Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Договор экспедиционных услуг

Договор экспедиционных услуг

Договор экспедиционных услуг

Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Договор транспортной экспедиции: оформляем

Библиотека

Договор транспортной экспедиции: оформляем
Договор транспортной экспедиции: оформляем

Учёт. Документооборот.

Договор транспортной экспедиции: оформляем
Договор транспортной экспедиции: оформляем

Все статьи → Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г.

№ 554. Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом. Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К основным услугам относятся:

  1. обеспечение отправки и получения груза.
  2. организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  3. заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

Дополнительные услуги включают в себя:

  1. получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  2. уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
  3. хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;

Обратите внимание!

Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.
Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.

Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ). Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента.

Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность.

Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции.

Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени. Документальное оформление транспортно-экспедиционных услуг Перечень экспедиторских документов, установленный п.5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г.

№ 554 (далее — Правила), и договором транспортной экспедиции, включает в себя:

  1. складскую расписку (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
  2. экспедиторскую расписку (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  3. поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Организации, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги, обязаны обеспечить наличие всех документов, сопровождающих данный вид деятельности.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов. Все вышеперечисленные документы служат для оформления задания экспедитору и подтверждения получения груза. Документом, подтверждающим выполнение задания, является отчет экспедитора.

В нем экспедитор может указать:

  1. суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки;
  2. сумму своего вознаграждения.
  3. документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения;

Унифицированная форма отчета экспедитора не установлена, поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этого документа.

Однако важно помнить, что в соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  2. личные подписи и их расшифровки.
  3. измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  4. наименование и дату составления документа;
  5. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  6. содержание хозяйственной операции;

То есть для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету отчет экспедитора должен содержать все перечисленные выше обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать в отчете содержание хозяйственной операции достаточно подробно, не ограничиваясь словами «работы выполнены в полном объеме» и т.

п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

Вопрос, следует ли к отчету экспедитора прикладывать подтверждающие документы (товарно-транспортную или железнодорожную накладную, счет-фактуру перевозчика) или их копии, является довольно спорным.

Законодательством РФ не установлено требования об обязательном подтверждении расходов на транспортно-экспедиционные услуги товарно-транспортной накладной (ТТН). Это подтверждает и судебная практика (определение ВАС от 19 июня 2009 г.

№ ВАС-7562/09, ФАС Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А12-14314/2008). Однако налоговые органы не согласны с данной позицией и указывают на то, что для подтверждения транспортных расходов требуется ТТН (письмо УФНС по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058).

Такие же выводы сделаны в отдельном решении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № Ф04-6972/2008(15869-А-46-26). Суд указал, что для подтверждения транспортных расходов необходимы первичные учетные документы, свидетельствующие о понесенных экспедитором затратах.

На наш взгляд, прикладывать документы перевозчиков к отчету экспедитора необходимо еще и для того, чтобы подтвердить факт получения товара грузополучателем, поскольку отчет экспедитора таким подтверждением не является. Основные ошибки при оформлении первичных документов и способы их исправления Наименование документа Замечание Способ исправления Договор транспортной экспедиции Отсутствуют утвержденные тарифы Необходимо либо утвердить тарифы, либо определить другой порядок расчета вознаграждения Товарно-транспортная накладная Отсутствуют обязательные реквизиты (наименование плательщика, подписи, стоимость и т.

д.). Необходимо внести все обязательные реквизиты ТТН Отчет экспедитора Не оформлен Рекомендуем вместо акта оказанных услуг оформить отчет экспедитора. Во избежание претензий налоговых органов, к отчету приложить первичные перевозочные документы (ТТН или железнодорожную накладную, платежное поручение, счет-фактуру перевозчика) или их копии.

Экспедиторские документы Не предоставлены Необходимо оформить экспедиторские документы: поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, складскую расписку (если товар принят на складское хранение). Елена ЦЫРУЛЬНИК, ведущий консультант отдела бухгалтерского и налогового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит» дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 15480 рейтинг: (Голосов: 4, Рейтинг: 4) Прикрепленные файлы Рекламный блок

  1. Генеральные партнёры Сайт «KlubOK.net — материалы об управлении и маркетинге» входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме «Менеджмент и консалтинг» подробнее

??????

  1. Партнеры
  2. Клиенты
  3. Команда
  4. О нас
  1. Тарифы
  2. Услуги компании
  3. Форум логистов
  4. Об услугах
  5. Блоги логистов
  1. Интернет-магазин
  2. Правила интернет-магазина
  3. Стол Заказов
  1. Карта сайта
  2. Правила сайта
  1. Вакансии.

