Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Отчеты по проектам развития сел и поселков

Отчеты по проектам развития сел и поселков

Отчеты по проектам развития сел и поселков

Сельская цивилизация. Как малые поселения становятся благоустроенными


22.08.2018 11:24 1820 В Старой Полтавке появился вот такой уютный детский городок. © / Александр Косовцов / Ещё недавно на благо­устройство сельских поселений не хватало ни денег, ни желания.

В итоге разрыв в качестве жизни между городом и селом стал колоссальным, жители, особенно молодёжь, уезжали из глубинки. Власти региона смогли переломить ситуацию. На региональном уровне теперь применяется комплексный подход к развитию сельских территорий.

Помимо строительства новых дорог, социальных объектов, газификации, важную роль в подъёме волгоградского села играет благоустройство глубинки. Программа благоустройства сельских поселений реализуется на территории области с 2014 года.

«Она включает конкурсы проектов и программ по благоустройству территорий, — уточнили в пресс-службе администрации. — В первый год действия программы 1170 организациям территориального общественного самоуправления (ТОС) предоставлены субсидии по 220 тыс.

руб. на благоустройство. В 2015-м на аналогичные цели субсидии из областного бюджета в объеме 150 млн руб.

получили 847 ТОСов».

«Одним из позитивных сдвигов в жизни региона является большая работа по благоустройству, выполненная в области, — считает глава региона Андрей Бочаров.

— Так, впервые за многие годы сельские поселения стали получать средства на приведение в порядок территорий центральных усадеб. В общей сложности на эти цели в 2017 г.

было выделено 270 млн руб. — гранты по три миллиона рублей получили 90 сельских поселений. В 2018 году программа расширена — гранты получат сто сельских поселений. Наша задача — сохранить сделанное.

Возвращение доверия к власти со стороны жителей области даёт ощутимый результат».

В 2018 году 110 сельским поселениям региона выделено по 3 млн руб. Например, Ленинский район Волгоградской области. После того, как райцентр Ленинск, в котором проживает 15 тысяч жителей, вошёл в число победителей областного гранта по благоустройству, там кардинально преобразили парковую зону.

Объём финансирования из областного бюджета составил 7,7 млн руб.

В результате в парке Ленинска появились зона отдыха с фонтаном, детская площадка с игровым комплексом, спортплощадка и танцевальная площадка для молодёжи. «Учли мы и желание молодых людей, вступающих в брак, запечатлеть это событие на красивом фоне, — отметил глава городского поселения Ленинск Олег Некрасов.

— В парке установлена скамейка для влюблённых. Кроме того, обустроена площадка летней эстрады для выступления творческих коллективов».

Дальнейшее благоустройство парка продолжили за счёт средств бюджета городского поселения Ленинск. Но на этом преобразования не остановились. С 2017 года, отметили в администрации Ленинского муниципального района, благоустройство коснулось и сельской глубинки.

По три миллиона рублей на реализацию проектов получили Ильичёвское, Рассветинское и Царёвское поселения. Впрочем, очень многие поселения не ждут областных средств, а начинают преобразования и своими силами.

Пример для многих — Каршевитское сельское поселение. Недавно в этом приволжском поселке на самом краю области на месте пустыря появился парк.

«Идею его создания жители обсуждали ещё несколько лет назад, — отметил глава поселения Юрий Петров.

— Вначале завершили работу над проектом, затем начали воплощать намеченное. Прежде всего установили ограждение, приобрели и обустроили спортплощадку за счёт средств бюджета поселения и субсидий, полученных из бюджета Волгоградской области.

Помогали и сами селяне — приносили цемент, краску, сажали акацию и цветы.

Чтобы зелёные насаждения чувствовали себя комфортно, организован полив — пробурена скважина, проведён водопровод. Обустроили летнюю сцену для проведения праздников. Территория парка разделена тротуарными дорожками».

Не стоит жизнь и в других районах.

Интересен опыт городского округа Михайловка.

«Около 10 лет назад Михайловка и Михайловский район были объединены в единый городской округ, — напомнил глава городского округа Михайловка Сергей Фомин.

— Благодаря этому мы теперь вместо двух-трёх, как у обычных районов, можем комплексно благоустраивать в год сразу по пять сельских территорий ежегодно в сумме поддержки по 3 млн руб. на каждую из них. В сумме получается в год до 15 млн руб. грантовых средств только на благоустройство сельских территорий.

