Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Бухгалтерский учет представительства

Бухгалтерский учет представительства

Особенности бухгалтерского учета иностранного представительства (филиала) в России


Важное 06 октября 2016 г. 13:14 Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт Иностранные компании могут иметь на территории РФ филиалы или представительства. Какие существуют особенности ведения бухгалтерии в иностранном филиале или представительстве?

В силу НК РФ под представительством иностранной компании понимаются:

  1. отделение;
  2. филиал;
  3. контора;
  4. представительство;
  5. бюро;
  6. агентство;
  7. любое другое , через которое компания регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Согласно НК РФ деятельность иностранной компании на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим требованиям:

  1. наличие любого места деятельности иностранной компании;
  2. осуществление иностранной компанией в этом месте предпринимательской деятельности;
  3. осуществление такой деятельности иностранной компанией регулярно.

Кроме того, согласно статье «Постоянное представительство» в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения такое представительство означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. При этом к образованию постоянного представительства не приводит деятельность отделения, имеющая подготовительный и вспомогательный характер (Письмо Минфина РФ от 18.06.2014 г. №03-08-05/29161). После регистрации представительства (филиала) необходимо осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета.

Важно! Ведение бухгалтерского учета представительства предполагает формирование внутренней отчетности для головной иностранной компании. Такая отчетность должна быть подготовлена в соответствии с правилами законодательства страны нахождения иностранной компании.

В этом случае готовится отчетность на иностранном языке по формам, предоставляемым головной компании. А должно ли представительство (филиал) иностранной компании вести по российским стандартам и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в контролирующие органы? В соответствии с пп.2 п.2 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 г.

№402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402-ФЗ) бухгалтерский учет по российским стандартам могут не вести находящиеся на территории РФ филиал представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Но это только в случае, если они в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах ведут учет доходов и расходов (Письмо Минфина РФ от 17.04.2013 г. №07-01-06/13053). Причем, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

То есть если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов доходов, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный порядок), то должны применяться положения международного договора (соглашения).

Иностранные компании, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19). В этом случае представительство иностранной компании вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета (п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Важно! Российское законодательство в части бухгалтерского учета позволяет представительствам и филиалам не вести учет по нашим стандартам, акцентируя внимание на необходимость ведения налогового учета.

Действительно, с одной стороны у представительств (филиалов) иностранных компаний нет обязанности представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговую инспекцию и территориальные органы Росстата. С другой стороны, по требованию налоговой инспекции, представительство (филиал) должен представлять все первичные документы и расчеты, которые подтверждают объекты налогообложения.

Так, постоянные представительства представляют налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества по месту постановки на учет и по месту нахождения недвижимого имущества ( НК РФ). То есть порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских компаний. Поэтому налоговые органы могут запросить документы, подтверждающие льготный порядок налогообложения объектов основных средств.

В этом случае бухгалтерский учет ведется по российским стандартам, если они не вступают в противоречие с МСФО (п.2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г.

№34н). Порядок и выбранные способы ведения учета должны быть отражены в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г.

№106н). Важно! Учетная политика представительств и филиалов для целей бухгалтерского учета может разрабатываться на основе стандартов МСФО.
Статья актуальна на 19.09.2016

Особенности учета в филиалах и представительствах

Все организационные вопросы, которые касаются различных событий в хозяйственной жизни экономического субъекта (создание, реорганизация, ликвидация и пр.) регламентируются нормами гражданского права.

В процессе своей хозяйствующий субъект может открывать отдельные структурные подразделения, которые отделены от него территориально.

Например, они могут находиться в другом городском районе, населенном пункте, или иностранном государстве.ГК РФ выделяет 2 вида обособленных подразделений субъекта хозяйствования:

  • Филиал;
  • Представительство.

Их главное отличие состоит в предоставляемых им головной организацией полномочий.

Филиал осуществляет все виды экономической деятельности либо только некоторые из них, в том числе и выполняет представительские функции. Второе из названных создается исключительно для представления интересов экономического субъекта, например, для приема претензий. Замечание 1 Стоит отметить, что Налоговый кодекс устанавливает обязанность регистрации любого подразделения организации, которое находится в месте, отличном от места нахождения главной организации, а также оборудовано рабочими местами.

