Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Понятие и функции налогов

Понятие и функции налогов

Основные виды и функции налогов в государстве: Подробный анализ


Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина. Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций.

Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований. При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч. Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом.

Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как: Кому даром книгу ‘7 профессий для быстрого заработка в Интернете’?Познакомьтесь с книгой, которая разрушит стереотипы и подскажет, с чего начать!

Получите книгу прямо сейчас и узнайте, как сделать жизнь ярче уже в ближайшие дни! .

  1. Налоговые льготы.
  2. Налоговые оклады.
  3. Налогоплательщики.
  4. Объекты налогообложения.
  5. Сроки уплаты налогов.
  6. Порядки исчисления.
  7. Налоговые ставки.
  8. Порядки уплаты.
  9. Единицы налогообложения.
  10. Налоговые периоды.
  11. Источники налога.
  12. Налоговая база.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  1. Аккордные и подоходные.
  2. Прямые и косвенные.
  3. Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
  • Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
    • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
    • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
    • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).
  • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
  • Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
  • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).
  • Аккордные – независящие от уровня доходов.
  • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
  • Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  1. местные (п.

    4)

  2. по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.
  3. общие;
  4. прямые;
  5. с физических лиц;
  6. по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  7. по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
  8. по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  9. региональные (п.

    3);

  10. с юридических лиц.
  11. специальные;
  12. косвенные;
  13. федеральные (п. 2);

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов.

Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение. Косвенными налогами облагаются товары и услуги.

В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть.

Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления.

Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг. Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  1. Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  2. Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  3. Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  4. Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.
  5. Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство.

Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  1. Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.
  2. Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы.

Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д.

Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета. Таблица с примерами прямых и косвенных налогов Прямые налоги Косвенные налоги Для юридических лиц:

  1. Водный;
  2. Земельный;
  3. Игорный.
  4. С прибыли;
  5. На полезные ископаемые;
  6. Имущественный;
  7. Транспортный;

Для физических лиц:

  1. Земельный.
  2. Транспортный;
  3. На доходы;
  4. Имущественный;

Виды:

  1. Акцизы;
  2. НДС;
  3. Пошлины.

Налоговый процесс обеспечивает своеобразный «симбиоз» между государственными и коммерческими структурами. Получая периодические взносы от деятельности различных финансовых организаций, государство имеет возможность формировать свой бюджет.

Коммерческие структуры в свою очередь могут получить кредиты от государственных банковских организаций. Рассмотренные способы налогообложения позволяют выстроить баланс в распределении поступивших финансов, который, в свою очередь, помогает достичь максимальной эффективности всей налоговой системы.

Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия.

На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %. Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно). Примером в РФ может служить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности.

ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат. Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет. Его структура подчинена строгой иерархии: Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней: Существуют и комбинированные варианты.

Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст.

284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке: Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

  • Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода: доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода 10000 10 1000 0,1 20000 12,5 2500 0,125 30000 15 4500 0,15 Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).
  • Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна: доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода 10000 10 1000 0,1 20000 10 2000 0,1 30000 10 3000 0,1 Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).
  • Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода: доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода 10000 15 1500 0,15 20000 12,5 2500 0,125 30000 10 3000 0,1 Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

Экономисты различают четыре основных функции налогов:

  • Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.
  • Фискальная функция – ключевая функция налогообложения , то есть пополнение государственного бюджета.
  • Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
  • Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).

Назначение налогов ‒ это изъятие законодательно установленной части доходов организаций и граждан в государственную казну.

Денежные массы служат основой для реализации правительством своих обязанностей перед народом определенной страны. Фискальная функция характерна для всей мировой налоговой системы. В ее основе лежат исторические события образования государств.

В рыночной среде налогообложение играет важную роль. Экономические показатели, развитие отраслей, социальная сфера зависят от количества собранных денег в бюджет. Интересно. Чем устойчивее государство, тем больше налогов оно собирает посредством высоких ставок.

Например, в Нидерландах подоходные отчисления составляют от 25 до 52%, в зависимости от размера заработных выплат. Это связано с большими расходами на все сферы жизни.

В России показатель НДФЛ фиксированный – 13%. Фискальная легла в основу всех остальных функций.

Каждая из них существенна для страны.

Важно не только собирать финансы, но и эффективно их распределять, контролировать.

Справка. При недостаточности средств в казне местные, региональные, федеральные органы прибегают к внутренним/внешним займам.

Это приводит к образованию госдолга, что становится причиной нового повышения уровня налогообложения.

