Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Особенности предупреждения дтп

Особенности предупреждения дтп

Особенности предупреждения дтп

Как избежать ДТП. Шесть советов, которые помогут избежать аварий


23 мартаКаждый день в Москве происходят десятки ДТП. Как избежать проблем на дорогах, как не навредить себе, другим водителям и пешеходам? Наш эксперт – преподаватель автошколы “Техника” Вадим Щедрин дал советы, которые помогут не попасть в аварию.На дороге каждый водитель должен быть многозадачным – контролировать, что происходит вокруг и при этом не создавать помехи другим водителям своими действиями.

Соблюдайте скорость, с которой движется поток. Предупреждайте заранее о своих манёврах. Не подрезайте других и соблюдайте ПДД.

Это одно из первых и самых главных правил. Мнение эксперта: Максимальная включённость в процесс – лучшее, что может сделать водитель, чтобы избежать ДТП.

При этом важно не только оценивать ситуацию в моменте, но и думать на пару шагов вперёд.

К примеру, водитель слева пытается перестроиться в ваш ряд, но не уверен, сможет ли влезть в свободное пространство. Вы или дайте ему такую возможность, не забывая про машины сзади, или сократите расстояние между собой и впереди идущим автомобилем.

Чтобы никого не смущать и не создавать спорных ситуаций.

Уступите тем, кто нагло влезает в ваш ряд.

Пропустите вперёд “шашечника”, водителя, который не уступил вам главную дорогу или вылез вперёд на светофоре. Держитесь подальше от автомобилистов, которые неадекватно ведут себя за рулём.

Не пытайтесь догнать и “отомстить” того, кто вас подрезал. На дорогах всегда есть водители, которые создают проблемы – ваша задача сделать так, чтобы эти проблемы не коснулись вас. Минимальная дистанция между автомобилями на дороге равна двум секундам.

Это время, за которое ваше авто должно проехать расстояние до идущей впереди машины. И не въехать в багажник.Мнение эксперта: Посчитать минимальную дистанцию может любой водитель. Обратите внимание, когда из-под багажника машины, которая едет перед вами, покажется люк, неровность на дороге, небольшая трещина — что-то, за что можно зацепиться взглядом.

До того момента, как люк уйдёт под ваш капот, вы должны успеть досчитать до двух. Если не успели — дистанция слишком короткая.

Если досчитали до трёх-четырёх раз, это комфортная дистанция. Её лучше соблюдать на скоростных дорогах, а в городском трафике держать минимальную. Одна из главных летних опасностей — возможность вступить в близкий и не очень приятный контакт с мотоциклистом или велолюбителем. Поэтому внимательно смотрите в зеркала, особенно прежде, чем повернуть.
Поэтому внимательно смотрите в зеркала, особенно прежде, чем повернуть.

Зимой всегда нужно держать в голове поправку на скользкую дорогу, снегопад и ветер. Плохо видно не только вам, но и водителям в соседних рядах.

Поэтому зимой включаем “режим аккуратиста” — аккуратно перестраиваемся, никуда не “летим” и помним, что тормозной путь по мокрой или снежной дороге длиннее, чем нам бы хотелось.

Мы сейчас даже не про переходы со светофорами. И не про нерегулируемые “зебры”.

Хотя и там безусловно нужно соблюдать все правила и пропускать людей. Но в условиях нашего мегаполиса водитель должен быть начеку всегда. Даже там, где никаких зебр и зелёных человечков нет и в помине.

Человек может выскочить перед машиной в любом месте и в тот момент, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Мнение эксперта: Особенно внимательным нужно быть в местах, где ограничено пространство для манёвра. Например, во дворах. Там можно не заметить ребёнка, который выбегает из-за припаркованной машины за мячом.

Всегда аккуратно нужно сдавать назад, т.к. в “слепой зоне” может оказаться всё тот же ребёнок, которого вы в силу роста не увидите в зеркала и даже человек, который, например, присел завязать шнурок.

Во дворе лучше лишний раз выйти из машины и убедиться, что сзади нет никаких препятствий. И не забывайте об ограничении скорости — 20 км/ч.Даже опытные водители могут оказаться в ситуации, когда точно не знают, разрешён ли тот или иной манёвр. Особенно когда дело касается новых маршрутов или сложных участков дороги.

