Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Что такое патронатное воспитание в казахстане

Что такое патронатное воспитание в казахстане

Усыновление ребенка в Казахстане: условия, порядок и необходимые процедуры Версия для печати


Согласно статье 84 усыновлению подлежат дети, единственный или оба родителя которых:

  1. отказались от ребенка;
  2. неизвестны.
  3. признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  4. дали согласие на усыновление ребенка;
  5. лишены и не восстановлены в родительских правах;
  6. умерли;

Усыновить можно только несовершеннолетних детей, чье должным образом. Также стоит помнить, что усыновление можно осуществить только в их интересах с учетом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка. При этом учитываются возраст, степень зрелости и согласие ребенка на усыновление.

При этом, если родители отказались от ребенка, родственники могут усыновить его вне зависимости от своего гражданства и местожительства. Разным семьям нельзя усыновлять братьев или сестер.

В этом случае усыновление возможно, только если дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались вместе. В Республике Казахстан введен Республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее – Республиканский банк данных).

На сайте МОН РК размещена производная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К производной информации о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, относится информация по полу, о возрасте, состоянии здоровья, особенностях характера, причинах отсутствия родительского попечения, наличии братьев и сестер, совершеннолетних родственников, а также возможных формах устройства на воспитание в семьи и фотографии детей, содержащиеся в Республиканском банке данных.

Целями формирования и использования Республиканского банка данных являются:

  • Обеспечение доступа к не конфиденциальной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей данной категории в целях устройства их в семьи;
  • Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на попечении государства в организациях для детей данной категории посредством устройства в семьи казахстанских граждан через возможные устройства детей в семью (усыновление, опека, патронатное воспитание, приемная семья);
  • Пропаганда высоких семейных ценностей граждан Республики Казахстан, направленная на воспитание патриотизма граждан, высокого уровня социальной ответственности, норм морали и позитивно-активного морального общества.
  • Осуществление учета детей, подлежащих устройству в семью (усыновление, опека, патронатное воспитание, приемная семья);
  • Способствование повышению правовой грамотности граждан Республики Казахстан в вопросах защиты прав детей, устройства ребенка в семью;

Об утверждении Положения о патронатном воспитании

  1. Наши проекты:

| | Состояние базы:

  1. Документы по состоянию на: 21.10.2020
  2. На казахском языке: 143946
  3. На русском языке: 143839
  4. Всего документов: 289337
  5. На английском языке: 1552
  6. Дата обновления: 26.10.2020

Русский язык Утратил силу с изменениями на: 25.04.2015 Сноска.

Утратило силу постановлением Правительства РК от 25.04.2015 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования). В соответствии с статьи 133 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое о патронатном воспитании.

2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования. Премьер-Министр Республики Казахстан К.

Масимов Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 384 1.

Настоящее Положение о патронатном воспитании (далее – Положение) разработано в соответствии с Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс).

2. Опека или попечительство в форме патроната устанавливается над несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – ребенок (дети)), в том числе находящимися в организации образования, медицинской или другой организации. 3. Патронатный воспитатель – лицо, которому , осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее – орган), передан на воспитание ребенок (дети), в том числе находящийся в организации образования, медицинской или другой организации, на основании о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание (далее – договор).

4. На патронатное воспитание передается ребенок (дети), не находящийся под опекой (попечительством) физических лиц. 5. Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, составляет не более трех детей, за исключением случаев, связанных с детьми из одной семьи.

6. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание осуществляется исходя из интересов ребенка (детей) для обеспечения семейного воспитания. 7. Орган осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и обучения ребенка (детей), анализирует деятельность патронатных воспитателей. 8. Подбор патронатных воспитателей осуществляется органами.

