Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию в случае

Бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию в случае

Как правильно провести инвентаризацию: практические рекомендации


Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность можно выявить только путем инвентаризации. Эта статья поможет вспомнить существенные моменты и предотвратить или исправить возможные ошибки. в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции. Инвентаризация — это обязательная ежегодная процедура для всех без исключения предприятий.

Главная цель — проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению. Но не все организации понимают важность проведения инвентаризации, превращая ее в формальность. Однако, только в ходе данной процедуры можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, оценить действительность отраженной в учете задолженности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет, и, что самое главное, минимизировать налоговые риски.

  1. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  2. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  3. перед составлением ;
  4. при реорганизации или ликвидации организации;
  5. других случаях, предусмотренных законодательством.
  6. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  7. при смене материально ответственных лиц;

Если инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годового баланса повторять эту процедуру нет необходимости. Основные средства проверять необходимо раз в три года (п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.) Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно назначить проведение инвентаризации.

Для этого ему необходимо определить количество данных мероприятий в отчетном году, их даты, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств при каждой из них (пп. 2.1 п. 2 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному предприятию, но и по его подразделениям.
Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному предприятию, но и по его подразделениям. В обязательном порядке необходимо проверить:

  1. основные средства;
  2. расчеты с поставщиками, покупателями, налоговой инспекцией и фондами, расчеты с прочими дебиторами (кредиторами);
  3. товарно-материальные ценности;
  4. активы и обязательства компании.
  5. незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  6. денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  7. резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы;
  8. финансовые вложения;
  9. нематериальные активы;

Обратите внимание, проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме.

Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т д.). Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации необходимо прописать в учетной политике (п. 3 ст. 6 ). Комментирует Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету, Контур.Школа: «Не обязательные случаи проведения инвентаризации фиксируют в учетной политике.

Укажите случаи, сроки, состав инвентаризационной комиссии. Случаи, когда инвентаризация обязательна по закону, в учетной политике фиксировать не нужно».

1. Подготовительный этап:

  1. получение расписок от материально ответственных лиц и т д.
  2. распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо.
  3. определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  4. подготовка приказа о проведении инвентаризации;
  5. формирование инвентаризационной комиссии;

Основным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации являются , утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В них же содержатся формы по учету результатов инвентаризации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 27.03.2000). 2. Взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

3. Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений. 4. Оформление результатов инвентаризации.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила:

  1. Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются датой окончания инвентаризации либо 31 декабря отчетного года.
  2. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до подписания отчетности и сдачи ее в налоговую инспекцию.

Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Зачастую, при инвентаризации выявляются «лишние» материально-производственные запасы и, как ни странно, даже основные средства. Причинами могут быть ошибки, совершённые в процессе ранее проводимых контрольных и учётных мероприятий. В бухгалтерском учете излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без НДС и акцизов), что оказывает влияние на величину налогообложения.

Зачисляются они на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма отражается в составе прочих доходов (п. 29 Методических указаний по инвентаризации).

Выявленные излишки подлежат отражению на следующих счетах бухгалтерского учета: по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы». Пример 1. В ходе инвентаризации были выявлены излишки товара по рыночной стоимости 15 000 руб. Бухгалтер делает следующую проводку: Дебет 41 Кредит 91-1 – 15 000 — стоимость излишков товара включена в состав внереализационных доходов Пример 2.

Организация, в ходе проведения ежегодной инвентаризации, выявила излишки строительных материалов. Рыночная стоимость данных материалов — 20 000 рублей. На основании решения инвентаризационной комиссии бухгалтер сделал следующую проводку: Дебет 10 Кредит 91-1 – 20 000 — приняты к учету излишки строительных материалов Кроме этого, необходимо установить причины возникновения излишков и виновных лиц (п.

5.1 Методических указаний по инвентаризации).

Если материалы или товары, выявленные в ходе инвентаризации — неликвидны, а, проще говоря, испорчены, или есть другие причины, не позволяющие их реализовать, например запчасти к оборудованию, которое уже не производится, товары, вышедшие из моды и т.п., то их следует также списать, отразив в учете бухгалтерской записью: Дебет 91 Кредит 10. В налоговом же учете доход в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом (п.