Это колоссальные финансовые объёмы!».

В Новоаннинском районе за масштабное благоустройство сёл взялись не менее основательно.

«В нынешнем году на областные гранты в размере 3 млн каждый благоустраивается сразу несколько сельских территорий, — рассказал глава района Николай Моисеев.

— Считаю, наши земляки должны чувствовать себя на малой родине комфортно, ощущать себя не оторванными от центров цивилизации». Так, в райцентре Новоаннинский появился собственный местный Арбат — пешеходная зона по улице Карла Либкнехта — с цветниками, зеленью, комфортными уголками отдыха, светильниками, лавочками, детской площадкой.
Так, в райцентре Новоаннинский появился собственный местный Арбат — пешеходная зона по улице Карла Либкнехта — с цветниками, зеленью, комфортными уголками отдыха, светильниками, лавочками, детской площадкой.

Впрочем, комфортная среда — это не только цветочки и парки. Это и чистота улиц, и досуговые и спортивные объекты.

«Наше село очень опрятное и чистое, благоустроенное, — говорит глава Каменского сельского поселения Городищенского района Валерий Лыпко. — Поддерживать чистоту в пешеходной зоне, в палисадниках помогают сами жители.

Они у нас молодцы, неравнодушные и отзывчивые.

В нашем селе три ТОСа. Несколько лет назад на средства областного гранта реконструировали артезианские скважины водоподачи, заменили проблемные участки водопровода. Недавно выиграли заявку на участие в федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий». До конца года планируем установить плоскостную спортплощадку.

Через областной комитет сельского хозяйства пробиваем ещё один проект — установку игровой спортплощадки для детей-дошкольников в возрасте до 6 лет. Неподалёку от этой площадки хотим разместить бесплатные тренажёры, чтобы подростки и взрослые могли заниматься в любое удобное время».

Уже сейчас главная площадь и улицы села выглядят достойно: на главной площади, ставшей территорией для отдыха и прогулок, разбит огромный цветник и уютные газоны.

И это на месте, где ещё несколько лет назад была заброшенная, неиспользуемая чаша фонтана, постепенно превращённая в свалку.

А теперь сельские власти заверяют: скоро здесь будет ещё лучше и краше!

Первым проектом, завершённым в этом году в одной из отдалённых территорий Заволжья — Николаевском муниципальном районе — стала реконструкция центральной части села Степновское. В центре села замостили тротуарной плиткой более 725 кв.

метров, обустроили детскую и универсальную спортивную площадки, установили 10 удобных скамеек.

Здесь же высажено свыше двухсот растений, для полива которых проложен новый водопровод.

В том же Николаевском муниципальном районе аналогичным образом уже благоустроены центры Солодушинского, Ленинского, Политотдельского и Совхозского сельских поселений.

Кстати, этот район является одним из лидеров в реализации мероприятий по комплексному благоустройству общественных территорий.

А в 2017 году в число лидеров попали также Алексеевский муниципальный район и городской округ Урюпинск. Последний свой 400-летний юбилей встретит осенью обновлёнными парковыми зонами в центральной части города. «Мы концентрируемся на возможностях, а не на проблемах, — убеждена глава Урюпинска Элла Чермашенцева.

— Ориентируемся на тех людей, которым удалось успешно реализовать проекты, позволившие сделать жизнь своих населённых пунктов интереснее, уютнее, безопаснее. Не зря говорят: если хочешь изменить мир вокруг, начинай с себя. Мы уверены, что российская провинция — это мощная сила, которая должна научиться ценить себя и быть опорой всей страны».

Стоит добавить, что в текущем году в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» до конца года в сельских районах будут дополнительно благоустроены территории в 10 районных центрах и 110 центральных усадьбах хозяйств. Пройдут считаные годы, и о своих родных местах жители сельской глубинки станут с гордостью говорить: «У нас всё как в большом городе. Только лучше». По данным областного комитета ЖКХ, начиная с 2014 года, в регионе благоустроено более 130 дворов, реализованы проекты на 150 общественных пространствах.