9. Патронатными воспитателями являются только совершеннолетние лица обоих полов, соответствующие квалификационным требованиям должностей педагогических работников, за исключением: 1) кровных родителей; 2) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 4) отстраненных от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; 5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; 6) лиц, которые по состоянию здоровья не выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан; 7) лиц, имеющих на момент обращения непогашенную судимость; 8) лиц, не имеющих на момент обращения постоянного места жительства, а также жилого помещения, пригодного для проживания ребенка (детей); 9) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. 10. Лицо, выразившее желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание предоставляет в орган следующие документы: 1) заявление о желании стать патронатным воспитателем; 2) заявление о проведении обследования жилищно-бытовых условий; 3) согласие супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем ребенка (детей), состоит в браке; 4) справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости; 5) справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости; 6) сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, а также супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке. 11. Орган при наличии документов, указанных в настоящего Положения, проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

В случае принятия решения об отказе в заключении договора, орган в течение пяти рабочих дней в письменном виде предоставляет мотивированный ответ лицу, выразившему желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, и возвращает ему документы. Решение органа об отказе в заключении договора может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в судебные органы в порядке, установленном .

12. При определении ребенка (детей) на патронатное воспитание орган руководствуется интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и обучении.

13. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом и администрацией организации, в которой содержится ребенок. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей, и дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно.

14. Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия. 15. При назначении ребенку (детям) патронатного воспитателя учитываются нравственные и иные личные качества патронатного воспитателя, способность его к выполнению обязанностей патронатного воспитателя, отношения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми), отношение к ребенку (детям) членов семьи патронатного воспитателя, а также, если это возможно, желание самого ребенка (детей). 16. Договор, заключаемый между лицом, выразившим желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание (патронатным воспитателем), и органом предусматривает: 1) условия содержания, воспитания и обучения ребенка (детей); 2) права и обязанности патронатных воспитателей; 3) обязанности органа по отношению к патронатным воспитателям; 4) основания и последствия прекращения договора.

На каждого ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, составляется отдельный (индивидуальный) договор, по форме согласно к настоящему Положению. В случае окончания срока действия договора, продление срока пребывания ребенка (детей) в семье производится на основании нового договора.

17. Организация, из которой ребенок (дети) передается на патронатное воспитание: 1) проводит подготовительную работу с ребенком (детьми), являющимся воспитанником этой организации, по передаче его на патронатное воспитание; 2) способствует его успешной социальной адаптации; 3) осуществляет подготовку документов для передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание; 4) осуществляет подготовку лиц, желающих стать патронатными воспитателями; 5) осуществляет передачу ребенка (детей), являющегося воспитанником этой организации, на патронатное воспитание; 6) оказывает организационно-методическую, психолого-педагогическую помощь патронатному воспитателю; 7) ведет учет детей, переданных на патронатное воспитание. 18. На каждого ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям, орган предоставляет: 1) свидетельство о рождении ребенка (детей); 2) медицинскую документацию , прививочный паспорт и медицинскую документацию ; 3) документ об образовании; 4) копии свидетельства о смерти, приговора или решения суда, справку о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие утрату ребенком (детьми) попечения родителей; 5) информацию о наличии и местонахождении братьев и сестер; 6) опись имущества, принадлежащего ребенку (детям), и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; 7) документ, подтверждающий наличие у ребенка (детей) жилого помещения; 8) иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (детей).

19. Указанные в пункте 18 настоящего Положения документы передаются непосредственно патронатным воспитателям после заключения договора. 20. Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю осуществляется на основании решения органа и после заключения договора. 21. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми) алиментных и наследственных правоотношений.

21. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми) алиментных и наследственных правоотношений. 22. Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на алименты, пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде и добровольном накопительном пенсионном фонде, которые переходят к нему в порядке наследования, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок (дети) имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 22 в редакции постановления Правительства РК от 18.10.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

23. В случае если ребенок (дети) имеет право на пособия или иные социальные выплаты, патронатному воспитателю разъясняется порядок обращения в соответствующие органы, осуществляющие выплату данных денежных средств или иных социальных выплат. 24. Основными функциями патронатного воспитателя являются: 1) исполнение договора; 2) обеспечение совместного проживания со своим ребенком (детьми); 3) создание и организация оптимальных условий для воспитания и содержания ребенка (детей); 4) забота о здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии ребенка (детей); 5) выбор образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка (детей); 6) обеспечение патронатным воспитателем сохранности переданных ему документов на ребенка (детей), денежных средств и другого имущества, принадлежащего ребенку (детям); 7) обеспечение защиты прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия; 8) организация досуга ребенка (детей); 9) извещение органа о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей); 10) осуществление иных функций в соответствии с Республики Казахстан. 25. На содержание каждого ребенка (детей), переданного патронатному воспитателю, ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, Правительством Республики Казахстан.

26. Условия оплаты труда патронатных воспитателей определяются аналогично условиям оплаты труда воспитателей государственных учреждений образования в соответствии с Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400

«О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»

. 27. Орган управления образованием области, города республиканского значения, столицы производит оплату труда патронатного воспитателя путем перечисления денежных средств на его текущий счет, ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца, на основании договора.

28. В случае возникновения обстоятельств (расторжение договора), влекущих за собой прекращение оплаты труда патронатного воспитателя, орган в течение пяти рабочих дней извещает в письменном виде об этом патронатного воспитателя.

29. Патронатные воспитатели в течение десяти календарных дней с момента переезда в письменном виде извещают орган о перемене места жительства в пределах области, города республиканского значения, столицы. 30. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы области, города республиканского значения, столицы договор расторгается. 31. В случае госпитализации патронатных воспитателей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с Республики Казахстан органы обеспечивают временное устройство ребенка (детей) под опеку или попечительство либо заключают договор с другим патронатным воспитателем на время отсутствия основного патронатного воспитателя.

32. Временное размещение ребенка (детей) патронатным воспитателем в организацию здравоохранения не прекращает права и обязанности патронатного воспитателя в отношении этого ребенка (детей). 33. При передаче на усыновление ребенка (детей), находящегося на патронатном воспитании в семье, преимущественное право усыновления этого ребенка (детей) предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок (дети), с учетом его желания.

34. В случае трудоустройства ребенка (детей) по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия. 35. Досрочное расторжение договора возможно: 1) по инициативе патронатных воспитателей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или материального положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и другие обстоятельства); 2) по инициативе органа при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, обучения ребенка (детей); 3) в случаях возвращения ребенка (детей) родителям, передачи родственникам или усыновления ребенка (детей). 36. Органы осуществляют контроль за выполнением возложенных на патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка (детей) по месту жительства патронатного воспитателя в порядке, установленном и настоящим Положением.

37. Контроль за воспитанием и содержанием ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, осуществляется органами не реже 1 раза в 6 месяцев в виде: 1) посещения ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, с целью проверки условий его воспитания и содержания; 2) контроля за своевременностью оформления и получения реабилитационных мероприятий, в том числе средств реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, а также их адресного использования ребенком-инвалидом; 3) проверок использования патронатными воспитателями материальных средств для воспитания и содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание. 38. Патронатный воспитатель предоставляет органу отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом не реже одного раза в год. Приложение к Положению о патронатном воспитании _______________ «__»_____201__г.

№_____ (город, район) 1. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, действующий на основании Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье», в лице ____________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя, отчество) и граждане (-ин, -ка) ______________________________________________ (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, серия, №) проживающие (ий, ая) _______________________________________________ (адрес) далее именуемые – патронатный воспитатель, заключили настоящий договор о нижеследующем: 2.

Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, передает на воспитание патронатному воспитателю ____________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) а патронатный воспитатель принимает на воспитание ребенка (детей) ________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребенка (детей) ___________________________________________________________________ №, серия свидетельства о рождении, кем и когда выдано) и обязуется создать необходимые жилищно-бытовые условия для проживания, воспитания и обучения, а также физического, психического, нравственного и духовного развития. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, передается на патронатное воспитание с его письменного согласия, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

3. Право органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству: рекомендует формы и методы обучения и воспитания. 4. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству обязан: 1) осуществлять контроль за деятельностью патронатных воспитателей; 2) осуществлять контроль за содержанием и воспитанием ребенка, состоянием его здоровья, управлением его имуществом; 3) передать патронатному воспитателю следующие документы: свидетельство о рождении; медицинскую документацию формы № 026/у, прививочный паспорт и медицинскую документацию формы № 063/у; документ об образовании; копии свидетельства о смерти, приговора или решения суда, справку о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие утрату ребенком (детьми) попечения родителей; информацию о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у ребенка (детей) жилого помещения; копию решения суда о взыскании алиментов, а также документы, подтверждающие право на пособие, пенсию и другие социальные выплаты; документ о наличии счета, открытого на имя ребенка (детей) в банковском учреждении; иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (детей); 4) рассматривать жалобы на действия патронатных воспитателей.

5. Орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, через органы управления образованием областей, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения) обязуется перечислять ежемесячно, не позднее 25-го числа текущего месяца, на текущие счета патронатного воспитателя денежные средства, включающие заработную плату патронатным воспитателям, а также средства на содержание ребенка. 6. Патронатный воспитатель имеет право: 1) определять способы воспитания ребенка (детей) с учетом его (их) мнения и рекомендаций органов опеки или попечительства; 2) выбирать образовательное учреждение и формы обучения.

7. Патронатный воспитатель обязан: 1) обеспечивать совместное проживание с ребенком (детьми); 2) обеспечивать условия для получения ребенком (детьми) соответствующего образования; 3) воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан; 4) обеспечивать сохранность переданных патронатному воспитателю документов на ребенка (детей), денежных средств и другого имущества, принадлежащего ребенку (детей); 5) извещать орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей); 6) обеспечивать защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. 7. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно: 1) по инициативе патронатного воспитателя (патронатной семьи) при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения); 2) по инициативе органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, в случаях возникновения у патронатного воспитателя (патронатной семьи) неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

8. Договор составлен в двух экземплярах на государственном и русском языках, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

9. Настоящий договор заключен сроком на _________и вступает в силу с момента подписания. 10. Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за ___________________________ до его истечения. 11. При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения договора).
11. При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения договора). 12. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок _________ после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд.

Орган, осуществляющий Патронатный воспитатель функции по опеке (патронатная семья) или попечительству _____________________________ ____________________________ (юридический адрес, расчетный счет) (фамилия, имя, отчество, адрес, № удостоверения личности) _____________________________ подпись__________________ (фамилия, должность) подпись _______________ М.П. Параметр Значение Дата вступления в силу 30.03.2012 Дата изменения акта 25.04.2015 Дата принятия акта 30.03.2012 Информация об официальном опубликовании акта «Казахстанская правда» от 10.04.2012 г., № 95-96 (26914-26815); «Егемен Қазақстан» 2012 жылғы 10 сәуірдің № 138-142 (27215); САПП РК 2012 г., № 40, ст. 525 Место принятия г. Астана Орган, принявший акт Правительство Республики Казахстан (Премьер-Министр РК) (старое название: Кабинет Министров Казахской ССР; Кабинет Министров РК; Премьер-Министр Казахской ССР; Совет Министров Казахской ССР; Совет народных комиссаров Казахской ССР) Регион действия Республика Казахстан Регистрационный номер акта в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан 64356 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом 384 Статус Утратил силу Сфера правоотношений Бpак и семья.