Если вы не уверены, разрешён ли обгон, можно ли сделать разворот или повернуть в нужную вам сторону — лучше этого не делать. Большой риск, что другие водители не поймут ваших намерений и вы спровоцируете ДТП. Лучше проехать лишний километр, чем потерять полдня, ожидая сотрудников ГИБДД и оформляя протокол.

Профилактика ДТП. Методы и инструменты

31.10.2017 00:24 6658 Однако, как и в случае с болезнями, лучшим способом предотвращения ДТП остаётся профилактика.

Во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма отмечается, что обеспечение личной безопасности необходимо начинать с планирования маршрута.

Одними из безопасных и благоприятных условий для передвижения наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения (пешеходов и велосипедистов) являются пешеходные, велосипедные или велопешеходные дорожки. Для автовладельцев идеальные маршруты сопряжены с автомагистралями, которые изолированы от пешеходов и велосипедистов и оборудованы отбойниками. Если вы везунчик и каждое утро не спешите на работу на перекладных, то вам приоритетно использовать в пути вышеупомянутые блага цивилизации, но если вы вынуждены ездить на большие расстояния со сменой транспорта или со сложными дорожными развязками, то, следуя рекомендациям того же доклада, безопаснее всего отдавать предпочтение маршруту, на который вы потратите минимум усилий.

Например, ехать лучше на автобусе с пересадками, чем идти несколько остановок пешком, чтобы сесть на автобус, который повезёт вас до пункта «Б» без пересадок. Следование указаниям светофора, дорожной разметки, поиск пешеходных переходов и другие действия, требующие предельного внимания в пути, отнимут у вас гораздо больше времени и сил, чем неспешное движение на автобусе с чётким выверенным маршрутом.

Статья по теме Несколько лет назад бразильские эксперты в Международном журнале по контролю травматизма и безопасности опубликовали результаты исследований.

Согласно им, большин­ство пешеходов, которые были сбиты машинами, не тратили время на поиск безопасных переходов, а просто перебегали дорогу в неположенном месте. Это категорически недопустимо: неожиданное появление пешехода на дороге не только пугает водителя, но и создаёт опасность столкновения на огромной скорости.

Недавно такой случай произошёл в Зеленограде. 42‑летний мужчина, желавший успеть на приближающийся автобус, не стал искать пешеходный переход и перепрыгнул через разделительное ограждение. Не рассчитав свои силы, он упал под колёса автобуса, а водитель, не успев применить экстренное торможение, «протащил» мужчину несколько десятков метров.

Не рассчитав свои силы, он упал под колёса автобуса, а водитель, не успев применить экстренное торможение, «протащил» мужчину несколько десятков метров.

Итак, ещё раз: с целью максимально обезопасить себя от аварийных ситуаций, прокладывайте свои маршруты так, чтобы соблюсти все правила, не затрачивая на это особых усилий. Разобравшись с маршрутом, хорошенько оцените свой гардероб.

Да-да, в вопросах безопасности одежда играет очень большую роль: кем бы мы ни были на дороге, мы всегда должны иметь при себе световозвращающие элементы. Известно, что треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в тёмное время суток.

В это время водитель может просто не заметить вышедших на дорогу людей.

Усугубить ситуацию могут осадки в виде снега, дождя или тумана. Световозвращающий элемент, особенно размещённый на ногах, способен сделать пешехода заметным даже в условиях полной темноты на расстоянии более 150 м, чего вполне достаточно для того, чтобы автомобиль успел остановиться.

В России ношение световозвращающих элементов в больших городах носит рекомендательный характер, хотя, например, в той же Европе наличие световозвращающих элементов является обязательным. Некоторые европейские государства даже считают отсутствие световозвращателя на пешеходе серьёзным аргументом в защиту водителя в случае наезда им на пешехода в тёмное время суток.

Обязательным у нас считается их использование вне населённых пунктов, в противном случае пешеходу будет грозить штраф в размере 500 рублей.

Статья по теме Кстати, вопрос о световозвращающих элементах касается не только пешеходов.

На рассмотрении Госдумы уже находится законопроект об использовании водителями световозвращающих жилетов в случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП вне населённых пунктов.

«Попав даже в незначительное ДТП, – говорит президент экспертного центра «Движение без опасности»

Наталья Агре, – водитель выходит посмотреть, что случилось с автомобилем. Этому действию всегда должен предшествовать важный навык: позаботиться о том, чтобы сделать свой автомобиль и себя заметным для других участников движения.