20 ст. 250 НК РФ). Излишки приходуются также по рыночной стоимости (без НДС и акцизов) (п.

5 и 6 ст. 274 НК РФ). Законодательно не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации.

Однако, инспекция может оштрафовать вас за недостоверность данных учета и отчетности (ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ). Правда, для этого ей придется самой найти расхождения учетных данных с реальными. Хоть это и не просто сделать за предыдущие периоды, но ничего невозможного нет. Советуем посмотреть запись вебинара «».

Советуем посмотреть запись вебинара «».

Лектор на практических примерах покажет, как сделать корректировки в бухгалтерском учете, если при инвентаризации выявлены излишки или недостача.

А также разберет наиболее спорные и вызывающие трудности вопросы, возникающие при проведении инвентаризации. Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 54 685 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы.

Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций Бесплатно Митюкова Э. С. Вебинар, 13 октября, 10:00 мск Данякина Е.

И. Вебинар, 20 октября, 10:00 мск Астахова Е. Ю. Запись вебинара

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств

1.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. См. по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфина РФ от 13 июня 1995 г.

N 49 2. Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 января 2011 г. 3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. См. схемы «Инвентаризация имущества / активов и обязательств» См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона < статья 11.> Глава III.

>> Содержание

Бюджетные учреждения. Инвентаризация в бюджетном учреждении — документы и учет результатов

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств.

Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные.

Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале. Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Вопрос о нормативных актах, регламентирующих проведение инвентаризации активов, имущества и финансовых обязательств в организациях государственного сектора, рассмотрен Минфином России в Письме . В письме сказано, что в соответствии со «Инвентаризация активов и обязательств» Закона N 402-ФЗ, который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, активы и обязательства подлежат инвентаризации, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (за исключением обязательного проведения инвентаризации). Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденным Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы».

При этом особенности структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые субъектом учета в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия и (или) функции закрепляются актом субъекта учета при формировании им своей учетной политики с применением соответствующих положений федерального бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 г.

N 274н. Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами субъекта учета устанавливаются документы учетной политики субъекта учета, которыми в том числе утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее — Порядок). В письме также отмечено, что Приказ Минфина России

«Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.

Готовимся к инвентаризации

28 августа 2021 г.

13:08 Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «» В консультации рассмотрим, в каких случаях в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств, что предусмотреть в учетной политике, как оформить приказ на проведение данного мероприятия, кого включить в состав инвентаризационной комиссии, какие функции и полномочия возложить на нее, в какие сроки проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация активов и обязательств проводится в учреждениях в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе этого мероприятия осуществляются:

  1. проверка сохранности имущества, в том числе выявление недостач и неучтенного имущества;
  2. проверка соответствия объектов имущества критериям признания их активами;
  3. проверка правильности и обоснованности расчетов с дебиторами и кредиторами (по доходам, с подотчетными лицами, по оплате труда, с бюджетом и т. д.), в том числе выявление просроченной, безнадежной дебиторской задолженности, невостребованной кредиторской задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности).
  4. определение признаков возможного обесценения активов;

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях бюджетной сферы изложены в разд.

VIII СГС «Концептуальные основы». Проведение инвентаризации в учреждениях обязательно (п.

80 СГС «Концептуальные основы»):

  1. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  2. при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  3. в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  4. в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными правовыми актами РФ.
  5. при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

Так, к иным обязательным случаям относится проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности (далее – годовая ) (п.

7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н). Согласно положениям отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, а также разъяснениям Минфина в целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть: 1) основания и сроки проведения инвентаризации (п.

80 СГС «Концептуальные основы»); 2) порядок проведения инвентаризации активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в том числе:

  1. нематериальных активов;
  2. объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463);
  3. непроизведенных активов;
  4. имущества, учтенного на забалансовых счетах;
  5. расчетов по доходам и обязательствам учреждения;
  6. денежных средств и денежных документов;
  7. резервов предстоящих расходов (п. 26 СГС «Резервы»);
  8. основных средств (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237);
  9. запасов (в том числе материальных запасов и незавершенного производства);

3) порядок проведения теста на обесценение активов (выявление признаков возможного обесценения актива) (п.