В 2018 году на эти цели 110 сельским поселениям региона выделено по три миллиона рублей.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Умная коммуналка»

Деревня в новом формате

Государственная программа комплексного развития сельских территорий должна заработать со следующего года. Об этом рассказал в среду на «правительственном часе» в Совете Федерации вице-премьер Алексей Гордеев, курирующий это направление в правительстве. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек.

По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны.
По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны.

Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития.

Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ.

Срок исполнения — 1 июня этого года.

«Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2021 года»

, — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета.

«Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства»

, — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит

«кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей»

, добавил он.Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она.

— Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».В России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное населениеКомитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз.

«Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга»

, — сказала она.Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах.

«Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях»

, — заявил Гордеев. Власть Работа власти Внутренняя политика Экономика АПК Правительство Вице-премьеры Законодательная власть Совет Федерации

Отчеты о реализации муниципальных программ

2021 год Постановление № 24 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2021 год Постановление № 23 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2021 год Постановление № 22 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Ковалевского сельского поселения» за 2021 год Постановление № 21 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2021 год Постановление № 20 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта» за 2021 год Постановление № 19 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2021 год Постановление № 18 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие культуры» за 2021 год Постановление № 17 от 27.03.2021 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2021 год 2021 год Постановление № 22 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2018 год Постановление № 23 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта» за 2018 год Постановление № 24 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2018 год Постановление № 25 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2018 год Постановление № 26 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевское сельского поселения «Развитие культуры» за 2018 год Постановление № 27 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2018 год Постановление № 28 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2018 год Постановление № 29 от 26.03.2019 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Ковалевского сельского поселения» за 2018 год 2018 год Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ Ковалевского сельского поселения по итогам 2017 год Постановление № 35 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2017 год Постановление № 34 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2017 год Постановление № 33 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2017 год Постановление № 32 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2017 год Постановление № 31 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевское сельского поселения «Развитие культуры» за 2017 год Постановление № 30 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2017 год Постановление № 29 от 30.03.2018 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год 2017 год Постановление № 28 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2016 год Постановление № 29 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2016 год Постановление № 30 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта» за 2016 год Постановление № 31 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2016 год Постановление № 32 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевское сельского поселения «Развитие культуры» за 2016 год Постановление № 33 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2016 год Постановление № 34 от 31.03.2017 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2016 год 2016 год Постановление № 26 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2015 год Постановление № 27 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2015 год Постановление № 28 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2015 год Постановление № 29 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2015 год Постановление № 30 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевское сельского поселения «Развитие культуры» за 2015 год Постановление № 31 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта» за 2015 год Постановление № 32 от 31.03.2016 года Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2015 год 2015 год Постановление № 15 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Управление муниципальными финансами» за 2014 год» Постановление № 16 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Муниципальная политика» за 2014 год» Постановление № 17 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2014 год» Постановление № 18 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие транспортной системы» за 2014 год» Постановление №19 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Благоустройство территории и жилищно-коммунальное хозяйство» за 2014 год» Постановление № 20 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевского сельского поселения «Развитие культуры» за 2014 год» Постановление № 21 от 30.03.2015 года «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы Ковалевское сельского поселения «Развитие физической культуры и спорта»

Лучшие проекты сельских активистов для развития своих территорий

Anna Medvedeva 11 июля 2021 в 14:00 10 пилотных команд сельских активистов представили проекты по развитию своих населенных пунктов на площадке ОНФНа площадке Общероссийского народного фронта 10 команд развития сельских населенных пунктов со всей страны представили свои проекты, задача которых – вдохнуть новую жизнь в их родные села, запустить производство местных брендов, организовать туристические направления, организовать площадки по обучению населению правилам ведения малому бизнеса.

Перспективы проектов и сложности, с которыми могут столкнуться сельские активисты при их реализации, обсудили в ходе круглого стола представители Минсельхоза России, Госдумы, ученые, эксперты ОНФ и Российского союза сельской молодежи. В рамках нового проекта ОНФ «Село.

Территория развития» эксперты отобрали 10 пилотных сел, чтобы научить определять «точки роста» экономики поселения и вовлекать местных жителей в развитие сельских территорий через реализацию их собственных инициатив. А уже на основе этого опыта проводить обучение команд развития сел по всей стране. В команды вошли сельские активисты, представители местных органов власти и бизнеса, общественных организаций, образовательных и культурных учреждений.