В большинстве государств Европы человек без световозвращателя на рюкзаке или на одежде уже давно считается редкостью. Там эта привычка так же естественна, как зонт во время дождя.

Мы, как экспертный центр, тоже стараемся способствовать тому, чтобы и в России эта полезная привычка закрепилась за каждым участником дорожного движения». Напомним, что недавно в рамках 23‑й Международной выставки «Мир детства-2017» Экспертный центр «Движение без опасности» вместе с Мин­обрнауки России провёл круглый стол «Безопасность – новый тренд в одежде.

Актуальность интеграции световозвращающих элементов в дизайн и производство детской одежды», который был направлен на популяризацию световозвращателей среди производителей дет­ской одежды. Ранее, на заседании Открытого правительства, посвящённом безопасности пешеходов, идея интеграции световозвращателей в детскую одежду была поддержана министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым: «Детские световозвращатели – во‑первых, это прикольно. Мы должны делать всё, чтобы культура безопасности стала модной среди детей.

И тогда через 15–20 лет мы будем иметь другую культуру всех участ­ников дорожного движения».

Госавтоинспекцией МВД России уделяется особое внимание пропаганде использования световозвращающих элементов всеми участниками дорожного движения.

«Использование световозвращающих элементов в разы увеличивает видимость человека в тёмное время суток, и это снижает риск ДТП в разы. За девять месяцев 2017 года в России произошло на 10,6% меньше наездов на пешеходов в тёмное время суток (всего более 11,5 тыс.

случаев), чем годом ранее. Причину такого снижения мы видим, в частности, в постоянно проводимых кампаниях и акциях по информированию граждан о важности использования световозвращающих элементов», – отмечает начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ ГУОБДД МВД России, полковник полиции Максим Белугин. Ежедневно в нашей стране проходят многочисленные социальные кампании и акции, направленные на массовое информирование граждан о правилах безопасного поведения на дороге и профилактику различных нарушений ПДД.

К примеру, сейчас в российских регионах стартовала новая масштабная социальная кампания «Повод для обгона», ставшая началом второго этапа исполнения поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам безопасности дорожного движения.

Программа реализуется Госавтоинспекцией МВД России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Российским союзом автостраховщиков (РСА) и Экспертным центром «Движение без опасности». Главным итогом первого этапа выполнения поручений стала доказавшая свою эффективность социальная кампания «Сложности перехода», а также создание в 10 субъектах Российской Федерации центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности».

Запланирован запуск этих центров ещё в 20 субъектах.

Подробнее «Лаборатории» разрабатывались под руководством Госавтоинспекции, РСА, при поддержке Экспертного центра «Движение без опасности». «В рамках проекта «Лаборатория безопасности» коллеги разработали большой методический комплект материалов, где есть даже сценарий проведения занятий по разным возрастам с охватом абсолютно всех категорий, – рассказала о «Лаборатории» заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская. – Мы в департаменте уже прорабатывали вопрос о том, что по завершении проекта будут изданы все эти материалы и каждое образовательное учреждение сможет использовать их в своей работе».

Эффективность мер, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, зависит от обеспечения тесной взаимосвязи между гражданами и теми структурами, которые осуществляют эти профилактические меры, уверена Лариса Фальковская.

«Сотрудники ГИБДД, – говорит она, – владея своими профессиональными знаниями, готовы ими делиться с педагогами, родителями и, самое главное, с детьми. Общественные организации дают новое дыхание, нестандартные, неформатные технологии, инновационные подходы. И конечно, такие комплексные усилия разных ведомств и общественников как раз и формируют новую транспортную культуру безопасного и ответственного поведения на дороге ребёнка и взрослого».

Работы по профилактике ДТП

Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий проводятся профилактические работы.

Они заключаются в организации теоретической и практической части для разных возрастных групп.

Работы по профилактике дорожных происшествий проводятся для детей детсадовского и школьного возраста, а также участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров. Каждый человек должен знать правила поведения на дороге для предупреждения аварий и их последствий.