Замечание 1 Стоит отметить, что Налоговый кодекс устанавливает обязанность регистрации любого подразделения организации, которое находится в месте, отличном от места нахождения главной организации, а также оборудовано рабочими местами. Причем предполагается, что деятельность в таком подразделении будет вестись более 1 месяца.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Обособленные структурные единицы, в том числе представительства и филиалы, не являются отдельными юридическими лицами. Также рассматриваемые отдельные части экономического субъекта имеют следующие правовые особенности:

  • Они на основании положения о филиале (представительстве) юридического лица, которое их учредило.
  • Инициатива создания, или закрытия обособленного подразделения, назначение и увольнение его руководителя и некоторых других существенных решений принадлежит головной организации.
  • Их деятельность ведется только от имени головной организации, наименование которой должно содержаться в их наименовании (если оно имеется).
  • Имущество таких подразделений не является их собственностью, а только лишь используется на правах владения и пользования.
  • Все претензии и судебные иски предъявляются к головной организации.

Экономический субъект, который имеет обособленные подразделения, должен соответствующим образом организовать ведение бухгалтерского учета.

Головная компания разрабатывает учетную политику, которая обязательна во всех ее филиалах и представительствах. Ей необходимо предусмотреть следующие нюансы:

  • Рабочий план счетов, должен предусматривать соответствующие субсчета для учета обособленных подразделений, или использование отдельного счета 79.
  • Организация системы расчетов является важным фактором, особенно при наличии множества филиалов или иных обособленных структур.
  • Соблюдение графика документооборота, в том числе между обособленными подразделениями и главным офисом, должно быть четким. Иначе это значительно затрудняет учетный процесс, а также ставит под угрозу своевременное и достоверное предоставление информации в форме отчетности.
  • Классификация аналитических субконто, статей бюджетной классификации и прочей аналитики также должны быть единообразными для упрощения учетной работы с данными.
  • Учет во всей организации должен быть единообразным, то есть применяются одинаковые учетные процедуры, методы оценки для аналогичных объектов учета.

Особенности отражения фактов хозяйственной жизни (ФХЖ) филиала или представительства зависит, главным образом, от того, выделен ли ему отдельный баланс и расчетный счет или нет.

Рассмотрим основные особенности учета в каждом из этих случаев.В данном случае первичные документы могут вносить в учетную систему на месте либо передаваться в головную бухгалтерию.

Для обособленного учета используют отдельные субсчета для каждого филиала (представительства). Как правило, такие обособленные единицы не имеют счета в банке, поэтому все расчеты производятся через головную организацию.

В таком случае все ФХЖ между обособленным подразделением и «головой» проходят через 79 счет.

Причем бухгалтерские записи будут зеркальными. Стоит отметить, что бухгалтерия обособленного подразделения может выводить финансовый результат, а может и нет. Это зависит от особенности деятельности в нем.

Если оно является промежуточным звеном производственного процесса и передает продукт переработки другому подразделению или головной организации, то исчислять конечный результат деятельности нецелесообразно. Напротив, если такая структурная единица обладает большой самостоятельность, его деятельность отличается от деятельности «головы» и она имеет законченный характер, результат может быть подсчитан.

Причем для его расчета, главная организация должна распределять свои расходы, связанные с общим управлением, между всеми своими представительствами и филиалами.Очень важной составляющей в данном случае является организация системы расчетов. Так как обособленных единиц может быть несколько, и они могут вести расчеты с одинаковыми контрагентами.

Тогда как в отчетности необходимо эти расчеты показывать свернуто, то есть по отношению к головной организации. Замечание 2 Необходимо заметить, что отчетность «головы» должна включать в себя все результаты деятельности каждой из ее подразделений.

Бухгалтерский и налоговый учет в организации, имеющей филиал

Важное 16 мая 2017 г. 13:55 Автор: Тимофеева Л. Е., эксперт информационно-справочной системы «» Организации в целях расширения границ своей деятельности открывают в других городах или районах обособленные подразделения.

Они могут иметь статус филиала или представительства, а могут существовать и без такого статуса (для чего требуется отдельная процедура постановки на учет в ИФНС). В данной консультации речь пойдет именно о филиалах, причем выделенных на отдельный баланс.