Акты гpажданского состояния. Охpана матеpинства и детства Форма акта Юридическая сила Постановление правительства № Название документа Форма НПА и орган, принявший акт Дополнительная информация Дата изменения Статус НПА 1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 384 «Казахстанская правда» от 10.04.2012 г., № 95-96 (26914-26815); «Егемен Қазақстан» 2012 жылғы 10 сәуірдің № 138-142 (27215); САПП РК 2012 г., № 40, ст. 525 30.03.2012 Действующий 2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 384 «Казахстанская правда» от 10.04.2012 г., № 95-96 (26914-26815); «Егемен Қазақстан» 2012 жылғы 10 сәуірдің № 138-142 (27215); САПП РК 2012 г., № 40, ст. 525 18.10.2013 Обновленный 3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 384.

Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2015 года № 312 «Казахстанская правда» от 10.04.2012 г., № 95-96 (26914-26815); «Егемен Қазақстан» 2012 жылғы 10 сәуірдің № 138-142 (27215); САПП РК 2012 г., № 40, ст. 525 25.04.2015 Утратил силу Вверх

Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание

Приложение 8 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере семьи и детей» от 13 апреля 2015 года № 198 Сноска.

Приложение 8 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 02.11.2015 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования). 1. Государственная услуга «» (далее – государственная услуга). 2. Стандарт государственной услуги разработан Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).
2. Стандарт государственной услуги разработан Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство). 3. Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения (далее – услугодатель).

Прием заявления для оказания государственной услуги осуществляется через: 1) канцелярию услугодателя; 2) «электронного правительства» www.egov.kz (далее – портал).

Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через канцелярию услугодателя.

4. Сроки оказания государственной услуги: 1) с момента сдачи документов услугодателю, а также при обращении на портал – 30 (тридцать) календарных дней; 2) максимально допустимое время ожидания для сдачи документов – 20 минут; 3) максимально допустимое время обслуживания – 30 минут.

5. Форма оказания государственной услуги – электронная (частично автоматизированная) и (или) бумажная. 6. Результат оказания государственной услуги: При обращении к услугодателю – договор о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, предусмотренным пунктом 10 настоящего стандарта государственной услуги.

На портале – уведомление о заключении договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание по форме согласно к настоящему стандарту государственной услуги (далее – уведомление о заключении договора) либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящего стандарта государственной услуги.

После получения уведомления о заключении договора, услугополучателю необходимо обратиться по указанному в уведомлении адресу для заключения договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание.

Форма предоставления результата оказания государственной услуги – бумажная. 7. Государственная услуга оказывается физическим лицам (далее – услугополучатель) бесплатно.

8. График работы: 1) услугодателя: с понедельника по пятницу включительно, с 9.00 до 18.30 часов, с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней, согласно Республики Казахстан. Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется с 9.00 часов до 17.30 часов с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов.

Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется с 9.00 часов до 17.30 часов с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов. Государственная услуга оказывается в порядке очереди, без предварительной записи и ускоренного обслуживания; 2) портала: круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем). 9. документов, необходимых для оказания государственной услуги при обращении услугополучателя: к услугодателю: 1) заявление о желании стать патронатным воспитателем (в произвольной форме); 2) документ, удостоверяющий личность услугополучателя (требуется для идентификации личности); 3) нотариально заверенное согласие супруга(-и), в случае если услугополучатель состоит в браке; 4) справки о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692

«Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат»

(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 12127) (далее – приказ № 692), а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6697) (далее – приказ № 907); 5) сведения об образовании; на портал: 1) запрос в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя; 2) электронная копия нотариально заверенного согласия супруга(-и), в случае если услугополучатель состоит в браке; 3) электронная копии справок о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным № 692, а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной № 907; 4) электронная копия сведений об образовании.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, справки о наличии либо отсутствии судимости услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

Услугополучатель дает согласие услугодателю на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. При приеме документов услугодатель выдает услугополучателю расписку о приеме соответствующих документов. В случае обращения через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление о заключении договора.