Разработано несколько форм и методов проведения работ по профилактике ДТП:

  • Предоставление информации и наглядных примеров, с применением печатных изданий, СМИ и других изделий. Данная форма помогает оценивать обстановку на дороге в различных ситуациях и находить решение возникших проблем. Предоставление наглядных примеров стимулирует на соблюдение правил дорожного движения и адекватное поведение за рулем автомобиля.
  • Проведение семинаров, тренингов, конференций и других мероприятий с целью изучения правил поведения на дороге. На них рассматриваются конкретные ситуации, способы разрешения проблем. Обязательно рассматривается статистика произошедших ДТП и причины.
  • Проведение бесед с отдельными категориями граждан, нуждающихся в особом внимании. К ним относятся дети, инвалиды, водители общественных транспортов, военнослужащие и другие лица. Для каждой категории граждан разрабатываются отдельные уроки, учитывая специфику работы и возраста.
  • Проведение разъяснительных бесед с разными категориями граждан с целью напомнить о правилах поведения на дороге и при управлении автомобилем.

За порядок на дорогах несут ответственность несколько служб, которые и проводят работы по профилактике ДТП с населением. К ним относятся организации:

  1. МРЭО;
  2. ГИБДД;
  3. дорожная полиция;
  4. МВД;
  5. ОВД;
  6. страховые компании.

Каждая из перечисленных организаций заинтересована в уменьшении количества ДТП и соблюдении правил дорожного движения.

Поэтому ответственность за проведение профилактических работ возлагается на плечи представителей данных служб. Водители, как основные участники дорожного движения, должны соблюдать ПДД в полной мере и уметь контролировать ситуацию на дорогах.

Для обеспечения человеческой безопасности, проводится ряд профилактических мер:

  • При регистрации транспортного средства в МРЭО каждому собственнику выдается памятка с указанием правил поведения за рулем. Информация регулярно обновляется с учетом изменений в законодательстве.
  • При незначительных нарушениях ПДД сотрудник дорожной полиции должен указать водителю на его ошибки и рассказать о правилах поведения на дороге.
  • Дорожные службы несут ответственность за размещение плакатов и баннеров на дороге для предупреждения об опасности.
  • Госавтоинспекция делает почтовую рассылку материалов, напоминающих о правилах дорожного движения и действиях на дороге.

Граждане могут и самостоятельно устроить митинг на тему «ПДД».

Для этого проводятся массовые сборы с использованием дорожных знаков. Совместный рейд позволит объяснить другим участникам движения о важности соблюдения правил во время движения. Безусловно, данный способ воздействия работает не на всех, но часть граждан задумается над собственной безопасностью. На сотрудников полиции возлагается ответственность за соблюдение ПДД и проверку участников движения.
На сотрудников полиции возлагается ответственность за соблюдение ПДД и проверку участников движения.

В случае нарушения требуется остановить водителя и указать на сделанные ошибки.

Для этого требуется в совершенстве знать правила дорожного движения, что достигается благодаря проведению различных мероприятий:

  • Практическое изучение местности для выявления наиболее опасных участков.
  • Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве.
  • Тренинги по работе с водителями.
  • Среди руководства – контроль за установкой дорожных знаков, регулирование движения на сложных участках.
  • Конференции и тренинги с целью изучения статистики произошедших ДТП и наиболее частых причин аварии.

Водители общественного транспорта несут ответственность за жизни перевозимых людей, поэтому к их квалификации предъявляются особо строгие требования.

Руководством проводятся регулярные проверки уровня профессионализма, знаний ПДД.

Профилактика аварий осуществляется на территории автобусного парка. От руководства требуется проверка потенциальных водителей на ответственность и сознательность. Для предупреждения аварий на дорогах с водителями общественного транспорта проводятся профилактические мероприятия на знание ПДД и умение контролировать ситуацию на дорогах.

Работники автобусного парка должны действовать в рамках существующих правил, не допуская ошибок на дороге. Водителей грузового транспорта обучают правилам перевозки тяжелых грузов, чтобы в процессе езды габаритные предметы не выпали из автомобиля.

Также необходимо знать, по каким дорогам разрешено ездить грузовому транспорту.

Например, запрещается перевозить по городу взрывоопасные и высокотоксичные вещества.

Проводятся теоретическое и практическое изучение правил дорожного движения.

Водители грузовых транспортов должны знать правила поведения на дорогах и меры по предотвращению ДТП. Также они несут ответственность за сохранность грузов и их качественное закрепление в грузовом отсеке. Габаритные предметы при падении могут не только разбиться, но и привести к серьезной аварии на дороге.

Каждый военнослужащий, управляющий специальной техникой на территории города, должен знать правила управления транспортом и дорожного движения. Для проверки знаний проводятся различные тесты, экзамены, аттестации и конкурсы.