Достаточно вспомнить 90-е гг. в России, когда займы привели страну к сокращению производства, бюджетному кризису, дефолту, падению уровня жизни населения. Эффективность управления достигается умением правильно выстраивать систему взаимодействия всех составляющих общественной структуры.

Социально-экономическая суть налога выражена в его дальнейшем направлении на решение государственных задач. Снижение неравенства между гражданами, поддержание стабильности ‒ это важный элемент распределительного процесса.

Правительством могут быть приняты меры:

  1. введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда размер ставки зависит от величины зарплаты, чем выше получаемая гражданами сумма, тем больше процент сбора;
  2. применение адресных льгот (в РФ вычеты на детей при начислении НДФЛ). К этой категории также относят: необлагаемые минимальные выплаты (во Франции, Великобритании и др.), снижение ставок (в России на продукты питания НДС ‒ 10%, на лекарства ‒ 0%) и др.;
  3. обложение лиц с большим объемом потребления косвенными налогами (НДС, акцизы);
  4. наложение обязательств по соцвзносам на работодателя (во внебюджетные фонды: пенсионный, соц и медстрах).

Смысл распределительной функции заключен в том, что наименее защищенные слои населения могут освобождаться или платить меньше налогов. При этом они не теряют социальных благ, закрепленных законами (образование, здравоохранение и др.).

Потребности общества компенсируются за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

Распределительная функция позволяет перенаправить с помощью трансфертов средства от «богатых к бедным» или из обеспеченных отраслей в неокупаемые. Наблюдение и выявление фактов нарушения налогового права ‒ неотъемлемая обязанность государства.

Для этого созданы специальные органы.

Структуры следят за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, выявляют незаконные источники доходов, направления расходов. Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения налоговых обязательств для своевременного формирования госбюджета. Это важный элемент, способный предотвратить серьезные нарушения, перенаправив выявленные средства в казну.

В стране, где налажена эффективная система контроля, теневой сектор экономики отсутствует.

Функция способствует повышению собираемости финансовых сумм, нормализации их потоков. Развитие технических средств позволяет более качественно выявлять нарушения и вовремя пресекать попытки обмануть государство. Современные банковские, налоговые и бухгалтерские электронные системы взаимосвязаны, относительно открыты и оперативны.
Современные банковские, налоговые и бухгалтерские электронные системы взаимосвязаны, относительно открыты и оперативны.

Их сложно обмануть или обойти. Действия в сфере взимания обязательных платежей позволяют усилить роль государства в общих хозяйственных процессах. Регулирование экономики помогает предотвратить спады промышленных потенциалов, мощностей, способствует росту производств, валового внутреннего продукта (ВВП), технического прогресса.

Суть функции состоит в возможности воздействовать на общие экономические процессы, а также на хозяйствующих субъектов, в том числе граждан.

Регулирование влияет на многие аспекты деятельности: от построения системы бухгалтерского учета, администрирования до форм заключения договорных обязательств.

Выделяют три подфункции:

  • Воспроизводственная подфункция призвана направить потоки денег на восстановление ресурсов. Примером служит процесс амортизации основных средств, который позволяет собрать некоторую сумму для замены, ремонта, реконструкции старого оборудования. Отчисления накапливаются на счетах формирования себестоимости продукции. Эти суммы уменьшают налоговую базу по расчету прибыли, высвобождая средства для воспроизводства.
  • Стимулирующая создает систему определенных факторов, влияющих на плательщиков налогов с целью повышения уровня платежной дисциплины. К элементам давления относят: льготные режимы, пониженные ставки, налоговые кредиты, каникулы, вычеты и т.д. Как правило, стимулы нацелены на микро- и малые предприятия, различные фонды, общественные объединения граждан и др. Часто под систему льготирования попадают некоторые территории (оффшорные зоны) и целые отрасли. Например, сельское хозяйство, наука, прочие.
  • Дестимулирующая подфункция создает максимальное количество барьеров для работы экономических субъектов. Повышенные ставки налогов применяются для отдельных видов деятельности. Например, акцизы на алкоголь, табак способствуют поднятию их цены, что должно «отпугнуть» потребителя. Если сосредоточить усилия на снижении спроса на какой-либо товар, услугу, то достаточно поднять на эту группу ставки налогов. Например, повышая пошлины, можно сократить потребление импортных товаров. Но эти процедуры служат причиной появления «черного рынка» с поддельной продукцией либо аналогами.

Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов.

С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

В отношении налога на игорный бизнес (глава 29 Налогового кодекса) существуют противоположные мнения:

  1. имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.
  2. внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;

Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан.