    Поиск работы

  2. Правила биржи труда
  3. Работодателю:
  4. Добавить резюме
  5. Резюме. Подбор персонала
  6. Добавить вакансию
  7. Соискателю:
  1. Каталог компаний
  2. Добавить/редактировать компанию
  3. Правила каталога
  1. Правила подачи объявлений
  2. Добавить/редакт. объявление
  3. Доска объявлений

Договор транспортной экспедиции при перевозке по России: оформление документов и учет

Важное 09 декабря 2021 г.

13:10 ИА Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС?

Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: После заключения договора транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) стороны оформляют экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора:

  1. далее при приеме груза в указанном в поручении месте экспедитор оформляет экспедиторскую расписку. Расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или указанному им грузополучателю по окончании перевозки).
  2. клиент оформляет поручение экспедитору, в котором указываются данные о грузе, грузоотправителе и грузополучателе (направляется экспедитору в порядке, установленном договором (например, в бумажном виде (в т.ч. по факсу), по электронной почте, путем заполнения формы на сайте экспедитора и т.п.);
  3. экспедитор в сроки, установленные договором ТЭ, согласовывает поручение (либо отказывается его выполнять с указанием причин отказа) также в порядке, установленном договором ТЭ;

Также экспедитором может оформляться складская расписка, если он принимает груз клиента на складское хранение.

Оформление прочих документов зависит от организации работы экспедитора.

Дело в том, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозке груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента (от своего имени или от имени клиента), что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором, а также на оформление счетов-фактур: 1. Так, если экспедитор выполняет установленные договором ТЭ услуги самостоятельно, то, помимо экспедиторской расписки, после выполнения услуг он оформляет и передает клиенту акт оказанных услуг и счет-фактуру — на стоимость своих услуг, согласованных в договоре ТЭ.

2. В случае, когда экспедитор организовывает перевозку, то клиент выплачивает ему вознаграждение и возмещает понесенные экспедитором расходы, связанные с организацией перевозки. В связи с чем, помимо акта оказанных услуг, экспедитор должен оформить отчет о понесенных расходах и приложить к нему оригиналы или копии документов.

2.1. Если экспедитор при организации перевозки выступает от имени клиента, то он заключает договоры с перевозчиками (и иными поставщиками) на основании выданной ему клиентом доверенности.

Оригиналы договоров экспедитор передает клиенту вместе с отчетом.

2.2. Если экспедитор заключает договора от своего имени, то клиенту он должен передать их копии, а также копии перевозочных документов.

Не позднее 5 дней со дня оказания экспедитором услуги (с даты оформления Акта оказанных услуг) экспедитор выставляет клиенту:

  1. счет-фактуру на сумму своего вознаграждения;
  2. сводный счет-фактуру, в котором указываются в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур/счетов. К сводному счету-фактуре должны быть приложены копии счетов-фактур/счетов, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перевозкой груза с привлечением экспедитора, организации-клиенту, помимо договора ТЭ, экспедиторской расписки, необходимы также первичные документы: Акты оказанных экспедитором услуг, транспортные накладные, заказчиком перевозки в которых выступает клиент, или (если экспедитор организовывает предусмотренные договором ТЭ услуги за счет клиента) Акты оказанных услуг, Отчеты о понесенных экспедитором расходах с приложенными к ним подтверждающими документами.

Обоснование вывода: Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Закон N 87-ФЗ и Правила).

По договору транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза ( ГК РФ). В силу ГК РФ правила ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком*(1). Договором ТЭ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой*(2).

При этом согласно Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора при приемке груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором ТЭ от имени клиента на основании выданной им доверенности. То есть обязанность представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции (например, оригиналы договоров перевозки), возникает только в том случае, если эти договоры заключаются от имени клиента на основании соответствующей доверенности.

Если же экспедитор при заключении договоров перевозки действует от своего имени, такой обязанности у него не возникает.

Однако в договоре ТЭ желательно предусмотреть обязанность экспедитора предоставить клиенту копии документов, подтверждающих расходы, которые возмещаются клиентом (подробнее рассмотрим далее).

Таким образом, правовая природа договора ТЭ подразумевает, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту, связанные с перевозкой груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента, что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором. Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента.
Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента.