В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов согласно пункту 9 настоящего стандарта государственной услуги и (или) документов с истекшим сроком действия услугодатель отказывает в приеме заявления. Акт обследования жилищно-бытовых условий граждан, желающих быть патронатными воспитателями, по форме согласно к настоящему стандарту государственной услуги готовится услугодателем после предоставления услугополучателем вышеназванных документов в течение десяти календарных дней. Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

10. Основаниями для отказа в оказании государственной услуги являются: 1) несовершеннолетие услугополучателя; 2) признание судом услугополучателя недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) лишение услугополучателя судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 4) отстранение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом Республики Казахстан обязанностей; 5) решение суда об отмене усыновления по вине бывших усыновителей; 6) наличие у услугополучателя заболеваний, препятствующих осуществлению обязанности опекуна или попечителя; 7) отсутствие у услугополучателя постоянного места жительства; 8) наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления на момент установления опеки (попечительства), а также лиц, указанных в подпункте 13) настоящего пункта; 9) отсутствие гражданства у услугополучателя; 10) обращение лица мужского пола, не состоящего в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав; 11) отсутствие у услугополучателя на момент установления опеки или попечительства дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан; 12) состояние услугополучателя на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах; 13) наличие имеющейся или имевшейся судимости, подвергающийся или подвергавшийся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми. Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

11. Обжалование решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг: жалоба подается на имя руководителя услугодателя либо руководителя соответствующего местного исполнительного органа городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения (далее – акимат) по адресам, указанным в пункте 13 настоящего стандарта государственной услуги.

Жалоба подается в письменной форме по почте либо нарочно через канцелярию услугодателя или акимата. В жалобе физического лица указывается его фамилия, имя, отчество (при его наличии), почтовый адрес, контактный телефон.

Подтверждением принятия жалобы является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя или акимата с указанием фамилии и инициалов лица, принявшего жалобу, срока и места получения ответа на поданную жалобу. При отправке жалобы через портал услугополучателю из «личного кабинета» доступна информация об обращении, которая обновляется в ходе обработки обращения услугодателем (отметки о доставке, регистрации, исполнении, ответ о рассмотрении или отказе в рассмотрении).

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется услогополучателю по почте либо выдается нарочно в канцелярии услугодателя.

В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель может обратиться с жалобой в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг. Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Также информацию о порядке обжалования действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц можно получить по телефону Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг «1414». 12. В случаях несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель имеет право обратиться в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. 13. Адреса мест оказания государственной услуги размещены на: 1) интернет-ресурсе Министерства: www.edu.gov.kz; 2) портале: egov.kz.

Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

14. Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» портала, а также Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг «1414». 15. Контактные телефоны справочных служб услугодателя по вопросам оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсах Министерства www.edu.gov.kz, услугодателя www.bala-kkk.kz. Единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг «1414».

16. Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через портал при условий наличия ЭЦП.

Патронат — надежда на будущее

Опубликовано: 28.03.2007 6700 Каждый человеческий детеныш имеет право на семью.

Каждый — хочет иметь семью. Однако не каждому суждено расти в семейной обстановке. Хотя такая возможность теоретически с некоторых пор существует. Дети, оставшиеся без попечения родителей, теперь могут воспитываться в патронатных семьях.

Реализация программы патроната в Казахстане В Казахстане программа по развитию патронатного воспитания получила свое признание Правительством Казахстана в 1999 году, но продолжает испытывать определенные трудности по ряду причин. Одна из них — недостаточная готовность специалистов органов опеки и попечительства, а так же не информированность граждан.
Одна из них — недостаточная готовность специалистов органов опеки и попечительства, а так же не информированность граждан. Положение о патронате в Казахстане было принято 9 сентября 1999 года, оно определяет патронат как форму воспитания ребенка в семье воспитателя, но ее развитие началось лишь в 2004 г., когда были определены размеры выплат денежных средств на содержание ребенка, переданного в новую семью.

Патронатным родителям выплачивается заработная плата, предоставляются определенные льготы, их воспитанникам ежемесячно выплачиваются пособия на питание, приобретение одежды и обуви и иных предметов обихода.

