Используемые им числовые величины характеризуют соотношения, а не абсолютные величины полезности благ. Бем-Баверк считает возможным конкретное измерение, вычисление полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского.

Наименьшая полезность от данного блага называется предельной полезностью. Под ней он понимает полезность последней единицы в запасе блага. Чем меньше количество блага, тем ценнее последняя единица этого блага.

Алмазов мало, поэтому их предельная полезность большая, хлеба много, и потому его предельная полезность небольшая. Бем-Баверк ввел понятие «субституционной предельной полезности».

Ученый считает, что ценность блага для субъекта определяется предельной полезностью тех благ, от которых он отказывается, чтобы приобрести данное благо. Таким образом, субъективная ценность определяется личностной оценкой блага потребителем, является производной от предельной полезности.

Но несмотря на разнообразие субъективных оценок, существует единая цена блага.

Стремясь решить это противоречие, Бем-Баверк большое внимание уделяет механизму установления рыночных цен.

Используя менгеровские цены спроса и предложения, он построил модель формирования рыночной цены. У каждого продавца – своя цена предложения, у каждого покупателя – своя цена спроса. Торг начинается с минимальной цены спроса, которая не устраивает большинство продавцов.

Рыночная цена спроса растет, и часть покупателей покидает рынок, поскольку не может заплатить такую цену, но растет число продавцов, готовых продать свой товар по такой цене.

Равновесная цена устанавливается на уровне, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этого уровня, совпадает с числом продавцов, чьи цены предложения ниже этого уровня. Бем-Баверк вводит понятие «предельная пара сверху» и «предельная пара снизу». Предельная пара сверху – наиболее слабый из вступивших в торг покупателей и наиболее сильный из устраненных конкуренцией продавцов.

Предельная пара снизу – наиболее сильный из вынужденных покинуть рынок покупателей и наименее сильный из вступивших в торг продавец. Рыночная цена находится между оценками этих двух предельных пар.

Она и является объективной меновой ценностью. В этой модели ценообразования, как видим, не только игнорируется роль труда, но отсутствует само понятие «издержки производства». Автор считает, что

«дуалистическое объяснение явлений ценности и цены двумя разными принципами – «полезности»

и «затрат производства» — является ненужным и неудовлетворительным».

Достаточно оригинальной является теория прибыли (процента) Бем-Баверка.Как известно, классики политэкономии считали, что стоимость и цена зависят от затрат производства. Бем-Баверк, как и другие представители австрийской школы, считает, что наоборот, в результате наличия ценности у потребительских благ и процесса обмена образуются оценки производственных факторов, которые формируют затраты и тем самым ценности и цены. Прибыль – это доход минус затраты.

Но что относится к издержкам согласно теории обмена?

Если предприниматель сам будет руководить фирмой, то он сэкономит на заработной плате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле – это альтернативные издержки.

Точно так же, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину оплаты он включает в прибыль, несмотря на то, что это также альтернативные издержки.

Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в итоге получим процент на капитал (тот процент, который можно было бы получить, если бы капитал был превращен в труд и отдан взаймы).

Исходя из таких соображений, прибыльна капитал по своей природе является процентом. Далее Марксовой теории прибыли как превращенной форме прибавочной стоимости, Бем-Баверк противопоставляет «теорию ожидания».

Эта теория связана с концепцией прямых и косвенных методов удовлетворения потребностей. С развитием человечества все большее значение приобретают косвенные методы.

Если древние люди собирали дикорастущие плоды и ягоды, то потом для удовлетворения потребностей в еде начали засевать землю, обрабатывая ее палками, потом потребовалось плавление металла для изготовления из него сельскохозяйственного инвентаря и т.д.

Производительность косвенных методов пропорциональна их длительности. Прибыль, по мнению Бем-Баверка, возникает в результате различий между настоящим и будущим временем. Настоящие блага ценнее благ будущего.

В денежной сфере это порождает процент.

Прибыль на капитал, считает ученый, возникает аналогично.

Заработная плата – благо настоящего времени, тогда как средства производства и труд – будущие блага. Рабочий – это собственник будущего блага, поскольку создаваемый им продукт появляется только через определенный промежуток времени.

Но капиталист дает ему заработную плату, которую можно потратить сейчас. Ввиду отсутствия финансовых ресурсов, недостаточной силы воли и веры в лучшее будущее рабочие отдают предпочтение сегодняшним благам. Предприниматели – собственники такого специфического ресурса, как капитал, использование которого требует определенного времени.