Такая деятельность имеет вид:

  1. унификации медицинских и образовательных услуг;
  2. предоставлении льгот, дотаций, пособий.
  3. сглаживания социального неравенства;

Важно:функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.

Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши. Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен. Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей.

Их три:

  1. Стимулирующая.
  2. Дестимулирующая.
  3. Воспроизводственная.

Разберем эти подкатегории детально.

Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений. Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч. Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции.

В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны.

Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств. Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам.

Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира.

Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот. Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств.

Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег?

Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ. Элементы налогообложения – это составляющие, без которых невозможно функционирования налоговой системы, и они есть в каждом государстве. На них основывается организация налогов и принципы ее работы.

Среди составляющих налогообложения следует отметить: – им является каждый человек, который имеет доход или ценное имущество, а также организации. – то самое имущество или доход, которые подлежат обложению налогами.

– она определяет ценностные характеристики того или иного объекта налогообложения. – это числовой показатель, который выражает налоговую базу.

– послабление в выплатах определенной категории налогоплательщиков, может предоставляться как на федеральном, так на региональном и мест-ном уровнях.

-размер начисления налога за единицу налогообложения.

– это расчет и начисление налоговой выплаты.

– это сумма, которую вносит плательщик за определенный период.

– значение, отражающее резерв дохода плательщика.

– отрезок времени, на протяжении которого формируется налоговый оклад, по истечении которого совершается платеж.

Срок уплаты – отрезок времени, на протяжении которого гражданин или организация может осуществить платеж по истечении налогового периода.

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления.

Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств. За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни. Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер.

Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов). Основная классификация в таблице: Источники

  1. https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nalog-chto-ehto-takoe-vidy-funkcii-kontrol-klassifikaciya-nalogov.html
  2. https://buhland.ru/pryamye-i-kosvennye-nalogi-otlichiya-tablica-sravnenij/
  3. https://www.calc.ru/Nalogi-Vidy-Urovni-I-Funktsii-Nalogov.html
  4. https://zakon.temaretik.com/1591057429124876678/kontrolnaya-funktsiya-nalogov-opisanie-i-primery/
  5. https://abkr23.ru/dlya-chego-nuzhny-nalogi/
  6. https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/kakie_nalogi_otnosyatsya_k_pryamym_i_kosvennym_tablica/
  7. https://ppt.ru/art/nalogi/vidi-funkcii
  8. https://investbrok.ru/trendy/nalogooblozhenie-vidy-funkcii-i-elementy-nalogov.html
  9. https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/osnovnyie-funktsii-nalogov/
  10. https://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/osnovnye-funkcii-nalogov-v-gosudarstve/
  11. https://BusinessMan.ru/zachem-nujnyi-nalogi-kuda-idut-nalogi-ponyatie-i-vozniknovenie-nalogov-nalogovaya-sistema.html

[свернуть] Поделиться: Рекомендуем: Категории Наша группа × Рекомендуем посмотреть Сайт о финансах и заработке Все материалы носят исключительно ознакомительный характер. Копирование материалов сайта разрешается только при наличии ссылки.

© Copyright 2021, . Все права защищены.

Налог

Важное 06.06.2016 — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

и следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен овым кодексом РФ. Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  1. налоговые льготы;
  2. налоговый оклад;
  3. единица обложения;
  4. ;
  5. ;
  6. порядок исчисления;
  7. срок уплаты налога.
  8. налоговая база;
  9. ;
  10. налогоплательщик;
  11. порядок уплаты;
  12. источник налога;

Все налоги подразделяются на несколько видов: и делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  1. Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
  1. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода.

    Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

  1. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

и выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  1. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
  1. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  1. Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

    Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

  2. Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

  3. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.

    д.

  4. Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
  1. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов.

Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  1. пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
  2. владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«овая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства. См. также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера

  1. . важных решениях, касающихся сроков уплаты налогов, страховых взносов и представления отчетности . важных решениях, касающихся сроков уплаты налогов, страховых взносов и представления отчетности . экономики» – значительно переносятся сроки уплаты налогов, страховых взносов и представления отчетности . ), за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового . представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, срок представления которых .
  2. . применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. . КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной отдельными . применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. . КНП декларации налоговая проверка по налогу на прибыль участника договора . применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. . инвестиционного проекта (РИП), по налогам, при исчислении которых были использованы .
  3. . возврата налоговой переплаты Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик . результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации . Поскольку налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, он должен знать об излишне . налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего . (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой .
  4. . применения оплательщиком пониженной ставки земельного налога. Судами установлено, что спорный . пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное . применении оплательщиком пониженной ставки земельного налога, поскольку спорные земельные участки . право применять пониженную ставку земельного налога. на имущество организаций Определение . CNT к объектам налогообложения транспортным налогом, поскольку данные автопогрузчики обладают .
  5. . , устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов в . /95452 Выражение «могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве», содержащееся . целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению . /43473 Сумма иностранного налога (аналогом которого является российский налог на добавленную стоимость . внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций. Поскольку налогоплательщик .
  6. . платежей налогоплательщика по данному налогу или иным налогам; зачету в счет погашения . осуществляться только в отношении федеральных налогов, региональных – в отношении других . налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов. Например, к федеральным налогам . относятся НДС, НДФЛ, налог на прибыль . предусматривал перед возвратом излишне уплаченного налога обязательный зачет задолженности (при ее .
  7. . бесконтактных способов администрирования уплаты налогов стало приоритетным направлением деятельности . исполнения обязательств по имущественным налогам – рассмотрим в статье. . бесконтактных способов администрирования уплаты налогов стало приоритетным направлением деятельности . налогов, уплачиваемых автономными учреждениями, относятся: налог на имущество организаций; налог на землю; транспортный налог . . База для исчисления этих налогов .
  8. . применением балансового метода расчета отложенного налога на прибыль каков порядок . применением балансового метода расчета отложенного налога на прибыль каков порядок . остается чистая прибыль за вычетом налога на прибыль, учитывающего влияние . и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль ( приказ Минфина . (доходом) по налогу на прибыль понимается сумма налога на прибыль, признаваемая . налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Текущим налогом на прибыль признается налог .
  9. . заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество? Организация находится . заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество? По данному . придерживаемся следующей позиции: оплательщики транспортного налога, имеющие право на налоговые льготы . РФ. Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, . решений . Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники; — Вопрос: Организация-сельхозтоваропроизводитель .
  10. . законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки . особенности исчисления и уплаты земельного налога. Государственные (муниципальные) учреждения, . законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы . порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками налога признаются лица, на которых . пени. Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в . органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о .
  11. . сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком . влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией . несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об . , полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых . Соответственно, декларацию по земельному налогу налогоплательщикам-организациям представлять в налоговый .
  12. . действующим законодательством не являлся плательщиком налога на прибыль в отношении строительства . предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество . также распространяется льготный режим обложения налогом на прибыль организаций, признанных сельскохозяйственными . зрения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах выплачиваемые иностранной компании . о невозможности применения пониженной ставки налога 5 процентов, мотивированные отсутствием прямого .
  13. . устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства . нужно указать документ, подтверждающий уплату налога на территории иностранного государства. . нужно представить документ, подтверждающий уплату налога, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного . государства, а для налогов, удержанных в соответствии с . согласно законодательству другого государства сумма налога в отношении имущества, принадлежащего .
  14. . имеющейся у налогового органа. Транспортный налог оплательщики-организации по истечении налогового . соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна. Декларации по транспортному . формат представления декларации по транспортному налогу в электронном виде утверждены приказом . : — Энциклопедия решений . Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты . — Энциклопедия решений . Декларация по земельному налогу; — Энциклопедия решений . Декларация по транспортному .
  15. . субъектов РФ об этом налоге. При установлении налога законами субъектов РФ . порядок расчета и уплаты налога организациями. Транспортный налог является региональным (ст. . РФ об этом налоге. При установлении налога законами субъектов РФ . платежей по налогу оплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму . налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»). Уплата налога Порядок и сроки . периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в .

→ 1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Налоги: их виды и функции

Евдокимова Наталья Автор PPT.RU 27 августа 2021 Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе.

В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения. Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.

Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне.

Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это . Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства.

Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения. Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета.

То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий. Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Основные функции:

  • Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
  • Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  • Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  • Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам.

Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  • Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  • Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  • Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Полный перечень налогов и их виды, принципы налогообложения закреплен в НК РФ, то есть на федеральном уровне.

Региональные и местные власти не могут вводить новые обязательства, однако вправе регулировать порядок обложения по отдельным обязательствам (ставки, объекты обложения, льготы, вычеты, отчетные периоды, авансовые расчеты).

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства.

К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор. Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги.

Например, НДС или акциз. Подробнее в статье . Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Основная классификация в таблице: Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя!

Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2021 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования .

Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Ошибка на сайте Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+