Презентации пилотных проектов предшествовала учеба. 9 и 10 июля команды развития сельских населенных пунктов осваивали, как проводить мониторинг экономического и социального потенциала своих сел, а также – как оценивать влияние нацпроектов и госпрограмм на качество жизни на селе, учились находить партнеров и гранты для реализации своих идей. В этом командам помогала сертифицированный тренер образовательных программ Совета Европы Наталья Никитина.

Для каждого пилотного населенного пункта была разработана индивидуальная комплексная программа, которая учитывает особенности каждого региона. Так, команда села Зудилово Первомайского района Алтайского края представила проект создания производства бутилированной воды из артезианской скважины под собственным брендом.

В инициативную группу села входят два предпринимателя, которые занимаются разработкой проекта. «Уже приобретена скважина, зарегистрирован товарный знак и спроектирована товарная линейка воды и морсов, которые будут производить из выращенных у нас ягод. Мы планируем, что производство будет давать в бюджет села до 28 млн рублей в год», – сообщила лидер команды, глава администрации Зудиловского сельсовета Мира Смолякова.
Мы планируем, что производство будет давать в бюджет села до 28 млн рублей в год», – сообщила лидер команды, глава администрации Зудиловского сельсовета Мира Смолякова.

Активисты деревни Мунайка Менделеевского района Республики Татарстан планируют организовать кооператив по разведению птиц, по максимуму вовлечь в эту работу местных жителей и даже создать образовательную площадку по обучению малому бизнесу. Лидер команды Артем Мессеев рассказал, что сейчас тестирует технологию «на себе»: в подсобном хозяйстве он разводит кур-блойлеров и за полтора месяца из яиц вырастает полноценная птица весом более 5 кг.

К проекту уже присоединились 10 семей.

Им предоставят инкубаторы и будут помогать осваивать ремесло птицеводства. Жители нижегородского села Дивеево Дивеевского района представили проект строительства комплекса «Дивный». По плану он будет состоять из спортивного и аквацентра, где будут использовать в том числе местные лечебные глины.

Также команда развития планирует создать торговую территорию «Дивеевские ряды» и помогать в развитии близлежащим деревням. А представители Уляшкинского сельского поселения Каменского района Ростовской области рассказали о проекте развития экотуризма. Участники круглого стола подчеркнули, что каждый нацпроект так или иначе затрагивает сельские территории.

И нужно грамотно воспользоваться теми возможностями, которые они дают.

Советник замминистра сельского хозяйства РФ Елена Петрикова обратила внимание на ведомственную программу «Современный облик сельских территорий», финансирование которой до 2025 года составит 690 млрд руб. «Инициаторами проекта могут быть местное население, региональные или местные органы власти, представители бизнес-сообщества. Он предполагает освоение денежных средств за счет федерального, регионального и внебюджетных источников.

Проект проводится в три этапа: подготовка заявки, предоставление ее в Минсельхоз, отбор.

За 30 дней до начала отбора мы вывешиваем извещение на сайте Минсельхоза. А потом в течение следующих 30 дней рабочая группа принимает решение, какие заявки соответствуют требованиям, а какие нет. И утверждает проекты, которые будут включены в список на получение софинансирования из федерального бюджета», — пояснила Елена Петрикова.

И утверждает проекты, которые будут включены в список на получение софинансирования из федерального бюджета», — пояснила Елена Петрикова. По ее словам, ближайший отбор проектов запланирован на осень.

Проекты-победители будут включены в план финансирования на 2021 г.

Те, кто принесет заявку раньше остальных, будет иметь больше шансов попасть в этот список. Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Цунаева отметила, что у небольших населенных пунктов, к сожалению, минимальные возможности принять участие в подобных конкурсах, поскольку для этого требуется подать проектно-сметную документацию с пройденной госэкспертизой.

А это, в первую очередь, – деньги, которых у населенного пункта с 500 жителей нет.

«Поэтому мы будем предлагать как-то корректировать эту возможность: либо подключать субъекты, чтобы они проводили, контролировали, сопровождали эти проекты, либо взять за опыт Всероссийского конкурса исторических поселений и малых городов, где сначала участвует концепт проекта, и только после победы делается проектно-сметная документация»

, — сообщила Елена Цунаева.

«Мы очень хотим, чтобы сельское население приняло активное участие и в новой госпрограмме, в которой могут участвовать малые города до 30 тыс.