В последнем случае клиент должен выдать экспедитору доверенность, подтверждающую полномочия экспедитора. Кроме этого, такой договор ТЭ носит характер посреднического договора, что отражается на документальном оформлении услуг экспедитора и оформлении счетов-фактур.

Неотъемлемой частью договора ТЭ являются экспедиторские документы (п.п. 5 и 7 Правил), порядок оформления и формы которых утверждены Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок)*(3).

Такими документами являются:

  1. складская расписка (согласно п. 13 Правил оформляется экспедитором в случае, если он принимает груз клиента на складское хранение);
  2. экспедиторская расписка (заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  3. иные экспедиторские документы.
  4. поручение экспедитору (заполняется клиентом в соответствии с п. 8 Порядка; определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭ)*(4);

В соответствии с п.

6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) сторонами договора ТЭ может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов (смотрите также постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26

«О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

).

Например, если договором ТЭ предусмотрено, что для оказания услуг экспедитор привлекает третьих лиц от имени и за счет клиента (или от имени экспедитора, но за счет клиента — т.е.

клиент обязан возместить экспедитору соответствующие расходы), то в этом случае факт оказания экспедиторских услуг может быть дополнительно подтвержден отчетом экспедитора, к которому прикладываются документы, подтверждающие стоимость услуг третьих лиц (подробнее в разделе Расходы экспедитора, возмещаемые клиентом).

Если же договор экспедиции оформляется как , то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за счет экспедитора.

Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора*(5).

Экспедиторские документы не являются первичными учетными документами в том смысле, который установлен Закона N 402-ФЗ, а служат одним из подтверждений заключения договора ТЭ.

В качестве первичных документов для целей бухгалтерского и налогового учета, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, оформляется, например, акт оказанных транспортно-экспедиционных услуг (далее — Акт). В случае, если по договору ТЭ клиент возмещает экспедитору расходы, одновременно с Актом экспедитор должен представить Отчет о фактически понесенных расходах и подлежащих возмещению заказчиком (клиентом) (либо составляется единый документ — Акт-отчет, упомянутый в постановлении Третьего ААС от 19.10.2018 N 03АП-5251/18).

Акт и отчет оформляются в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(6). В отчете экспедитора указываются, в частности:

  1. суммы экспедиторского вознаграждения.
  2. суммы денежных средств, израсходованные для исполнения экспедиторских услуг (например, на привлечение сторонних транспортных организаций);
  3. суммы денежных средств, полученные для исполнения экспедиторских услуг по организации перевозки;

К отчету экспедитор должен приложить необходимые транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами (в случае если договоры заключались от имени клиента, то должны предоставляться их оригиналы). Также экспедитор составляет счет-фактуру на свои услуги (на сумму вознаграждения), если экспедитор является плательщиком НДС, и сводный счет-фактуру (для перевыставления клиенту сумм НДС, предъявленных третьими лицами; о его составлении смотрите далее).

Акт и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, установленной договором ТЭ (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения в соответствии с условиями договора ТЭ). Как указано в УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, при оказании ТЭУ, помимо договора ТЭ, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов, должны также оформляться:

  1. доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз*(7);
  2. доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента (выдается клиентом экспедитору, если он выступает от имени клиента);
  3. и перевозочные документы.
  4. договоры перевозки;

При этом, как указано в этом письме, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор, вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (смотрите также УФНС России по г.

Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 01.11.2011 N , от 17.10.2011 N ). Отметим, что в указанных выше письмах речь идет о документах, подтверждающих расходы экспедитора.

А для целей подтверждения расходов, связанных с привлечением экспедитора по договору ТЭ, заказчику (клиенту по договору ТЭ) достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов ( Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/1/1533, от 05.07.2017 N , от 22.03.2017 N ). В то же время заказчикам услуг ТЭ все же рекомендуется для снижения риска возникновения споров с налоговыми органами иметь транспортные накладные (или их копии). Для этого в договоре ТЭ необходимо предусмотреть обязанность экспедитора предоставить копии транспортных накладных (если заказчик возмещает экспедитору понесенные последним расходы).

Транспортная накладная (далее — ТН), если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем ( Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

(далее — Закон N 259-ФЗ)). По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако ТН является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого ААС от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).