Что понимать под отдельным балансом? Как организовать бухучет в организации, имеющей филиал? Каковы особенности уплаты налогов при наличии филиала? Эти и другие вопросы станут предметом рассмотрения. Филиалом является юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства ( ГК РФ).

Филиалом является юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства ( ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы юридического лица должны быть указаны в ЕГРЮЛ. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определения понятия «отдельный баланс обособленного подразделения».

На практике термин «баланс», как правило, используется в двух значениях:

  1. способ учета определенных показателей, позволяющий их соотносить между собой.
  2. документ, содержащий отчетную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта;

Согласно п.

8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» такая отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов (в том числе выделенных на отдельные балансы). Из этой нормы следует, что филиалы не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс. Значит, в случаях, когда в тех или иных нормативных документах или Налоговом кодексе упоминается «отдельный баланс», под этим термином понимается перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Такой вывод сделан, в частности, в Письме Минфина России от 29.03.2004 № 04-05-06/27, где говорится еще и следующее.

Организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своих подразделений и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления. В соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (см.

Письмо Минфина России от 10.08.2010 № 07-02-06/119). Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 учетной политикой, среди прочего, утверждаются:

  1. рабочий ;
  2. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  3. другие решения, необходимые для организации бухучета.
  4. формы первичных учетных документов, регистров бухучета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  5. порядок контроля хозяйственных операций;

Полагаем, что выделение филиалов на отдельный баланс целесообразнее закрепить именно в учетной политике. Обратите внимание: в учетной политике следует установить план счетов, используемый филиалами, а также порядок их взаимодействия с головной организацией при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Итак, филиалы, выделенные на отдельный баланс, ведут бухгалтерский учет самостоятельно, но в соответствии с учетной политикой организации. Головная организация отражает в своем бухучете только свои хозяйственные операции.

При составлении бухгалтерской отчетности в целом по юридическому лицу показатели головной организации и филиалов суммируются. Документооборот между филиалами и головным офисом производится на основании извещения (авизо), форму которого организация может разработать самостоятельно с учетом требований Закона о бухучете и зафиксировать в учетной политике.

В ней же необходимо закрепить сроки передачи авизо из филиалов в головную организацию и обратно.

К каждому авизо прикладываются копии первичных учетных документов, послуживших основанием для отражения конкретных хозяйственных операций.

Все операции между головной организацией и филиалами (передача ОС, МПЗ, затрат, финансовых результатов) отражаются у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету могут быть открыты субсчета: – 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» (ведется учет по переданным филиалу внеоборотным и оборотным активам); – 79-2 «Расчеты по текущим операциям» (учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалом).

Пример. Филиалом от головной организации получен товар, фактическая себестоимость которого составила 90 000 руб.

Товар продан за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Согласно учетной политике организации: – филиал самостоятельно формирует финансовый результат (прибыль или убыток) и ежемесячно передает его в головную организацию; – расчеты с покупателями осуществляются через головную организацию и передаются на ее баланс.

В бухгалтерском учете филиала будут сделаны следующие проводки: Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.

Принят товар от головной организации 41 79-2 90 000 Отражена выручка от реализации товара 62 90-1 118 000 Списана себестоимость реализованного товара 90-2 41 90 000 Начислен НДС 90-3 68 18 000 Передана головной организации покупателя 79-2 62 118 000 Передан головной организации НДС 68 79-2 18 000 Отражена прибыль филиала 90-9 99 10 000 Прибыль филиала передана головной организации 99 79-2 10 000 В бухгалтерском учете головной организации будут отражены следующие проводки: Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.

Передан товар филиалу 79-2 41 90 000 Принята от филиала дебиторская задолженность покупателя 62 79-2 118 000 Отражен НДС 79-2 68 18 000 Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя 51 62 118 000 Учтена прибыль филиала 79-2 99 10 000 Согласно НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ.

Согласно НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Плательщиками этого налога признаются организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ) (п. 2 ст. 11, НК РФ). Исчисление и уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений гл.

21 НК РФне предусмотрены. В связи с этим, а также на основании НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения (в том числе филиалы), уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 01.02.2016 № 03-07-11/4411.