Военнослужащие должны уметь контролировать ситуацию на дорогах, предупреждать ДТП, когда требуется вмешательство сотрудника МВД.

Они имеют право указывать водителя на сделанные нарушения и объяснять правила управления автомобилем новичкам. Каждому сотруднику военных структур даются определенные знания, которые проверяются на экзаменах.

Тестирование могут проводить различные структуры: МЧС, УФМС, ГИБДД. Проводимые мероприятия повышают ответственность и сознательность военнослужащих в плане предупреждения дорожных происшествий. Изучение правил дорожного движения и поведения за рулем личного транспорта актуально для военных гарнизонов.

На территории закрытых городков также важны меры по профилактике ДТП. Они проводятся для реализации целей:

  • Повышение уровня квалификации и знаний водителей.
  • Безаварийное использование военной техники и автотранспорта.
  • Предупреждение аварий и нарушений ПДД во время управления служебным транспортом.
  • Минимизирование использования служебной техники на территории жилых населенных пунктов.

Могут ли быть последствия, если разъехались после ДТП, объясняется в статье: .

О том, кого вызывать при ДТП во дворе, . Профилактика ДТП с участием детей – особо важное мероприятие, направленное на обучение правилам поведения на дороге, контроля ситуации со стороны пешеходов.

Они организацию с учетом развития детской психики и осведомленности в правилах дорожного движения. Особое значение имеет форма проведения мероприятий. Специалистами было доказано, что обычное прочтение буклетов не дает положительный эффект.

Школьники, прочитав информацию, не вникают в нее и редко следуют указанным советам. И чтобы профилактические меры имели ожидаемый результат, мероприятия проводятся в школах, больницах, театрах. Для детей мероприятия организовываются в игровой форме, ставятся сценки с участием школьников, снимаются фильмы.

Теоретическая часть должна закрепляться практическим руководством. Для этого детям показывают примеры поведения на дороге, изучаются различные ситуации, создающие опасность ДТП. После проведенных мероприятий может проводиться тестирование для анализа полученных знаний.

Изучение необходимо начинать с раннего возраста. В детских садах изучаются дорожные знаки, правила пересечения проезжей части.

В школе применяется статистика ДТП, изучаются причины аварий. Профилактика ДТП может проводиться с использованием различных технических средств, необходимых для предотвращения аварий. К ним относится:

  • Обучающие центры. Во многих городах страны функционируют специализированные обучающие центры, в которых изучаются ПДД. Проводится не только теоретическая часть, но и практическая, с использованием симуляторов.
  • Светоотражающие материалы. На одежде в темное время суток должны быть светоотражающие детали. Они позволяют водителям увидеть ребенка, передвигающегося вдоль дороги или по пешеходному переходу.
  • Детские автокресла. Школьникам рассказывают, для чего предназначены кресла в автомобиле. Указывается на необходимость защиты во время движения. Ребенок должен знать, что пристегиваться важно каждый раз, чтобы быть защищенным на случай аварии.
  • Игры. Специализированные интернет-клубы в игровой форме предлагают детям на время стать сотрудниками дорожной полиции. Это позволяет детально изучить дорожные знаки и выявлять нарушения.

Аварии с участием детей случаются очень часто, немало маленьких жизней забирают ДТП, произошедшие по неосведомленности пешеходах в правилах поведения на дорогах и пассажиров в автомобиле.

Для уменьшения смертности на мероприятиях должны присутствовать ребята всех возрастов.

На предприятиях различного типа с использованием автотранспортных средств обязательно проводятся мероприятия по профилактике ДТП с участием сотрудников. Они организовываются при приеме нового водителя на работу и с определенной периодичностью (например, ежегодно).

После мероприятия руководитель проверяет уровень знаний сотрудников методом тестирования или экзаменования.

На предприятии проводятся мероприятия:

  • Проведение мероприятий для повышения квалификации водителей.
  • Проведение исследования дорог на предмет отсутствия факторов, способных провоцировать ДТП.
  • Контроль соблюдения правил ДД во время движения.
  • Проведение бесед и тренингов по влиянию аварий и нарушений ПДД на развитие предприятия и заработную плату водителей.
  • Проведение осмотра авторанспортных средств перед выездом.

С целью стимулирования работников предприятия на соблюдение ПДД и безаварийную езду, руководство может делать награждения водителей, отличающихся аккуратностью вождения.

Это могут быть грамоты, финансовое поощрение, повышение в должности и т.д. В летний период, когда на дорогах появляется большое количество автотранспорта, органами ГИБДД проводятся мероприятия по профилактике ДТП.