Выплаты производятся за счет средств местного бюджета. Патронатное пособие составляет от 9828 до 10920 тенге, в зависимости от возраста ребенка. Однако система критериев отбора приемных родителей отсутствует.

Не разработана методика психолого-педагогической диагностики. Отсутствует банк данных приемных родителей. Каждый менеджер данной социальной службы ведет собственный учет, поэтому трудно учитывать и прогнозировать количество патронатных родителей.

По статистике Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки — в патронатных семьях воспитываются 1531 казахстанских детей. Только по городу Алматы за полтора года обучение по патронатному воспитанию прошли 70 кандидатов. Из них 26 стали патронатными воспитателями для 50 детей.

Хотя закон обязует органы опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на патронатных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, они не в состоянии ни по рабочей загруженности, ни по уровню подготовки определить степень социально-психологической адаптации ребенка, его психологической защищенности в чужой семье. Они могут определить лишь формальные показатели, прежде всего, отражающие содержание ребенка в семье и его образование (оценки в школе).

Таким образом, функция по мониторингу семей, взявших на патронатное воспитание детей, не реализуется в полном объеме. В Казахстане, согласно статистике Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки, на полном государственном обеспечении в 2005 году находилось 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По сравнению с 1999 годом к 2005 году количество детей увеличилось вдвое. За эти 6 лет было усыновлено 14861 детей, а опека и попечительство было оформлено над 30083 детьми. ЮНИСЕФ за патронат ЮНИСЕФ стал оказывать Правительству Казахстана необходимое техническое содействие в реализации государственного проекта по патронату, а так же финансовую поддержку, выделив для программы с 2001 по 2006 года 103 154 долларов США.

Затем в 2005 году была проведена его оценка и даны рекомендации правительству РК. Проводились так же консультации в рамках программы по предотвращению попадания детей в интернатные учреждения.

Сейчас внимание ЮНИСЕФ направлено в целом на принятие и реализацию всей стратегии де-институционализации сиротства в государстве, начиная с его профилактики, работы с семьей на ранних этапах выявления кризиса и заканчивая трансформацией интернатных учреждений в социально-ориентированные службы по возвращению детей в кровные или приемные семьи, — заявили официальные лица ЮНИСЕФ в Казахстане. Программа патронатного воспитания была предложена и другим странам постсоветского пространства.

Например, в Грузии программа патронатного воспитания, реинтеграции и по предотвращению попадания детей в интернатные учреждения успешно реализуется. Патронат по-грузински Некоторые семьи в Грузии, испытывающие сильные финансовые затруднения и не получающие помощи от государства, принимают решение оставить своих детей в детских домах.

Одни из родителей надеются на то, что когда изменится их положение, они заберут своих детей обратно в семью. Но такое случается нечасто. А поскольку родители не пишут «отказные письма», у детей не остается шансов на усыновление. Они так и растут в детских домах, не зная родительской ласки, но мечтая о возвращении домой… ООН и международная некоммерческая организация «Every Child», головной офис которого расположен в Лондоне, нашли решение проблемы.

В 2000 году они начали программу «Помощь ребенку и семье», по которой дети из детских домов возвращаются в семейный круг. Дети могут либо вернуться к своим биологическим родителям, либо пойти в патронатную семью. Патронатным семьям, которые принимают ребенка, выплачивается ежемесячное пособие от 125 (73 долларов США) до 240 (141 долларов США) за ребенка.

Программа по патронатным семьям выполняется 52 социальными работниками. Они находили потенциальные патронатные семьи, работали с ними и проводили тренинги, а так же проводили мониторинг тех семей, которые уже взяли детей под патронатное воспитание.

Ребенок может жить в такой семье до тех пор, пока биологические родители не будут готовы его забрать. Если такое не случается, то ребенок живет в патронатной семье до 18 лет. Благодаря программе были предотвращены случаи, когда родители из-за трудного финансового положения были на грани отдать детей в детские дома.

