Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Посещение внеурочной деятельности не является обязательным

Посещение внеурочной деятельности не является обязательным

В школе настаивают, чтобы дети посещали внеурочные занятия. Это законно?


Вы спрашиваете — «Мел» отвечает13 984ПодписатьсяЧто такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.

Первый класс. РассылкаЦенные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассниковВопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать.

В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков? Ответ. Содержание образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами.

Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным»

— такой вывод сделало Министерство образования и науки РФ в своем от 18 августа 2017 г № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».Нормативное обоснование ответа на вопрос «Почему дети должны посещать дополнительные внеурочные занятия?» содержится в Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216

«Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»

.

Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы.

План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению.

То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы). Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие обязанности учащихся:

  1. выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.
  2. добросовестно осваивать образовательную программу;

Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы. Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т.

д.Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.Важно помнить, что санитарными нормами (

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

) установлено максимальное количество часов, отведенное на внеурочные занятия. Например, максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может составлять не более 10 академических часов (академический час — 45 минут). Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классовПри этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т.

п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.

Читайте также:Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока. Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.

Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру. Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить.

Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в , «» и «».

Ещё можно написать нам в . Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!). Фото: Shutterstock / Dmitrii PridannikovПервый класс. РассылкаЦенные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассниковЧтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+EnterПодписатьсяЛучшие авторыЕщё авторыПсихолог и педагог, мама троих детей, живу между Торонто и Петербургом.
РассылкаЦенные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассниковЧтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+EnterПодписатьсяЛучшие авторыЕщё авторыПсихолог и педагог, мама троих детей, живу между Торонто и Петербургом.

Работаю в ПетербургеПодписатьсяРедактор новых форматов «Мела»ПодписатьсяЖурналист. В прошлом — редактор журнала «Первоклассные родители». Про детей и образование стала писать благодаря своим и чужим детямПодписаться

Минпросвещения России: посещать внеурочные занятия обязаны все школьники

Анонсы 9 ноября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 12 октября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 сентября 2018 ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников ().Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т.
13 сентября 2018 ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников ().Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т. п.), наиболее болезненные из которых – это факультативы в виде «нулевых» или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням.При этом «школьный» запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше).

Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности.

Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями.

Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия? Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  1. внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  2. образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности ничего не говорит.
  3. организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «» (далее – Закон об образовании));

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям. Теги: , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «»
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Внеурочка — добровольно или обязательно?

10 октября 2018Термин «внеурочная деятельность» вошел в обиход российских школьников, их родителей и учителей сравнительно недавно.

Раньше как-то обходились кружками, секциями и внеклассной работой. Но потом появились Федеральные государственные стандарты образовательной деятельности (ФГОС), в которых все это решили назвать свежо: «внеурочная деятельность», а в обиходе просто «внеурочка».

Рассмотрим что же это такое, в чем польза, и можно ли ее избежать.На первом же родительском собрании в первом классе родителей знакомят с этим странным, на первый взгляд, словосочетанием «внеурочная деятельность». Более того, родителей предупреждают о ее обязательности.

Что же скрывается за этим понятием?

Во ФГОС сказано, что:Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Педагоги трактуют ее как занятия в кружках и спортивных секциях, посещение музеев, театров, экскурсий и выставок классом и так далее.

В общем, это любые мероприятия, которые учитель проводит со своими учениками не во время уроков, а до или после них. То есть даже классный час, по большому счету, является внеурочкой.

Соответственно ее можно условно разделить на несколько разных видов:

  1. военно-патриотический.
  2. краеведческий (туризм);
  3. трудовой (субботники или профориентация);
  4. творческий (рисование, музыка, сценическая деятельность);
  5. досугово-развлекательный (тренинги);
  6. спортивно-оздоровительный;
  7. игровой (коллективные игры);
  8. познавательный (кружки и факультативы);

Обычно, при разработке учебно-воспитательного плана вся школа и конкретные учителя организовывают разные виды внеурочки. В школе создают кружки разной направленности, факультативы и спортивные мероприятия. Также планируется культурная часть, в которую входят различные концерты и утренники к знаменательным датам.