К ним относится:

  1. предупреждение водителей посредством остановки сотрудниками дорожной полиции.
  2. размещение информации на информационных ресурсах, в социальных сетях;
  3. выступление в телевизионных передачах;
  4. рассылка буклетов и памяток;

Мероприятия могут проводиться в образовательных учреждениях, на массовых сборах населения. Во многих городах размещаются баннеры со статистикой ДТП.

Правила поведения водителей вблизи железнодорожных переездов указываются в памятках, выдаваемых при регистрации автомобилей.

Дополнительно размещаются баннеры в непосредственной близости от переездов. Эффективность мероприятий повышается при указании на последствия неправильного поведения посредством фотографий ДТП.

Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу. В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:

  1. езда на красный свет светофора;
  2. неисправность подушки безопасности;
  3. превышение допустимой скорости автомобиля;
  4. непрестегнутый ремень безопасности;
  5. разговоры по телефону во время езды;
  6. управление автомобилем в нетрезвом виде;
  7. неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.
  8. переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;

Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:

  • Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
  • Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
  • Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.
  • Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.

Если случилась авария, нужно помочь пострадавшим людям, вызывать бригаду скорой помощи.

Также не отказывается от осмотра врачами на предмет незначительных повреждений, которые могут в дальнейшем негативно сказаться на здоровье.

Несмотря на то, что проводится профилактика ДТП в школе, родители должны предпринимать меры по предупреждению аварий с участием детей. Методика работает эффективнее при указании на ошибки других пешеходов во время прогулок, а также изучение дорожных знаков. Родители должны объяснить несколько важных моментов:

  • Нельзя перебегать дорогу в неустановленном месте. Нужно дождаться, пока все водители остановят машины и только после этого переходить дорогу.
  • Нельзя гулять вдоль дорог и играть вблизи автомагистрали.
  • Нельзя кидать на дорогу большие предметы.
  • Нельзя шуметь в машине, отвлекать водителя от движения.
  • Нужно помогать младшим товарищам, а также старикам переходить дорогу.

Роль родителей в профилактике ДТП неоценима.

Нельзя игнорировать изучение правил дорожного движения, которые могут спасти жизнь ребенку на дороге. Профилактика ДТП проводится с разными категориями граждан, в том числе, с несовершеннолетними детьми. Мероприятия помогут предотвратить опасные для жизни последствия, связанные с нарушениями правил дорожного движения.

Их соблюдение – залог безопасности на дороге. Является ли ДТП, падение пассажира в автобусе, рассказывается в статье: . Как рассчитать ремонт авто после ДТП, .

Кому надо отдать расписку в случае ДТП, .

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

Криминология и профилактика преступлений УДК 343.85 A.V.

SOLYANOY* ББК 67.518.6 С60 TRAFFIC AND TRANSPORT CRIMES PREVENTION Аннотация: в статье рассматриваются основные причины дорожно-транспортных преступлений раскрывается понятие «дорожно-транспортное преступление); система мер субъектовпрофилактикц направленная на предупреждениедорожно-транспортныхиреступленищ особенности методики индивиду альногопрогнозирова-ния дорожно-транспортныхпреступлений Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление предупреждениедорожно-транспортных преступлений, меры предупреждения субъекты профилактики, автотранспорт, индивидуальное прогнозирование.

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ СОЛЯНОЙ* ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Annotation: the article deals with principal circumstances of traffic and transport crimes; the concept «a traffic and transport crime» and the system of preventive assurance.

The author points out the features of individual traffic crime forecasting.

Key words: a traffic and transport crime, prevention of traffic and transport crimes, preventive assurance, subjects of crime prevention, motor transport, individual forecasting. Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространенные из всех неосторожных преступных деяний, в результате которых причиняется не только вред здоровью человека, но и смерть.

Высокие темпы автомобилизации ухудшают обеспечение безопасности дорожного движения. Ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн единиц.

В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 150 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения около300-400 автомобилей на 1000 человек.

Эта стадия — составная часть процесса автомобилизации, она характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. Основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей остаются: превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и нарушение правил маневрирования и рядности.

Следует учитывать, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая * Аспирант кафедры криминологии, психологиии уголовно-исполнительногоправа (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина). E-mail: so работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна.

По сообщениям агентства «Интерфакс», начальник ГИБДД МВД России В. Кирьянов указал на то, что за 10 месяцев 2009 г.