Грузоотправителем является физическое или , которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной ( Закона N 259-ФЗ). Из данного определения следует, что грузоотправителем является либо владелец груза, либо лицо, действующее от его имени или от своего имени, но по поручению владельца груза (например, экспедитор). Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем (или уполномоченным им лицом) груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п.

4, 13 ст. 2 Устава). Если экспедитор собственными силами исполняет обязанности перевозчика (без привлечения третьих лиц), то составление транспортной накладной возможно клиентом по договору транспортной экспедиции, так как в этом случае в отношении перевозки экспедитор выступает в качестве перевозчика, а клиент — грузоотправителем.

В том же случае, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, то грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, действующий в интересах владельца груза (клиента по договору ТЭ) (смотрите также постановления Тринадцатого ААС от 14.05.2014 N 13АП-4992/14, от 08.04.2014 N 13АП-3566/14, от 25.02.2014 N 13АП-688/14).

Он же и должен в таком случае составлять транспортные накладные, копии которых должен передать клиенту. При этом данные документов, составляемых при совершении операций, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (смотрите также Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05). Если договор ТЭ не несет в себе признаки посреднического договора (т.е.

экспедитор заключает договора перевозки от своего имени, а клиент оплачивает экспедитору стоимость его услуг, т.е.

без возмещения расходов), то экспедитор выставляет счета-фактуры в общем порядке — на стоимость своих услуг. Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то его деятельность, по сути, является посреднической.

При этом экспедитор при определении налоговой базы в порядке, установленном , , и НК РФ, в составе доходов учитывает доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров ТЭ*(8).

Такой экспедитор должен по услугам третьих лиц, приобретаемым им от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедитору организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в специальном порядке, предусмотренном для экспедиторов Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Так, если экспедитор для выполнения своих услуг в соответствии с договором ТЭ приобретает от своего имени в интересах клиента товары (работы, услуги) третьих лиц, то он составляет сводный счет-фактуру для перевыставления заказчику (клиенту) сумм НДС, предъявленных третьими лицами (в силу НК РФ).

Такой счет-фактуру экспедитор составляет от своего имени (указывает себя в качестве продавца), а в табличной части в отдельных позициях по каждому продавцу указывает товары (работы, услуги), приобретенные у третьих лиц в рамках договора, на основании счетов-фактур, полученных от непосредственных продавцов (исполнителей, перевозчиков). При этом законодательством не предусмотрены конкретные сроки выставления сводных счетов-фактур экспедитором.

Полагаем, что такой должен быть выставлен в срок не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуги по договору ТЭ (даты оформления акта выполненных услуг, даты отчета экспедитора). Подробнее об оформлении таких счетов-фактур смотрите в . Оформление счетов-фактур экспедитором.

В целях осуществления клиентом вычетов по НДС к первому экземпляру выставляемых экспедитором счетов-фактур в обязательном порядке должны быть приложены копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов (смотрите также Минфина России от 10.01.2013 N 03-07-09/01, ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4253@, постановление Пятнадцатого ААС от 06.04.2019 N 15АП-887/19)*(9). Таким образом, если по договору ТЭ экспедитор привлекает сторонних исполнителей (перевозчиков), то он отдельно выставляет клиенту счета-фактуры:

  1. на стоимость услуг, оказанных экспедитору третьими лицами (с приложением копий выставленных ими счетов-фактур).
  2. на суммы своего вознаграждения;

Рекомендуем также ознакомиться с материалами: — : Организация-заказчик, применяющая общую систему налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции с экспедитором на доставку грузов. Помимо заявки и экспедиторской расписки стороны после каждой поставки грузов составляют двусторонний акт оказанных услуг экспедитора, к которому в настоящее время не прикладываются никакие документы.

Экспедитор ссылается на то, что подтверждение факта доставки можно получить на его официальном сайте.

Какими первичными учетными документами должны быть подтверждены фактическое оказание услуг экспедитором по договору и расходы на эти услуги для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли у заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.); — : Кто должен указываться в строке «Плательщик» в товарно-транспортной накладной в товарном разделе?

Каков порядок составления товарно-транспортной накладной при транзитной торговле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.); — О документальном подтверждении расходов на доставку товара (Е.Л. Ермошина, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 10, октябрь 2018 г.); — : Организация-покупатель доставляет товар от поставщика через экспедитора, заключая с ним договор транспортной экспедиции.

Какие документы должны быть в наличии у организации-покупателя с целью подтверждения транспортных расходов при исчислении налога на прибыль? Нужна ли транспортная накладная?

(ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга Ткач Ольга Ответ прошел контроль качества 6 ноября 2021 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также: — . Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции. *(2) В общем случае транспортно-экспедиционная деятельность признается самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора ( АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15, Двенадцатого ААС от 09.12.2015 N 12АП-11946/15). Договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если:

  1. установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (, , ГК РФ) (смотрите, например, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 N Ф02-961/14 по делу N А33-1626/2013).
  2. вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;

*(3) Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок).

Согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п.

16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п.

17, 27 Правил). При этом в бланке «Поручение экспедитору» предусмотрена только подпись клиента.

Согласно п. 15 Порядка в строке 22 «Подпись клиента» проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

В отношении грузоотправителя и грузополучателя (строки 3 и 5 бланка «Поручение экспедитору») указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица (п.

15 Порядка). Заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Этот бланк подписывается только экспедитором (п.п.

19, 25 Порядка). Вместе с тем в экспедиторской расписке указываются данные о грузоотправителе.

Согласно п. 2 Порядка:

  1. грузополучатель — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.
  2. грузоотправитель — лицо, предъявившее груз к перевозке;

*(4) Согласно п. 8, 9 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг (далее — ТЭУ) клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре ТЭ, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором (п. 10 Правил). Для этого экспедитору следует выдать заказчику письменное подтверждение того, что данное поручение принято им к исполнению, или оформить дополнительную форму поручения в виде приложения к договору ТЭ с проставленной экспедитором подписью.

При этом указанные документы (поручение экспедитору и подтверждение экспедитора) могут носить различные наименования, согласованные сторонами договора ТЭ.

Так, в качестве поручения экспедитору иногда выступает «накладная на ТЭУ» (смотрите, например, ФАС Уральского округа от 17.08.2011 N Ф09-5013/11 по делу N А76-18145/2010) или, например, «накладная отправителя» (смотрите постановление Восьмого ААС от 03.03.2010 N 08АП-8793/2009), также заявка на экспедирование (смотрите АС Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 N Ф04-17931/15 по делу N А45-14515/2014), транспортный заказ или заявка на перевозку (смотрите АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16700/14 по делу N А40-31297/2014). *(5) Смотрите также ответ на : Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг на доставку импортного груза после таможенного оформления до склада.

Стоимость услуг экспедитора согласовывается сторонами в поручении экспедитору к договору. Имеет ли право исполнитель при привлечении третьих лиц к перевозке выписывать первичные документы не как агент (т.е.

не выделяя в акте стоимость своего вознаграждения и стоимость возмещаемых расходов) и не предоставлять транспортную накладную? Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.).

*(6) Непосредственно сама по себе экспедиторская расписка в отсутствие первичных документов не может подтвердить реальность операций (постановление Шестого ААС от 29.09.2016 N 06АП-4476/16). Кстати, и в УФНС России по г.

Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058 налоговые органы признавали, что экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.

И наоборот, — сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов и транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций (постановление Седьмого ААС от 14.01.2011 N 07АП-10911/10).

*(7) Согласно ГК РФ клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Как указано в постановлении Девятого ААС от 12.04.2018 N 09АП-12683/18, доверенность на получение груза сотрудником экспедитора (или перевозчиком) должна выдаваться от имени экспедитора.

В постановлении Четырнадцатого ААС от 30.01.2017 N 14АП-10191/16 упомянут пункт договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с которым исполнитель (т.е. экспедитор) выдает письменную доверенность водителю транспортного средства на право действовать от его имени при получении груза от грузоотправителя, при перевозке, при выдаче груза грузополучателю. *(8) Обращаем внимание, что с 01 октября 2017 года новой редакцией Постановления Правительства N 1137 предусмотрены специальные Правила заполнения счетов-фактур для экспедиторов, застройщиков или заказчиков, выполняющих функции застройщика, приобретающих у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.

В связи с чем после указанной даты не используется ранее применяемый порядок, когда экспедитор при приобретении услуг (работ) третьих лиц в интересах клиента обязан был перевыставлять счета-фактуры на такие услуги (работы), в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов). *(9) Подпунктом «а» п. 11 Правил установлено, что клиент должен в течение четырех лет хранить заверенные в установленном порядке экспедитором копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), полученных на бумажном носителе, выставленных продавцом товаров (работ, услуг) экспедитору при приобретении товаров (работ, услуг) для клиента и переданных экспедитором клиенту.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+