Если организация осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) через филиал, то последний составляет счета-фактуры, заполняя их в общем порядке, учитывая особенности в отношении нумерации этих документов и указания сведений о продавце и грузоотправителе.
Согласно п. 1 Правил заполнения счета-фактуры в этом документе должно быть указано следующее:

  1. в строке 2 – полное или сокращенное наименование организации в соответствии с учредительными документами (пп. «в»);
  2. в строке 3 – наименование филиала (иного грузоотправителя) и его почтовый адрес (пп. «е»).
  3. в строке 1 – порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта) дополняется цифровым индексом филиала, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения (пп. «а»);
  4. в строке 2б – ИНН организации и КПП филиала (пп. «д»). При реализации товаров в страны Таможенного союза допустимо указание КПП организации (головного офиса);
  5. в строке 2а – место нахождения организации в соответствии с учредительными документами (пп. «г»);

Разъяснения по поводу заполнения указанных строк счета-фактуры даны в письмах Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, от 04.07.2012 № 03-07-14/61, ФНС России от 08.07.2014 № В целях обложения НДС в учетной политике организации, имеющей филиалы, необходимо закрепить порядок ведения книги покупок и книги продаж.

Эти книги ведутся филиалами как разделы книги покупок и книги продаж организации в целом и передаются в головную организацию для оформления единых книги покупок и книги продаж и составления налоговой декларации.

Декларация по НДС представляется в ИФНС по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом. Уплата авансовых платежей и сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (в том числе филиалы) исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения ( НК РФ).

Согласно НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.

В силу НК РФ организация, в состав которой входят филиалы, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из филиалов в отношении имущества, признаваемого объектом обложения в соответствии со НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из филиалов. Налог определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти филиалы, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со НК РФ, в отношении каждого филиала с учетом особенностей, установленных НК РФ. Если объект недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее филиала, имеющего отдельный баланс, то налог на имущество (авансовые платежи по налогу) перечисляются в бюджет по местонахождению каждого из таких объектов недвижимости.

Это следует из НК РФ. На основании НК РФ земельный налог и авансовые платежи по нему вносятся налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (см. также Письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03-05-06-02/60364). Согласно НК РФ уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Если общество приобретет и зарегистрирует по местонахождению филиала транспортное средство, то должно представлять налоговую декларацию и уплачивать транспортный налог по местонахождению транспортного средства.

В соответствии с НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие филиалы, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения филиала, определяется исходя из:

  1. суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого филиала;
  2. сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами филиалом (уполномоченными лицами филиала) от имени такой организации.

Согласно НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие филиалы, представляют в налоговый орган по месту учета таких филиалов:

  1. при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ ( НК РФ) – сообщение также в виде справки 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  2. сведения о выплаченных доходах физическим лицам и суммах НДФЛ, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет (справка 2-НДФЛ), – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  3. расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, – за первый квартал, полугодие, девять месяцев (форму 6-НДФЛ) не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание.

Глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения (в том числе филиалы), право самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета сумм НДФЛ (Письмо Минфина России от 23.12.2016 № 03-04-06/77778).

Уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц ( НК РФ). С 1 января 2017 года действует НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации о наделении обособленного подразделения (включая филиал) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Таким образом, если до указанной даты начисление выплат в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов осуществлялись раздельно самой организацией и филиалами по месту их нахождения и данный порядок не изменился после этой даты, уплата страховых взносов и представление расчетов по ним в текущем году производятся по-прежнему раздельно.

Уведомлять налоговые органы о наделении полномочиями организациям не нужно. Если организация, имеющая филиалы, которые до 1 января 2017 года исполняли обязанности организации по начислению выплат и страховых взносов, переходит с этой даты на централизованное исчисление и уплату взносов, то ей необходимо уведомить налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения филиалов о лишении последних полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Соответственно, отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в налоговый орган по месту своего нахождения.

Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 06.03.2017 № 03-15-10/12652. Итак, если филиал самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц, то по месту его нахождения надо сдавать отдельную отчетность, где отражать только выплаты и взносы, начисленные самим филиалом.

Отчетность, которую сдают филиалы: 1) в ИФНС по месту нахождения филиала – расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (начиная с I квартала 2017 года) ( НК РФ); 2) в ПФР, где филиал поставлен на учет (п.