жителей. Очень важно, чтобы в разработке всех стандартов развития территорий участвовали сами жители.

Поэтому нам важно плотно взаимодействовать с Минсельхозом.

Вы разрабатываете свои подходы, мы – свои, но действуем сообща», — предложила координатор проекта ОНФ «Село.

Территория развития», председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.

Она добавила, что в рамках проекта «Село. Территория развития» также предусмотрено много мониторингов того, как на селе реализуются нацпроекты.

«Почти во всех нацпроектах есть акцент на сельских территориях: ФАПы, школы, передвижные культурные центры, медицинские комплексы, проведение интернета и другое. Наш следующий мониторинг – комплексного влияния нацпроектов и госпрограмм на качество жизни и потенциала развития сельских населенных пунктов. От каждого региона мы выберем конкретное село и подготовим обращение к главам регионов, чтобы они включили наши пилотные села в имеющиеся программы.

Мы выясним, какая у жителей этих сел есть потребность, и поймем, насколько каждая территория может претендовать на ту или иную господдержку», – сообщила Юлия Оглоблина. Член регионального штаба ОНФ в Республике Башкортостан, депутат Госдумы Ильдар Бикбаев согласился с тем, что Народный фронт должен выяснить, насколько эффективно используются средства нацпроектов на местах.

«Это те вопросы, ответы на которые как раз и ждут от нас люди.

Важно, чтобы выделенные федеральные средства доходили до конкретного жителя, чтобы он реально ощутил изменения жизни на селе», – сказал Бикбаев. Напомним, что по поручению президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина разработана Госпрограмма комплексного развития сельских территорий, которая заработает с 1 января 2021 г.

Напомним, что по поручению президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина разработана Госпрограмма комплексного развития сельских территорий, которая заработает с 1 января 2021 г. Главная задача ОНФ – контроль за исполнением «майского указа» главы государства и мониторинг реализации национальных проектов, в каждом из которых в той или иной степени предусмотрено развитие сел.

(Источник: пресс-служба ОНФ).

Теги, , , , Посоветовать коллегам Подпишитесь, если интересна тема

Основные направления развития сельских поселений

, 28.09.2014

  1. Башкирский государственный аграрный университет
  2. , студент
  1. РАЗВИТИЕ
  2. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
  3. ТЕРРИТОРИЯ

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения. «Сельское поселение» — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2]. Cогласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: cе́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1]. Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.

Развитие любой территории, включает в себя преобразование, улучшение, изменение ее элементов. Такие перемены могут иметь как прогресс, так и деградацию. Обозначение сельских поселений как формы пространственных отношений ландшафтов, хозяйства и населения позволяет по-новому решать актуальные вопросы регионального развития.

С этих позиций сельские поселения являются одним из важнейших элементов территориального устройства, которое отражает особенности хозяйственной деятельности, природных условий, социально-демографического и историко-культурного развития региона и государства в целом [3]. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
  2. развитие социальной инфраструктуры села.
  3. улучшение жилищных условий сельского населения;

Сельское развитие может быть обеспечено за счет разработки и реализации программ социально-экономического развития, которые в настоящее время имеются в ряде муниципальных районов России.

В большинстве случаев это муниципальные образования с конкурентоспособной экономикой, в которых функционируют эффективные предприятия и имеется потенциал для саморазвития [3]. Для успешного развития сельских территорий необходимо проведения различных программ, таких как:

  1. повышение уровня занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
  2. развитие транспортной инфраструктуры;
  3. развитие экономического потенциала;
  4. создание условий для развития сельскохозяйственного производства;
  5. развитие предпринимательства;
  6. развитие жилищной сферы;
  7. улучшение состояния здоровья жителей сельского поселения;
  8. обеспечения населения товарами, необходимыми для проживания.
  9. развитие культурно- досуговой деятельности;
  10. повышение обеспеченности жителей питьевой водой;

Доходы бюджетов сельских поселений преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели.

В итоге, сельские администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий. Все это сводит к минимуму простор для собственной инициативы самих поселений, без чего нет движения вперед, то есть улучшения социальной сферы на селе. Сельские поселения занимают особое место в общей системе местного самоуправления.