Еще при школе могут действовать различные творческие коллективы, например хор или танцевальный ансамбль. Но разве участие детей в таких мероприятиях является обязательным?В соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и все теми же ФГОС: внеурочная деятельность учащихся является частью основной образовательной программы любого общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии).

То есть помимо уроков школьники должны обязательно посвящать свое время внеурочке. По нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 такая дополнительная нагрузка на школьников не должна превышать 10 часов в неделю, вне зависимости от года обучения (с 1-го по 11-й классы).

Кроме того, по ФГОС нагрузка распределена таким образом:

  1. на уровне основного общего образования — до 1750 часов в год;
  2. на уровне начального образования — до 1350 часов в год;
  3. на уровне среднего образования — до 700 часов в год.

При этом учитывается время, потраченное на различные мероприятия не только в учебные дни, но также на выходных и во время каникул.

То есть все «годовые» часы родители и учителя могут распределить так, чтобы их большая часть (но не более 10 часов в неделю) приходилось на время, когда ребенок не учится. Но, не стоит забывать и о том, что по СанПин и тому же ФГОС:Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.Это означает, что направление внеурочной деятельности может выбрать сам ученик или его родители. И если ребенок посещает спортивные секции, театральную студию или любые кружки вне школы, его не могут обязать заниматься внеурочкой еще и в школе.

Если же таких внешкольных занятий нет — посещение внеурочки является, по мнению Минпросвета, обязательным. А вот что конкретно ему посещать — добровольный выбор ребенка и его родителей.Обратите внимание! Все кружки и факультативы ребенок должен посещать только добровольно и исключительно на основании заявления, написанного родителями или иными законными представителями на имя директора школы.А как устроена внеурочка в вашей школе?

Как отказаться от внеурочки в школе

16 сентября 2018Внеурочные занятия утомили ребенка? Из-за внеурочки он не успевает делать домашние задания и посещать любимую спортивную секцию? Расскажем, обязательна ли внеурочка и как от нее отказаться.Стандарты общего образования (ФГОС) предусматривают в качестве части образовательного процесса внеурочную деятельность.

Однако во ФГОС (например, в п. 19.1 стандарта для начальной школы) указано, что занятия по внеурочке организуются на добровольной основе

«в соответствии с выбором участников образовательных отношений»

. В учебный план такие занятия не входят.Вспомните, как вы не глядя подписывали что-то на родительском собрании.

Весьма вероятно, что одна из этих бумаг касалась выбора внеурочных занятий (конечно, по факту вы их не выбирали, а просто расписались за те курсы, которые предложила школа).ВАЖНО!

Вы можете выбрать и другие занятия.

Если школа не обеспечивает занятия художественной гимнастикой или кружок авиамоделирования, вы можете посещать их в других образовательных организациях. Это тоже внеурочная деятельность. И ее ученик тоже вправе выбрать — взамен предложенного школой.Посмотрим, что гласит ст. 34 закона «Об образовании»: посещать не предусмотренные учебным планом занятия ученики вправе по своему выбору, привлекать их к внеурочке без согласия родителей запрещено.Итак, внеурочка — обязательная часть программы общего образования по стандартам ФГОС.
34 закона «Об образовании»: посещать не предусмотренные учебным планом занятия ученики вправе по своему выбору, привлекать их к внеурочке без согласия родителей запрещено.Итак, внеурочка — обязательная часть программы общего образования по стандартам ФГОС.

Но необязательно проходить ее в школе. Можно посещать вместо школьных занятий другие, более интересные и нужные ребенку.Головные боли и быстрая утомляемость ребенка могут говорить о том, что объем внеурочных занятий превышен. Посмотрим, сколько максимально внеурочки должно быть:

  1. для всех классов установлено ограничение в 10 академических часов (т. е. уроков) в неделю;
  2. часть внеурочки школа вправе проводить в виде веселых стартов, олимпиад и т. п., в том числе во время каникул, и эти мероприятия тоже войдут в продолжительность внеурочной нагрузки за год, т. е. ее недельный объем уменьшится;
  3. на продленке тихие, сидячие внеурочные занятия не могут составлять больше 50 минут для 1–2-х классов и 1,5 часа для всех остальных;
  4. если внеурочку в нарушение ФГОС внесли в учебный план, она учитывается в общей нагрузке на ребенка вместе с учебными часами и не может превышать максимальных величин (см. п. 10.5 СанПин 2.4.2.2821-10, например, для 1-го класса — 21 час, для 5-го класса при 5-дневной неделе — 29 часов)

Если у вашего ребенка внеурочная нагрузка больше, обратитесь в школу официально с заявлением о необходимости снизить количество часов внеурочки.Для начала проверьте, соглашались ли вы на внеурочку в школе.