6 СГС «Обесценение активов»).

Дополнительно в документы учетной политики могут быть включены:

  1. формы документов по оформлению мероприятий, осуществляемых в рамках инвентаризации (помимо унифицированных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н), например, приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной комиссии, акты (протоколы, расчеты) по выявлению признаков обесценения активов, по оформлению результатов обесценения активов.
  2. порядок работы инвентаризационной комиссии (положение об инвентаризационной комиссии);

Также в силу Приказа Минфина РФ № 52н в учетной политике закрепляется способ указания статуса объекта учета (по его наименованию и (или) коду) в графе 8 инвентаризационной описи (ф. 0504087), в которой отражается информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот, например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»; для материальных запасов: «в запасе (для использования)», «в запасе (на хранении)», «ненадлежащего качества», «поврежден», «истек срок хранения»; для объектов незавершенного строительства: «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается в собственность иному публично-правовому образованию». При разработке порядка проведения инвентаризации в составе учетной политики учреждение может использовать отдельные положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

Необходимо отметить, что этот документ не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в учреждениях бюджетной сферы. Вместе с тем некоторые его положения, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письма Минфина РФ от 10.02.2021 № 02-07-10/8553, от 01.08.2019 № 02-07-10/58207).

При принятии решения о проведении инвентаризации активов и обязательств издается приказ руководителя, в котором указываются:

  1. дата начала и окончания инвентаризации;
  2. причины проведения инвентаризации;
  3. виды имущества и расчетов, подлежащих инвентаризации;
  4. состав инвентаризационной комиссии.

Унифицированной формы приказа о проведении инвентаризации, разработанной специально для госучреждений, нет.

Такой распорядительный документ может быть составлен в произвольном виде либо по форме ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (форма содержится в Методических указаниях). В учреждении может быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В учреждении может быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств дополнительно могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий определяется руководителем или иным уполномоченным лицом учреждения. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены:

  1. представители администрации учреждения;
  2. другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
  3. работники службы внутреннего финансового контроля;
  4. работники бухгалтерской службы;

Следует отметить, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера (Письмо Минфина РФ от 19.05.2021 № 02-07-10/41023).

Однако ранее финансовое ведомство указывало, что участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации, и является обязательным (Письмо от 27.11.2014 № 02-06-10/60461). Обратите внимание: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В целях организации деятельности инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) целесообразно включить в порядок проведения инвентаризации учреждения (утвержденный в составе документов учетной политики) отдельные положения об инвентаризационной комиссии, в которых будет указан порядок ее работы, в том числе функции и полномочия, которые на нее возлагаются. Приведем пример таких положений.

1. В целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учреждении создается инвентаризационная комиссия. При необходимости может создаваться несколько рабочих инвентаризационных комиссий. 2. Состав инвентаризационной комиссии, основания и сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом руководителя учреждения.

3. На основании приказа руководителя до начала проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия: а) разрабатывает график ее проведения и доводит до ответственных должностных лиц учреждения и руководителей структурных подразделений; б) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи.

4. Инвентаризационная комиссия имеет право: а) требовать от руководителей структурных подразделений необходимую документацию по проверяемым объектам учета; б) осуществлять иные действия, в рамках своих функций и полномочий, определенных в данном положении. 5. Инвентаризационная комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции и полномочия: а) проверяет фактическое наличие инвентаризируемых объектов учета; б) определяет причины выхода из строя имущества (например, износ, нарушение нормальных условий эксплуатации); в) определяет соответствие учтенного имущества критериям признания его активом; г) проверяет документацию на инвентаризируемые объекты; д) проводит осмотр имущества, подлежащего списанию, и устанавливает его непригодность к дальнейшему использованию или возможность его восстановления; е) выявляет признаки обесценения имущества учреждения; ж) определяет возможность использования отдельных деталей, материалов и других частей списываемого имущества; з) обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств; и) устанавливает лиц, по вине которых допущена недостача, уничтожение имущества учреждения; к) обеспечивает правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации; л) представляет руководителю учреждения предложения о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законодательством; м) вносит предложения по устранению выявленных нарушений и т.