Являясь одним из типов муниципальных образований, они играют важную роль в формировании единого каркаса сельской территории, как региона, так и страны в целом. Сельские поселения по своему составу многообразны и отличаются размерами территории, численностью населения, административным статусом сельского поселения, наличием сельских населенных пунктов, отраслевым характером территории, хозяйственной спецификой территории.

Принадлежность сельского поселения к той или иной типологической группе в зависимости от применяемых критериев позволяет определить особенности управления в данном муниципальном образовании с точки зрения, как внутренней организации, так и форм организации деятельности органов местной власти.

  • Юргенс, И.Ю. Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития [Текст]/ Юргенс, И.Ю. // Муниципальная власть. 2008. № 4. С. 39-42.190.
  • Федеральный закон Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации’’ [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сент. 2003 г. : (ред. от 25.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  • Панков С.В. Функциональное зонирование территорий сельских населенных пунктов [Текст]/Панков С.В// Вестник Тамбовского университета: науч.-теор. и практ.2009,-№1.-2.С.111.

Изба-считальня

Директор института аграрных исследований НИУ ВШЭ профессор Евгения Серова принимала непосредственное участие в создании госпрограммы комплексного развития сельских территорий.

Она утверждает, что в отличие от всех написанных до того новая программа — точно рабочая. А распространение COVID-19 сделало ее еще более востребованной.- Первая идея нынешней программы — сделать сельскую местность привлекательной для проживания тех наших граждан, кто только рассматривает возможность жить на селе. В предыдущих программах помощь подразумевалась только тем людям, кто уже живет на селе.

Это тоже хорошо. Но если мы хотим развивать сельскую местность, туда обязательно должна приехать «свежая кровь» — нам нужна реколонизация.Во-вторых, сейчас минздрав, минтранс и многие другие ведомства финансируют строительство своих объектов в сельской местности. Но в правительственных кругах сложилось представление, что если есть госпрограмма по развитию села, то пусть из нее это строительство и финансируется. Это неправильно. На заседании Госсовета в конце 2021 года, посвященного селу, президент России четко объяснил, что во всех общих социальных программах должна присутствовать доля села.

Так вот программа развития сельских территорий — она сверх существующих программ, сверх регулярного бюджета.

В нее заложены те проблемы, которые нужно решить быстро.Третья идея: во многих странах аналогичные программы развиваются снизу вверх — государство софинансирует местную инициативу. У нас до сих пор было наоборот — решение, каким территориям развиваться, а каким нет, всегда принималось сверху.

Это очень опасно, когда государство сверху определяет, кто перспективен, а кто нет, не давая право выбора самим гражданам. Такой подход необходимо было ломать.Новая программа — программа местных инициатив. Их может представить группа граждан (при этом необязательно сельских), муниципалитет, некоммерческие организации и бизнес.При этом у государства нет проблем с софинансированием инициатив граждан и муниципалитетов.

Но ему сложно принять мысль о софинансировании инфраструктурных проектов бизнеса.

Бизнес в нашем понимании должен сам за свои деньги все построить. Бизнес действительно может построить дорогу для своего производства, для своих работников он может построить жилье, провести интернет. Примеры есть. Но необходимо частно-государственное партнерство.

Справедливо будет, если мы станем проводить газ в кооперации бизнеса и государства.Четвертая идея — это инновационные подходы в развитии сельской местности. Мы сейчас живем в XXI веке, а применяем решения из ХХ. Энергообеспечение в нашем понимании — это обязательно дорогостоящий газопровод.

И если в маленький поселок его тянуть дорого, мы лучше его переселим.

А нужно наоборот: императивом должно стать энергообеспечение людей из этого поселка. В Китае я посмотрела программу борьбы с бедностью.

Там повсеместно используются солнечные батареи. Забайкалье — самая инсолированная территория в стране.

Но где там солнечные батареи?105,3 млрд рублей выделено из федерального бюджета на реализацию госпрограммы на 2021-2022 годыМы задолго до коронавируса говорили о том, что привезти в село хороших врачей и учителей сейчас, может, и получится.

Но если не создать им хорошую среду, через четыре года они деградируют. Мы говорили о необходимости развития телемедицины, дистанционного обучения.

Нам на это крутили пальцем у виска. Но коронавирус показал, что сумасшедшие не мы. Можно прекрасно жить и работать в сельской местности — был бы там интернет, нормальная дорога, энергообеспечение.