Если вашего согласия на занятия не было, а внеурочные занятия ребенок компенсирует в любимой секции, то школьную внеурочку можно просто не посещать, представив справку о посещении секции.Если согласие давалось, напишите заявление на имя директора и сообщите, что посещаете другие занятия, а от школьной внеурочки отказываетесь.

К заявлению необходимо приобщить справки из тех учреждений, где дополнительно занимается ребенок.ВАЖНО!

Если внеурочные занятия платные, помните: никто не вправе навязывать услугу потребителю, даже школа, а все, что в рамках ФГОС, — бесплатно (в помощь — п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и письмо Минобрнауки России «О недопущении незаконных сборов денежных средств» от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Обязательность внеурочных занятий детей: разъяснения о внеурочной деятельности

Обязаны ли учащиеся общеобразовательных школ участвовать во внеурочной деятельности?

Согласно Письму Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г.

N 03-ПГ-МП-42216 все учащиеся общеобразовательных школ без исключения обязаны посещать внеурочные занятия. Информация предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

  1. Педагог-организатор
  2. Педагог дополнительного образования
  3. Менеджмент в образовании
  4. Государственное и муниципальное управление

В нормативной базе имеются некоторые противоречия.

В главном законе об образовании указывается на добровольность внеурочной деятельности. Согласно действующему закону «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г 273-ФЗ) образовательные организации разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствие с ФГОС. ФГОСы утверждены следующими нормативными актами:

  1. ФГОС основного общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
  2. ФГОС среднего общего образования — приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.
  3. ФГОС начального общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. N 373;

Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом.

Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) также указывает, что внеурочная деятельность организуется с учащимися на добровольной основе. В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок.

Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Несмотря на вышесказанное, существует ведомственный нормативно-правовой акт, а именно Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций», где говорится, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Отвечая на вопрос об обязательности внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, Минпросвещения указал на пункт в законе «Об образовании», который обязывает всех выполнять требования по освоению образовательных программ, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в своём письме от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 еще раз повторил, что план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению. Также ведомство указывает на статью 43 273-ФЗ «Об образовании», где сказано, что учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей. Скачать Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» Скачать Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г.

N 03-ПГ-МП-42216 Источник: Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216). Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т.п.), наиболее болезненные из которых – это факультативы в виде «нулевых» или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням. При этом «школьный» СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше).

Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности.

Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.

Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия?

Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  1. внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  2. образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон об образовании ничего не говорит.
  3. организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения« и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации« (далее – Закон об образовании));

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным». Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

Источник: Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность?

Обязательно ли должен посещать ребенок все десять часов внеурочной деятельности? Как может быть организован мониторинг физического развития школьников в программе «Здоровье»? Как организовать внеурочную деятельность в сельской школе, если отсутствуют специалисты?

На эти и другие вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области Алевтина Валентиновна РЕПИНА.

1. Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность? — Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант), либо в течение недели по отдельному расписанию.

В должностную инструкцию руководителя группы продлённого может быть включено сопровождение детей на занятия.

Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по внеурочке. 2. Внеурочная деятельность должна проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет? — Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий.

Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают. 3. Обязательно ли посещение ребенком всех 10 часов внеурочной деятельности?

И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам? — Если ребенок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе.

Составляется индивидуальный маршрут ребенка с учетом посещения других учреждений и учетом всех направлений, определенных во внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребенка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию здоровья ребенка (например, высокие нагрузки, особый режим питания и др.).
Отказ может быть по состоянию здоровья ребенка (например, высокие нагрузки, особый режим питания и др.).

Отказ оформляется письменно и мотивируется.

4. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях? — Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе либо на условиях совмещения. Оплату производит школа. 5. Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1–2, но в большем количестве часов?

— Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основой образовательной программе учреждения. Учреждение создает условия для развития ребенка, выбор – за участниками образовательного процесса.

6. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности? — Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть.

Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно.

Занятия предполагают не массовый характер, а при организации, разработке учитывают индивидуальные особенности детей, организуются с использованием новых технологий (проектная деятельность, исследовательская и др.).

7. Как решить проблему занятости для всех обучающихся во второй половине дня (школьных ресурсов не хватает)? — На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счет своих ставок, либо за счет ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодежных и детских общественных организаций.

8. Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности? — Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного обучающегося. Расчет норматива производился с учетом 10 часов.

9. Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет. Кто это будет делать? — В зависимости от того, что подразумевается под мониторингом физического развития?

Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяю также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры. Должен существовать дневник здоровья обучающегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей.

Проект разрабатывается. Введение паспорта здоровья обучающегося в настоящее время проблематично, так как не решены вопросы со штатными единицами, есть проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных. 10. Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 обучающихся? — Будет. Это определено в нормативе.

11. Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)? — Будет.В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально-техническое оснащение учебного процесса. Учреждение определяет приоритеты в финансировании.

12. Детализация внеурочной деятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО? — Финансирование осуществляется класса–комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении.

13. Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки? — Не обязан. У него другие обязанности.

14. Чем будет заниматься классный руководитель после учебных занятий? — В должностной инструкции возможно прописать сопровождение обучающихся на занятия.

15. Как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий? Кто этим будет заниматься? — Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель.

Контроль может осуществлять директор, заместитель директора по воспитательной работе, по учебной работе.

16. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов?

— Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Создание разновозрастных групп. 17. Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах (т.е.

живут достаточно далеко от школы)? — В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса.

Источник: Как скоординировать работу группы продленного дня ивнеурочную деятельность?

Обязательно ли должен посещать ребенок все десять часов внеурочной деятельности? Как может быть организован мониторинг физического развития школьников в программе «Здоровье»? Как организовать внеурочную деятельность в сельской школе, если отсутствуют специалисты? На эти и другие вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области Алевтина Валентиновна РЕПИНА.
На эти и другие вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области Алевтина Валентиновна РЕПИНА.

1. Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность? — Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант), либо в течение недели по отдельному расписанию. В должностную инструкцию руководителя группы продлённого может быть включено сопровождение детей на занятия.

Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по внеурочке.

Рекомендуем прочесть:  Лучше освежитель в машину тест

2. Внеурочная деятельность должна проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет? — Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий. Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают.

3. Обязательно ли посещение ребенком всех 10 часов внеурочной деятельности?

И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам? — Если ребенок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе.

Составляется индивидуальный маршрут ребенка с учетом посещения других учреждений и учетом всех направлений, определенных во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребенка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Отказ может быть по состоянию здоровья ребенка (например, высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно и мотивируется. 4. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях?

— Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе либо на условиях совмещения. Оплату производит школа. 5. Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1–2, но в большем количестве часов? — Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основой образовательной программе учреждения.

Учреждение создает условия для развития ребенка, выбор – за участниками образовательного процесса. 6. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности?

— Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть.

Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно.

Занятия предполагают не массовый характер, а при организации, разработке учитывают индивидуальные особенности детей, организуются с использованием новых технологий (проектная деятельность, исследовательская и др.). 7. Как решить проблему занятости для всех обучающихся во второй половине дня (школьных ресурсов не хватает)?

— На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счет своих ставок, либо за счет ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодежных и детских общественных организаций.

8. Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности?

— Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного обучающегося.

Расчет норматива производился с учетом 10 часов.

9. Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет.

Кто это будет делать? — В зависимости от того, что подразумевается под мониторингом физического развития? Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяю также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры.

Должен существовать дневник здоровья обучающегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей. Проект разрабатывается. Введение паспорта здоровья обучающегося в настоящее время проблематично, так как не решены вопросы со штатными единицами, есть проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных. 10. Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 обучающихся?

— Будет. Это определено в нормативе. 11. Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)? — Будет.В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально-техническое оснащение учебного процесса.

Учреждение определяет приоритеты в финансировании.

12. Детализация внеурочной деятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО?

— Финансирование осуществляется класса–комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении. 13. Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки?

— Не обязан. У него другие обязанности.

14. Чем будет заниматься классный руководитель после учебных занятий?