п. 6. Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность:

  1. за искажение результатов проведенной ими инвентаризации;
  2. за несоблюдение конфиденциальности информации.
  3. за сохранность и возврат полученных документов;

7. По истечении срока, установленного для проведения инвентаризации, инвентаризационная комиссия представляет руководителю: а) протокол заседания комиссии, в котором отражаются итоги проведенной инвентаризации, в том числе указываются (при наличии):

  1. предложения по дальнейшим действиям в отношении имущества не соответствующего критериям признания его активом (восстановление или списание), а также имущества, имеющего признаки обесценения, и иные предложения;
  2. причины образования излишков и недостач, предложения по определению справедливой стоимости данных объектов;
  3. причины образования просроченной задолженности по расчетам и обязательствам и предложения по урегулированию такой задолженности;
  4. предложения по возмещению ущерба имуществу виновными лицами, о привлечении их к ответственности;

б) акт о результатах инвентаризации (ф.

0504835) с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) на утверждение. Нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в учреждениях бюджетной сферы, не содержат указаний на обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.

По общим правилам годовая инвентаризация в учреждениях проводится не ранее 1 октября текущего отчетного года. Хотя у финансистов по этому поводу имеются различные мнения. Согласно Письму от 22.10.2019 № 02-07-10/81064 проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов.

Согласно Письму от 22.10.2019 № 02-07-10/81064 проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов. По мнению автора, если следовать данным указаниям, результаты инвентаризации расчетов и обязательств, проведенной по состоянию на 31 декабря и позднее, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности как (при условии, что все документы от контрагентов поступят до утверждения отчетности). Однако с контрагентами может затянуться, и в этом случае есть риск, что результаты инвентаризации будут сформированы уже после утверждения отчетности.

В другом письме финансовое ведомство поясняет, что проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале отчетного года), является одним из методов предварительного финансового контроля и не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности(Письмо от 10.02.2021 № 02-07-10/8553). Исходя из разъяснений в последнем письме учреждение вправе предусмотреть сроки для проведения годовой инвентаризации в IV квартале отчетного года, в том числе по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Если срок представления годовой бухгалтерской отчетности учредителю (соответствующим финансовым органам) позволяет сделать сверку расчетов с дебиторами и кредиторами на 31 декабря отчетного года, то в учетной политике можно предусмотреть срок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам в январе, с последующим отражением результатов инвентаризации в учете и отчетности как событий после отчетной даты. Инвентаризация резервов осуществляется на годовую отчетную дату и (или) на дату составления последней бухгалтерской отчетности при реорганизации субъекта учета (п.

26 СГС «Резервы»).

Годовая инвентаризация в организации бюджетной сферы: актуальные задачи при ее проведении

Содержание О том, что проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности является обязательным, бухгалтерам организаций бюджетной сферы напоминать не нужно. По общему правилу, при проведении инвентаризации в учреждении необходимо сверить информацию, отраженную в бухгалтерском (бюджетном) учете, с фактическими данными. При этом, с учетом изменений, вносимых в нормативные правовые акты, регулирующие проведение инвентаризации, перед должностными лицами ставятся и иные вопросы.

О них и поговорим в статье. Обязанность проведения инвентаризации в целях составления годовой отчетности закреплена для всех типов учреждений Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации устанавливаются в рамках учетной политики. Инвентаризации подлежат:

  1. основные средства;
  2. финансовые вложения;
  3. незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  4. материальные запасы;
  5. резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.
  6. животные и молодняк животных;
  7. расчеты;
  8. денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  9. нематериальные активы;

Также практика показывает, что должны быть проинвентаризированы объекты незавершенного строительства (п.

6 Представления Счетной палаты РФ от 14.07.2016 № ПР 13-198/13-02).