Огромному количеству специалистов не обязательно жить в Москве. Уверена, что происходящие события подтолкнут горожан к переезду в село — до трети нынешних жителей мегаполисов могут рассредоточиться по сельским территориям.Нынешняя программа развития сельских территорий для власти — это не прямое финансирование каких-то коробочных решений. В том виде, в котором сейчас есть программа, — это рычаг, с помощью которого на один вложенный рубль можно привлечь 20.

Не надо жаловаться на то, что денег мало. Нужно увеличить их мультипликатор. Если вы привлечете деньги бизнеса, то может получиться лучше, чем если бы эти деньги просто раздавали бы всем нуждающимся.

Экономика АПК Пандемия коронавируса COVID-19

Госпрограмма развития села принята.

Будет ли толк?

19 июня 2021На днях вступила в силу госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». В период 2021-2025 гг. на улучшение условий жизни и труда селян государство направит почти 2,3 триллиона рублей. Но сможет ли этот механизм показать эффективность?Цели и задачи программыГлавных целей у программы три.

Во-первых, сохранить долю сельского населения на уровне не менее 25,3% от общего количества россиян. Во-вторых, соотношение среднемесячных ресурсов у сельского и городского домохозяйства должно быть не менее 80%. Т.е. обычная сельская семья должна зарабатывать примерно 4/5 от заработка средней городской, не меньше.

Наконец, в-третьих, благоустроенных жилых помещений в сёлах и деревнях должно стать не меньше половины от общей площади. Кроме того, обещаны и различные социальные блага вроде доступного жилья, качественной и своевременной медицинской помощи, образования и развития инфраструктуры.

На всё это и пойдут триллионы рублей. Так или иначе, изменения должны коснуться 37 миллионов человек.Программу готовили достаточно долго: поручение разработать её дал В.

Путин в октябре 2018 года по итогам поездки в Ставропольский край. А ведомством, которое взяло на себя основной труд по разработке программы, стал Минсельхоз. Хотя в целом в работу включились многие ведомства и общественные организации.

Предложений со всех сторон было много, и они будут приниматься ещё долго, ведь полноценно работать новая программа начнёт с начала 2021 года.При этом стоит напомнить, что комплексный план развития села уже был и даже действует до сих пор: до конца 2021 года работает подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», на которую тоже было потрачено довольно много денег. В частности, строились дороги, проводились газификация и водоснабжение, пополнялся жилой фонд и т.д. Теперь же работа должна стать ещё более масштабной, из-за чего подпрограмму поменяли на полноценную программу.

До отдельного самостоятельного нацпроекта задача развития села пока не дотянула, но программа должна действовать в координации с действующими нацпроектами. И, кстати, усилий одного Минсельхоза для её успешной реализации явно будет недостаточно – потребуются подключение и других ведомств, общественников и самих жителей села.Так, Минфин и Минэкономразвития должны будут предусмотреть в бюджетах будущих годов деньги на реализацию программы.

А регионам нужно разработать свои программы, нацеленные на достижение целей федеральной госпрограммы. От работодателей ждут проектов по открытию новых производств и модернизации старых, дабы увеличить занятость на селе и повысить зарплаты.

Наконец, активных жителей просят подключаться к работе и подавать заявки на разного рода социальные проекты.

Вот так всем миром и предлагается сдвинуть проблему села с мёртвой точки.Через старые тернии к новым звёздамБудет ли новая программа эффективной? В общем-то, пока нельзя сказать со всей определённостью, что такой механизм, как госпрограммы и даже нацпроекты, вообще работоспособны.

Прошло слишком мало времени с начала действия нацпроектов, чтобы судить об их эффективности, а результаты действия программ довольно противоречивы. Что-то заработало, что-то нет.Но несколько вещей сразу же смущают. Например, то, что из федерального бюджета будет направлен только триллион.

А откуда возьмётся ещё 1,3 триллиона?

Из бюджетов регионов? Но все мы знаем, что большинство регионов слишком бедны, чтобы обеспечивать грандиозные планы правительства. Может получиться как с «майскими указами» – предыдущим механизмом серьёзного улучшения жизни в стране.

Регионам пришлось приложить очень много усилий, чтобы добиться требуемых Москвой показателей.