— В должностной инструкции возможно прописать сопровождение обучающихся на занятия. 15. Как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий?

Кто этим будет заниматься? — Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель.

Контроль может осуществлять директор, заместитель директора по воспитательной работе, по учебной работе. 16. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов? — Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования.

Создание разновозрастных групп. 17. Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах (т.е. живут достаточно далеко от школы)?

— В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса.

Ссылки по теме: Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы (edu.uglich.ru) Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564

«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Разъясняется, в частности, что внеурочная деятельность является обязательной, в то время как участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий. Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. В Приказе также приводятся ответы на наиболее распространенные вопросы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Источник: Здравствуйте, мои многоуважаемые читатели! Не в любом учебном заведении есть продлёнки, потому проблема свободного времени у младших школьников возникает в каждой второй семье. Об этой проблеме знает наше государство, потому принимает меры, чтобы российские дети в свободное внешкольное время были заняты по полной, предоставляя возможность поучиться-потрудиться и после уроков тоже.

Однако, хорошо ли это быть до вечера занятыми или всё-таки для юных учеников тяжело? Педагоги считают, что внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, ведь она даже предусмотрена ФГОС.

Более того, воспитание в свободное от уроков время на законодательном уровне теперь стало частью основной образовательной программы. Но тут появляется резонный вопрос родителей: обязательно ли посещать такие мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности, или это дело добровольное: хочу – хожу, хочу – не хожу? Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:

  • во-вторых, это способ перераспределить учебную нагрузку, тем самым улучшив условия для развития младших школьников;
  • в первую очередь, это метод для быстрой адаптации детей 1-4 классов к учебному процессу;
  • в-третьих, это возможность учесть индивидуальные особенности каждого.

Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.

Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.

В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность. Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни.

Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»?

Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.

Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки. Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль. Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.

Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.

Предполагающее ознакомление с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.

Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.

Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко.

Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что?

Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.

Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы.

Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования.

На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю. А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это?

Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет. ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора.

Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного. Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка!

В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы. Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит». Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности.

Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки. А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.

Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного». Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?».

Добро пожаловать в раздел для комментаторов) Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе». Источник: Об авторе: Светлана Игоревна

    Похожие записи

« Предыдущая запись Следующая запись »

Обязаны ли ученики посещать внеурочные занятия в школе

18 октября 201818 октября 2018 года Привет! Сегодня речь пойдет о внеурочной деятельности, которая пришла с ФГОСами.

То есть, она как бы была раньше, но не в таком виде.

В нашей школе долго разбирались с этим нововведением. Насколько я поняла, внеурочная деятельность стала очень похожа на дополнительные уроки по форме и оплате.

А это значит, что вместо разгрузки детей наступила дополнительная загрузка.

Кому это понравилось? Привожу некоторые высказывания участников воспитательного процесса.

· Внеурочка в этом году – ужас! Классный руководитель требует ходить или принести справки.

У ребенка еще секции. Когда он должен отдыхать?

О каких справках идет речь? О том, что дочь/сын посещают кружки. Тогда их можно освободить от внеурочки. · Я переживаю за свою дочь. Она приходит из школы замученная и говорит, что за это время успела бы сделать задание для художки.

· Я хочу, чтобы мой сын отдыхал после занятий.

Внеурочки ему не нужны. Спортом он занимается с отцом, а я сама учу его иностранному. Какую справку я должна тогда принести, простите? · Почему школа решает, чем должен заниматься мой ребенок в свободное время?

· В нашей школе посещение внеурочки обязательно, потому что она входит в уч. план. Это и экскурсии, проектная деятельность.

Чем плохо? А в договоре школы с родителями прописано, что они обязаны проследить за посещением ребенка внеучебных школьных занятий. · Внеурочку наша школа предоставляет, но посещать ее или нет – дело учеников и их родителей.

А ваш договор противоречит законам. Я пыталась выяснить, где тут правда. На одном из компетентных сайтов написано, что российское Министерство просвещения обязывает посещать школьников внеурочные занятия.

Тогда возникает вопрос: соблюдаются ли в школах санитарные нормы? Сколько уроков сидят ребята? Наша сельская школа «на колесах», во сколько тогда приезжие ребята должны возвращаться домой, если они сначала отдыхают после основных уроков, а потом занимаются внеурочной деятельностью?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+