2, 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  1. форму СЗВ-М с перечнем сотрудников филиала – ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  2. форму СЗВ-СТАЖ со сведениями о страховом стаже работников филиала – ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (начиная с отчетности за 2017 год). Дополнительно по данному вопросу см. консультацию Е. А. Логиновой «»;

3) в ФСС по месту учета филиала – форму 4-ФСС (п. 11 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ) на бумажном носителе не позднее 20-го числа, в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В перечисленных формах отчетности следует указывать КПП филиала.

В заключение данного раздела обобщим порядок уплаты налогов и страховых взносов организациями, имеющими филиалы, представив эту информацию в виде таблицы. Вид налога (платежа) Уплата по месту нахождения Головной организации (ГО) Филиала НДС Вся сумма налога (даже если товар реализован через филиал) Не предусмотрена Налог на прибыль Налог в федеральный бюджет – в полном объеме.

Налог в региональный бюджет – в части, приходящейся на ГО Налог в региональный бюджет – в части, приходящейся на филиал Налог на имущество Налог, исчисленный со стоимости ОС на балансе ГО Налог, исчисленный со стоимости ОС на балансе филиала В отношении недвижимого имущества – по месту его нахождения Земельный налог По месту нахождения земельного участка Транспортный налог По ТС, зарегистрированным на ГО По ТС, зарегистрированным на филиал НДФЛ По доходам, выплаченным ГО По доходам, выплаченным филиалом Страховые взносы С выплат работников ГО; с выплат работников филиала (если он лишен полномочий по начислению выплат и взносов) Если филиал самостоятельно осуществляет начисления в пользу физических лиц

Особенности налогового учета представительств иностранных организаций

Специально для Клерк.РуВ соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:

  1. осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
  2. получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),

регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.

При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на , так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г.

№03-08-05. При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н

«Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»

.

Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):

  1. принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
  2. используемых активов,
  3. выполняемых в РФ функций,

В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ. ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:

  1. представительство,
  2. агентство,
  3. филиал,
  4. бюро,
  5. любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),
  6. контора,
  7. отделение,

через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  1. пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  2. проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  3. продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  4. осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:

  1. если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
  2. если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,

Кроме того, в случаях, если иностранная организация оказывает услуги и получает доходы на территории РФ регулярно (пусть и не постоянно), например – путем направления своих специалистов для оказания таких услуг, то такая коммерческая деятельность, по мнению Минфина, приводит к образованию постоянного представительства. Именно такое мнение содержится в Письме Минфина от 26.03.2010г.

№03-08-05:«Критериями, по которым определяется факт образования постоянного представительства иностранной организации на территории РФ, являются следующие.Как правило, все соглашения об избежании двойного налогообложения содержат определение термина «постоянное представительство», который означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве.Определение, таким образом, содержит следующие условия:

  1. существование места деятельности;
  2. осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности.
  3. это место деятельности должно быть «постоянным», то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

Выражение «место деятельности» означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет.

Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения.

Также таким местом деятельности может считаться и другое предприятие, через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной компанией на основе регулярно заключаемых договоров.Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производственного характера.

Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.Учитывая вышеизложенное, если иностранная компания оказывает услуги:

  1. по миграции данных,
  2. контролю,
  3. консультационные услуги по внедрению на территории РФ обновления программного обеспечения, используемого в производственной деятельности российской организации,

регулярно на основе заключенного долгосрочного договора с данной российской организацией в течение нескольких налоговых периодов, то такая деятельность иностранной компании может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории РФ.» В соответствии с п.4 ст.306 НК РФ, осуществление иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (при отсутствии признаков постоянного представительства), не приводит к образованию постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся: 1. использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки; 2. содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки; 3.

содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией; 4.

содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; 5. содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Кроме того, иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через:

  1. профессионального участника российского рынка ценных бумаг,
  2. любое другое лицо, действующее в рамках своей основной деятельности.
  3. брокера,
  4. комиссионера,

В соответствии с п.10 ст.306 НК РФ, тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п.9 ст.306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ. Так же и факт владения иностранной организацией (п.5 ст.306 НК РФ):

  1. иным имуществом на территории РФ,
  2. долями в капитале российских организаций,
  3. ценными бумагами,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, сам по себе не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ. В соответствии с п.6 ст.306 НК РФ:

  1. факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ,

сам по себе не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ.