Разница между ценностью настоящих и будущих благ образует прибыль. Чем больше разрыв во времени между благами настоящими и благами будущими, тем больше прибыль.

Она возникает, потому что работники платят надбавку за товары, которые покупают именно сейчас.

Для предпринимателей прибыль – вознаграждение за «ожидание». Наиболее полно концепция австрийской школы отражена в трудах Фридриха фон Визера:

«О происхождении и основных законах экономической ценности»

(1884), «Природная ценность» (1899), «Теория общественного хозяйства» (1914).

Именно он ввел в научный оборот такие понятия как «законы Госсена», «предельная полезность», «альтернативные издержки». Ф. Визер предложил так называемый мультипликативный способ определения суммарной полезности.

Бем-Баверк и его сторонники считали, что поскольку разные единицы блага предназначены для удовлетворения разных по важности потребностей, их полезность неодинакова и совокупная ценность нескольких благ – сумма их разных ценностей.

Этот способ получил название аддитивного. Визер придерживается другой точки зрения, считая, что совокупная предельная полезность, а значит и совокупная ценность группы однородных благ, по сути, является умноженной на число этих благ предельной полезности единицы блага. Этот способ и принято называть мультипликативным.

Визер был последовательным ординалистом. Если Бем-Баверк считал возможным количественное измерение полезности, т.е. склонялся к кардинализму, то Визер признавал только возможность ранжирования полезностей.

Благодаря ему ординалистский подход стал главенствующим среди маржиналистов.

Визер,развивая идею Менгера об «утраченных выгодах», сформулировал закон альтернативных издержек, который позже назвали его именем. Суть закона Визера состоит в том, что действительная полезность определенного блага является недополучением полезности других благ, которые можно было бы изготовить с помощью ресурсов, потраченных на производство данного блага. Таким образом, не ценность и цена зависят от затрат производства, а, наоборот, благодаря наличию ценности у потребительских благ и процессу обмена образуются оценки производственных ресурсов (факторов), которые формируют издержки и, соответственно, ценности и цены.

Ф. Визер – основоположник теории вменения дохода,посвященной выяснению распределения между участниками производства. Факторы производства комплиментарны. Капитал, земля и труд не создают дохода друг без друга.

Поэтому речь может быть только о том, какая часть произведенного дохода должна быть отнесена на счет данного фактора производства, вменена ему.

На практике, указывает ученый, проблема распределения дохода ставится не для выяснения физической причинности, а для определения экономического обмена. Дополнительный урожай, полученный на более плодородной земле, вменяется земле как фактору производства, хотя в действительности без труда, без средств производства надбавки сравнительно с урожаем на других землях не было бы. Вменение, по Визеру, является определением полезности для случая, когда факторы производства выступают во взаимодействии.

Обосновав теорию вменения, Визер останавливается на характеристике таких категорий как «частная собственность» и «частная организация хозяйства».Общество, с его точки зрения, не должно отбрасывать право частного владения, иначе «очень быстро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, конечно же, не должно произойти ни в коем случае, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами так эффективно, как это делают частные лица». Частный хозяйственный порядок, считает Визер, является единственной исторически оправданной формой общественного экономического союза, которая опытом столетий доказала более успешное общественное взаимодействие, чем при общем подчинении по приказу.

6Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Австрийская школа маржинализма: к. менгер, е. бём-баверк, ф. визер

Австрийская школа отличается от других направлений маржина- лизма — лозаннской школы (Л.

Вальрас, В. Парето), работ У.Ст. Дже- вонса и А. Маршалла. Характерные особенности австрийской школы политэкономии:

  1. 2) высокая роль информации и огромное значение, придаваемое ими знаниям экономического субъекта;
  2. 7) важную роль в австрийской теории занимает фактор времени. Они не забывали подчеркивать, что ценностные суждения людей непосредственно зависят от того, на какой период времени они могут рассчитать удовлетворение своих потребностей («период предусмотрительности»), Именно фактор времени и связанная с ним неопределенность приводят к ошибкам участников обмена и не дают установиться общему равновесию, присущему вневременной системе Вальраса, где все цены и количества благ определяются одновременно.
  3. 4) приверженцы австрийской школы не применяют не только математические методы исследования, но даже геометрические иллюстрации своих теоретических положений (как Джевонс и Маршалл);
  4. 3) степень рациональности, требуемая от хозяйственного субъекта, находится в теориях австрийских маржиналистов на порядок ниже, чем в моделях Джевонса и Вальраса;
  5. 6) отсутствие в произведениях австрийских маржиналистов развитых идей равновесия;
  6. 5) методологический индивидуализм. Все экономические проблемы рассматриваются и решаются на микроуровне, на уровне индивида. Не учитывается, что целое, т.е. общество, всегда больше суммы своих частей, не признаются специфические макроэкономические явления, не сводимые к простой равнодействующей индивидуальных предпочтений и решений;
  7. 1) монистический субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремятся вывести только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Так, сущность процента состоит у них в разной оценке субъектом настоящих и будущих благ, издержки производства — в упущенной пользе, которую, как ожидается, производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены не так, как на самом деле, а иначе, и т.д. Особый акцент австрийская школа делает на неопределенности будущего и возможности ошибок;

Группа австрийских теоретиков предельной полезности заслуживает названия школы прежде всего потому, что у нее был учитель с непререкаемым научным авторитетом — Карл Менгер. Он практически не имел учителей, хотя у него имелись предшественники: опираясь в основном на немецкую литературу, Менгер не был тем не менее знаком с сочинениями Госсена и Тюнена, в которых идеи предельной полезности и предельной производительности нашли свое наиболее раннее воплощение.

В то же время почти невозможно найти какую-либо идею или концепцию Бём-Баверка, Визера и их последователей, которую не предвосхищали бы отдельные положения, оговорки и даже сноски из «Оснований политической экономии». Карл Менгер (1840—1921) родился в Галиции, в южной Польше (тогда входила в Австро-Венгерскую империю), в преуспевающем профессиональном семействе. В доме была такая атмосфера, что не только Карл (Carl), но и два его брата, Антон и Карл (Karl), достигли академической известности (Антон Менгер стал философом права и историком социализма, а Карл Менгер — знаменитым математиком).

К. Менгер изучал право в университетах Вены, Праги и Кракова, получив степень доктора права в Краковском университете в 1867 г.

Его первый пост был в отделе печати при канцелярии премьер-министра в Вене, и здесь он начал серьезно изучать экономику. После написания «Оснований политической экономии» (1871) он получил возможность читать лекции в Венском университете, а в 1873 г.

стал профессором этого университета. В 1876 г. он, подобно А. Смиту, стал частным учителем эрцгерцога Рудольфа, австрийского наследного принца, и много путешествовал с ним по Германии, Франции и Англии.

В 1879 г. он возвратился в Венский университет и начал «битву методов», опубликовав работу «Проблемы экономики и социологии», в которой подверг критике более молодую немецкую историческую школу. Вторая его крупная работа

«Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности»

(1883) не только содержала полемику с индуктивной методологией исторической школы, но и раскрывала основные методологические принципы самого Менгера.

Суть их в том, что экономическая наука должна вскрывать сначала простые элементы реальности и восходить к более сложным явлениям, где действие точных законов теории трудно распознать из-за влияния неэкономических мотивов. Вслед за этим развернулась ожесточенная полемика со Шмоллером, вошедшая в историю экономической науки как «спор о методе».

В начале 1890-х гг. он написал множество статей по монетарной экономике, которые легли в основу более поздних работ о ценности денег, особенно трудов Людвига фон Мизеса (1881—1973). В 1903 г. Менгер оставил кафедру в Вене, чтобы полностью посвятить себя написанию солидной книги, которая должна была привести его первую научную работу в соответствие с современностью. Но он не дожил до завершения этой задачи.

Некоторые фрагменты рукописи, которые перешли к его сыну по завещанию, были изданы впоследствии лишь частично. Первое издание работы прошло практически незамеченным.

Второе издание «Оснований политической экономии» вышло лишь в 1923 г., после смерти автора, когда основные идеи австрийской школы уже стали широко известны в более доступной интерпретации Бём-Бавер- ка и Визера.

На международный язык экономистов — английский — книга была переведена лишь спустя 80 лет после написания. В результате в течение почти века после опубликования «Оснований.» Менгер оставался скорее почитаемым, чем читаемым автором. Возрождением с 70-х гг. XX в.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+