в России на дорогах погибли 21 тыс. человек, 212,5 тыс. получили ранения; среди погибших 732 ребенка. Понятие «дорожно-транспортное преступление» не имеет четко определенной характеристики.

Отсюда и различные мнения ученых по этому вопросу.

Так, В. В. Лукьянов, обращая внимание на неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», то есть правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность1. И. Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит

«совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»

2.

Таким образом, в общем виде понятие дорожно-транспортного преступления можно сформулировать как противоправное общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой по неосторожности последствия, предусмотренныеУ головнымкодексомРФ. Под предупреждением преступности в общем виде следует понимать многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов направленную: 1) на выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную воз- можность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости — и на их ближайшее окружение3.

По содержанию меры криминологической профилактики подразделяются: на социальные, политические, экономические, медицинские, правовые, технические и иные. По уровню профилактики обычно выделяют общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности (ее видов и отдельных преступлений).

Общесоциальный уровень профилактики включает в себя деятельность государства и общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий, возникающих в областях общественной жизни, в сфере экономики, политики, социальной и культурной областях. Специально-криминологический уровень воздействия на преступность выражен в профилактической деятельности, направленной на отдельные виды преступного поведения, например в сфере неосторожной преступности.

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений выступает в качестве составной части предупреждения происшествий в целом и имеет непосредственную связь с профилактикой административно наказуемых проступков.

При этом грань между преступлением и происшествием, а также между преступлением и проступком в сфере дорожного движения весьма подвижна. Предупреждение таких преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) — это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение данных преступлений конкретным лицом. Таким образом, на индивидуальном уровне профилактическая деятельность осуществляется уже непосредственно в отношении лиц, совершивших транспортные преступления либо предрасположенных к их совершению.

Огромная роль в сфере предупреждения дорожно-транспортных преступлений принадлежит формированию менталитета водителей в духе неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, гражданской сознательности, повышению уровня правосознания, поскольку оно неразрывно связано с ответственностью и дисциплинированностью. Важность предупреждения транспортных преступлений состоит также в том, что с ним тесно связан вопрос о возможности прогнозирования в этой сфере.

Методикаиндивидуального прогнозирования дорожно-транспортных преступлений имеет Криминология и профилактика преступлений Криминология и профилактика преступлений свои особенности, которые сводятся к следующему: отрицательные нравственно-психологические черты личности, проявляющиеся в актах антиобщественного поведения до совершения преступления, которые и дают основание для постановки «диагноза» и прогноза, у лиц, совершивших неосторожные транспортные преступления, выражены реже и слабее. Условия прогнозирования в таких случаях резко меняются, ибо целая группа учитываемых факторов выпадает. Однако разработка именно этого аспекта наиболее актуальна, поскольку абсолютное большинство неосторожных транспортных преступлений совершается ранее несудимыми лицами4.

В ряду мер предупреждения должны быть разработаны и организационные меры: государственное финансирование ремонта дорожных покрытий, разработка и установка технических средств, направленных на снижение числа дорожно-транспортных происшествий в местах наибольшей их вероятности: информационных табло, барьерных средств возле детских учреждений в местах наиболее частого нарушения правил дорожного движения5. Свой вклад в предупреждение дорожнотранспортных преступлений, как представляется, должны вносить правоохранительные органы, реализуя возложенные на них законом функции. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудниковГИБДД перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транс -портные преступления.

1 См.: Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 16. 2Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспортеи городскомэлектротранспор-те.

Саратов, 1968. С. 106. 3 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева В.Е. Эминова.

М., 2009. С. 286-287. 4 См: Клейменов М.П.

Уголовно-правовое прогнозирование и его роль в борьбе с преступностью Омск, 1989.

С. 72-73. 5 См.: Никитас Д.А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис.

. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17.

Основные виды и причины ДТП

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты. Содержание статьи: В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения.

Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  1. Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  2. Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.
  3. Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  4. Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  5. Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  6. Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);

Есть несколько классификаций дорожных происшествий.

К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом. Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы. Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения.

Виды ДТП:

  1. Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  2. Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.
  3. Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  4. Наезд на велосипедиста;
  5. Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  6. Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  7. Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  8. Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  9. Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  1. Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  2. Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  3. Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  4. Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  5. Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  6. Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  7. Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  8. Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  9. На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  10. Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  11. Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  12. Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку».

Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя.

Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+