Кроме того (п.7 ст.306 НК РФ):

  1. факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен. На основании п.8 ст.306 НК РФ, осуществление иностранной организацией операций:

  1. по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, так же не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным:

  1. с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование:

  1. с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

В соответствии с положениями ст.83 Налогового кодекса, постановка на учет и снятие с учета в ФНС коммерческой иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через обособленные подразделения осуществляется:

  1. на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в ФНС не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ.

При подаче заявления иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В соответствии с п.1 ст.307 НК РФ, объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признается: 1. Доход полученный в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п.4 ст.307 НК РФ.

2. Доходы иностранной организации:

  1. распоряжения
  2. пользования,
  3. от владения,

имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов.

3. Другие доходы от источников в РФ, указанные в п.1 ст.309 Налогового кодекса, относящиеся к постоянному представительству.Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения (п.2 ст.307 НК РФ).

При определении налоговой базы иностранной некоммерческой организации учитываются положения п.2 ст.251 Налогового кодекса.Обратите внимание:Если иностранная организация осуществляет на территории РФ деятельность подготовительного, вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью (п.3 ст.307 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, применяют положения, предусмотренные ст.280

«Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами»

, ст.283 «Перенос убытков на будущее» Налогового кодекса.Ставки налога на прибыль, применяемые иностранными представительствами. В соответствии с п.6 ст.307 НК РФ, иностранные представительства уплачивают налог по ставке 20% (п.1 ст.284 НК РФ).

При этом:

  1. сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
  2. сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Следующие доходы: 1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций; 2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; 3) процентный доход от государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; облагаются налогом отдельно от других доходов по следующим ставкам:15%: — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ); — по доходу в виде % по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторыми исключениями, в соответствии с НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде %, а также по доходам в виде % по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 01.01.2007г. (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ). 9%: — по доходам в виде % по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007г., а также по доходам в виде % по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007г.

(пп.2 п.4 ст.284 НК РФ);0%: — по доходу в виде % по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997г. включительно, а также по доходу в виде % по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ).

В соответствии с п.8 ст.307 НК РФ, иностранные представительства уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном ст.286 и ст.287 Налогового кодекса. Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в РФ по форме, утверждаемой ФНС, представляются иностранным представительством, в ИФНС по месту нахождения в порядке и в сроки, установленные ст.289 НК РФ.Порядок учета расходов, произведенных головным офисом иностранной компании, при исчислении налога на прибыль организаций постоянным представительством этой компании. Иностранные представительства, уплачивающие налог на прибыль, определяют состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль в том же порядке, что и российские организации, на основании статей 252 — 269 Налогового кодекса.

Иностранным представительствам необходимо установить методику определения доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.313 НК РФ.

В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

При этом, в соответствии с п.5.3 Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003г. №БГ-3-23/150: Если международным договором РФ с иностранным государством предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства затрат, в том числе:

  1. управленческих,
  2. общеадминистративных,

понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в РФ в других государствах, то при соблюдении требований главы 25 НК РФ, эти расходы могут быть приняты при исчислении налоговой базы постоянного представительства.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя, и должен быть представлен в налоговые органы в РФ по месту постановки на учет иностранной организации. Именно такие рекомендации содержатся в Письме Минфина от 26.06.2012г.

№03-08-13, кроме того, в данном Письме отмечается следующее:«Подтверждение расходов является документально обоснованным, если первичный документ соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и не противоречит общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета, а в российском законодательстве — предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и разделом 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно данным нормативным актам документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке; первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, поскольку согласно действующему законодательству на территории РФ официальное делопроизводство ведется на русском языке как государственном языке РФ.При формировании расходов каждого отчетного (налогового) периода, признаваемых в целях налогообложения, необходимо учитывать, что не включаются в состав расходов представительства расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не находящихся на территории РФ, включая подразделения головного офиса. Расходы, передаваемые головным офисом представительству, считаются произведенными в том периоде, в котором они были фактически переданы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+