И некоторые «достижения» оказались сугубо формальными или дались слишком большой ценой. Скажем, чтобы увеличить среднюю зарплату преподавателей пришлось сократить их количество.

Можно предположить, что голь снова окажется хитрой на выдумку, и реализация программы будет только на бумаге, подаваемой в виде отчётов наверх.Другой повод для сомнений – увеличение рабочих мест, или, как выражаются разработчики программы, «содействие занятости сельского населения».

Тут большинство вопросов к агробизнесу, потому что после государства обычно аграрии выступают крупнейшими работодателями на селе. Но чтобы предложить больше рабочих мест, агробизнесу нужно расширить производство.

Какой для этого предлагается инструмент? Всё тот же – льготное кредитование.

И он же предлагается организациям, которые собираются создавать на селе объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

И он же, кстати говоря, гражданам, желающим улучшить жилищные условия (а это, напомним, одна из главных целей госпрограммы).В общем, опять предлагается влезать в кредитную, в том числе ипотечную кабалу.

Правда, обещают какие-то новые инструменты кредитования специально для селян, но что здесь можно придумать принципиально нового, если суть всё равно та же?

И потом, с чего разработчики взяли, что банки будут с большой радостью кредитовать различные сельские проекты, будь то бизнес, инфраструктура или жилищное строительство? Риски они сейчас просчитывают очень хорошо, их Центробанк этому активно учит в последние годы, а очень многие проекты в деревне – весьма рискованные.

Другой момент – сельхозорганизации. Субсидирование льготной ставки по кредиту – не самый лучший вариант господдержки, это уже давно проверено временем.

Кроме того, довольно странно предполагать, что модернизированное агропредприятие обеспечит заметный рост занятости. Ведь смысл модернизации часто состоит в обратном – сократить себестоимость продукции за счёт автоматизации процессов.

Механическое же расширение производства без интенсификации процессов – дело со стратегической точки зрения малоперспективное.С сельским хозяйством как драйвером развития сельских территорий вообще всё сложно. Не слишком-то ему хочется выполнять такую функцию.

И если обычный фермер ещё вынужден нанимать жителей окрестных сёл для сезонных работ, а то и социальную нагрузку нести по силам, то чем крупнее и современнее предприятие, тем меньше оно нуждается в неквалифицированном труде местных жителей. Технологии всё сложнее, нужна специальная выучка и опыт, а люди с образованием, даже аграрным, в село ехать не хотят, и исправить ситуацию можно будет, только если все подпункты программы действительно заработают.

Да и то не факт. Если молодому специалисту для приобретения жилья нужно будет ещё и ипотеку брать, то резон ехать в деревню – сомнительный.

Работу в АПК можно и в городе найти. В общем, в горизонте пяти лет, отведённых программе, на агробизнес ещё как-то можно полагаться, но в более отдалённой перспективе пути-дорожки АПК и деревни будут расходиться всё заметнее. А новым отраслям-драйверам взяться просто неоткуда.

И это ставит под сомнение реалистичность заявленных в программе показателей.Если же говорить о крупных государственных программах и национальных проектах в целом, то на примере «Комплексного развития сельских территорий» видны их сущностные проблемы. В частности, то, что общий механизм развития состоит из отдельных инструментов, которые в других ситуациях уже показали свою недостаточную эффективность.

Но почему-то предполагается, что заново собранные вместе для реализации новой цели они вдруг станут эффективными, дадут какой-то синергетический эффект. А новых инструментов не изобретено. Понятно, что мы живём при капитализме, и просто так деньги из федерального бюджета людям раздавать никто не будет.

Но зачем, к примеру, снова и снова уповать на региональное софинансирование, если регионам не дали новых источников заработка?

Зачем снова и снова отдавать деньги банкам, надеясь, что они сразу же всё выдадут благодарному населению, опьянённому радостью влезть в пусть льготный, но всё равно дорогой кредит? А что люди должны думать про развитие медицинской помощи и образования, если в последние годы они видели только процесс оптимизации социальной сферы, возглавляемой теми, кто теперь должен выделить триллион на народное счастье? Как это вообще будет выглядеть?

Будут заново открывать закрытые школы, больницы и дома культуры? Сомнительно.И всё-таки, несмотря ни на что, хочется надеяться, что госпрограмма даст какие-то положительные результаты.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+