Отдельно отметим такой объект для проведения инвентаризации, как счета для учета обязательств (0 502 00 000 «Обязательства»).

Прямо на это ни в одном нормативном правовом документе не указано. Но говоря о проведении инвентаризации в целях составления годовой отчетности, следует понимать, что обязательства фигурируют в отчетных формах. Соответственно, перед их составлением счета санкционирования нужно проинвентаризировать.

Одной из задач инвентаризации является проверка объектов на соответствие понятию «Актив» Объекты основных средств, по которым установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания).

Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится. Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса.

На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Несмотря на приведенные в нормативных документах определения «Актива» и разъяснения специалистов финансового ведомства на эту тему, должностные лица учреждений периодически сталкиваются с неоднозначными ситуациями.

Рассмотрим некоторые из них и возможные варианты решений:

  • В учреждении имеется имущество, использовать которое в его деятельности нет возможности. Например, оборудование для оказания каких-либо специфических государственных услуг, которые в текущем году согласно заданию учреждение уже не оказывает. Для принятия решения о необходимости переноса имущества на забалансовый счет 02 по причине несоответствия понятию «Актив», в данной ситуации необходимо оценить потенциальную возможность использования имущества. Если она существует, то объект соответствует понятию «Актив» и переносить его на забалансовый счет 02 не нужно. К примеру, данное имущество может быть продано, обменяно на другие активы и т. п., то есть полезный потенциал у него есть Также целесообразным будет его возврат собственнику (в том числе, по инициативе учреждения), если речь идет о ранее закрепленном за учреждением имуществе.
  • Должностными лицами учреждения принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации имущества и проведении в его отношении ремонтных, восстановительных работ. Объект планируется к списанию, но его необходимо должным образом согласовать. В такой ситуации имущество может быть признано не соответствующим понятию «Актив», списано с балансового учета и отражено на забалансовом счете 02 на период согласования.
  • В учреждении находится имущество, поступившее в результате замены составной части оборудования, при этом функциональное назначение (для использования, реализации и т. д.) не определено. Специалисты финансового ведомства указывают, что такое имущество учитывается на забалансовом счете 02.

Еще одной задачей, которую необходимо решить в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, является выявление признаков обесценения актива. Оно осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива, перечисленных в п. 6 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв.

Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее — Федеральный стандарт «Обесценение активов»).

Анализ наличия признаков обесценения осуществляется инвентаризационной комиссией (комиссией по поступлению и выбытию активов). В случае выявления таких признаков проводится процедура тестирования объектов, по которым выявлены признаки обесценения, в соответствии с положениями Федерального стандарта «Обесценение активов». При этом в случае, если комиссией по инвентаризации не выявлены признаки обесценения нефинансовых активов, в документе по инвентаризации, формируемом согласно положениям учетной политики, производится запись

«признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»

Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.

Однако, если названного документа нет, указать, что

«признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»

по результатам проведения инвентаризации необходимо. Итак, мы рассмотрели объекты, подлежащие инвентаризации, и две задачи, которые необходимо решить при ее проведении: выявление соответствия объекта понятию «Актив» и признаков обесценения активов. А также остановились на нюансах, с которыми могут столкнуться должностные лица учреждений при решении этих задач.

_____________________ *(1) п.

7 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, п.

9 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, п.

п. 80, 81 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, далее — Федеральный стандарт «Концептуальные основы.». *(2) Согласно разделу 3

«Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств»

Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв.

Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Данный документ не является обязательным для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы, но его отдельные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации, могут быть включены в документы учетной политики (Письма Минфина России от 01.08.2019 №02-07-10/55207, от 28.01.2019 № 07-01-09/4705). *(3) раздел 3 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237.

*(4) Письмо Минфина России от 25.07.2018 № 02-07-10/52275.

*(5) п. 37 Федерального стандарта «Концептуальные основы…».

*(6) Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969. *(7) п. 1.2 Приложения № 1 к Совместному Письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932.

*(8) Письмо Минфина России от 01.11.2018 № 02-06-10/78896 Опубликовано 13.11.2019 Ваш комментарий*

Когда бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+