В случаях «предотвращения» и «реинтеграции» семье выплачивается ежемесячное пособие от 60 (35 долларов США) до 80 (47 долларов США) лари за ребенка.

Выяснилось, что только 3% детей в детских домах являются сиротами, остальные имеют одного или обоих родителей. В настоящее времени в Грузии 326 детей воспитываются в патронатных семьях, 532 вернулись к своим биологическим родителям, 761 случаев «предотвращения» попадания детей в интернатные учреждения были выявлены за период с 2000-2007 гг.

В целом 1619 детей вернулись из детских домов в семьи.

По словам лидера программы, главной их целью является закрыть все детские дома, и дать возможность детям расти в семейной обстановке.

Программа осуществлялась в течение двух лет организациями ЮНИСЕФ и «Every Child», затем правительство взяло на себя обязательство спонсировать проект. Пилотный проект программы в самом начале покрывал лишь три города в Грузии -Тбилиси, Телави и Рустави. К весне 2002 года правительство стало спонсировать программу в том регионе, а донорские организации начали осуществление проекта в западной Грузии.

К 2004 году правительство начало финансировать проект во всей Грузии. В 2006 году государственный бюджет выделил для программы 1.3 миллиона лари (788 235 долларов США).

Патронатное воспитание — реальная помощь детям Программа имеет успех, потому что дети живут в семейной обстановке, учатся жить в обществе, готовить, стирать, делать покупки.

Это — обычные навыки и умения, которые получают все девочки мальчики, живущие в семьях.

Однако в детских домах дети не получают тех необходимых знаний, которые так нужны в жизни за стенами госучреждений. Они не умеют готовить, потому что им никогда не приходится готовить. Они не умеют экономить и рассчитывать свои расходы, потому что у них не бывает денег.

Они не умеют покупать продукты, потому что растут на готовой пище, которая появляется на их столах. Они не знают, как перемещаться по городу, не знают, где и что покупать, не знают, как преподнести себя, когда впервые идут устраиваться на работу.

Они не знают всего этого, потому что этому не обучают в детских домах… Заглянув в глаза выпускника детского дома, вы увидите ужас, страх и неуверенность.

Они не знают чего ожидать за стенами приюта. Многие полагают, что и в дальнейшем государство поможет им, и они снова будут жить на всем готовом. К сожалению, выпускнику детского дома придется еще многому научиться.

Он будет как новорожденный, впервые пробовать делать что-то без чьей-либо поддержки. Организация и финансирование программы по патронату и реинтеграции, подобной той, что осуществляется в Грузии, могли бы принести больше пользы, чем помощь детским домам, потому что она дает детям не только надежду на будущее, но и закладывает основы для самостоятельной жизни. Фото с сайта www.photosight.ru Автор: Подписаться на канал новостей Caravan.kz: Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Опека и попечительство ребенка в Казахстане: условия и необходимые процедуры Версия для печати

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, если это не противоречит интересам ребенка.

У близких родственников преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими.

Опеку обычно принимают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры, реже – дяди и тети детей. Но опекунские заботы может взять на себя и человек со стороны. Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением: 1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 3) отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом Республики Казахстан обязанностей; 4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; 5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности опекуна или попечителя; 6) лиц, не имеющих постоянного места жительства; 7) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент установления опеки (попечительства), а также лиц, указанных в подпункте 12) настоящего пункта»; 8) лиц без гражданства; 9) лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав; 10) лиц, которые на момент установления опеки или попечительства не имеют дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан; 11) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах; 12) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

При назначении ребенку опекуна или попечителя учитываются нравственные и иные личные качества опекуна или попечителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения между опекуном или попечителем и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна или попечителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Если лицо, назначаемое опекуном или попечителем над несовершеннолетним, состоит в браке (супружестве), требуется обязательное согласие его супруга. Опекуны или попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными, за исключением случаев, когда подопечные находятся на воспитании или лечении в организации образования либо в медицинской организации.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+