Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Причина развода родителей и влияние это на ребенка

Причина развода родителей и влияние это на ребенка

Причина развода родителей и влияние это на ребенка

Дети пополам. Как не травмировать психику своих малышей при разводе?


09.02.2021 00:09 1730

Развод — тяжелая ситуация для всех. При этом культуры развода в России нет — для всех стандартом является ситуация, когда после принятия решения о распаде семьи начинаются дележки имущества, споры и ссоры, нередко переходящие в скандалы. При этом фактически уже бывшие супруги совершенно не считаются с мнением своих детей. А именно младшие члены семьи, как отмечают специалисты, оказываются наиболее уязвимыми перед расставанием родителей.

О том, как развестись с наименьшими потерями для морального состояния детей, для которых развод родителей сродни катастрофе, АиФ.ru рассказала клинический психолог Евгения Береза.

Не секрет, что развод — одно из самых травматичных событий в жизни человека.

Для всех участвующих в процессе сторон — и для инициатора, и для «брошенной» стороны.

А особенно психологически трудно его переживают ваши дети, если таковые имеются. Конечно, это вовсе не означает, что надо оставаться в разрушающем личность браке до конца своих дней и терпеть «ради детей». Более того, этого делать нельзя.

Детям нужен пример счастливых родителей, пусть даже и по отдельности.

Но! Младшим членам семьи обязательно нужно помочь пережить расставание дорогих им людей. Можно попробовать самостоятельно, можно прибегнуть к помощи специалиста, но в любом случае это очень важно, и игнорировать данный момент нельзя.

Психика ребёнка так устроена, что, не до конца понимая происходящее между мамой и папой, малыш (да и подросток тоже) пытается найти объяснение тому, «почему» так произошло, и очень часто винит себя. Думает, что родитель ушёл от него, бросил именно его и т.

д. Наверняка вам знакомо чувство, когда кто-то при вас ругается, а вам за них неловко, стыдно, хочется их примирить или провалиться сквозь землю. Так это вы — взрослый опытный человек. А как тяжело приходится ребёнку в такой ситуации?

Поэтому любящие своих детей родители должны постараться минимизировать негативное влияние своих личных процессов на их неокрепшую психику. Даже несмотря на страсти, бушующие между членами пары.

Подробнее Чтобы дети не так страдали от развода родителей и не винили себя в их расставании, стоит прислушаться к довольно несложным рекомендациям.

Часть из них известна многим, но при этом использовать на практике такие советы могут далеко не все. Хотя необходимо постараться. Итак. Первое, что нужно делать — это говорить с детьми.

Говорить много и долго. Не играть в молчанку. Отвечать на все их вопросы как можно обстоятельнее.

Дети мудрее, чем кажется на первый взгляд. Они способны все понять — если не слова, то эмоции, энергетические посылы, настроение.

Поэтому перед разговором обязательно надо успокоиться и постараться говорить с позиции любви и принятия.

Никогда нельзя настраивать ребёнка против второго родителя! Какие бы сложные взаимоотношения ни были, следует четко понимать, что это исключительно отношения в паре, которые на детей переносить категорически запрещено.

Не стоит передавать малышам свое раздражение или даже ненависть к бывшему супругу. Никогда не говорите малышу «твой папа плохой» или «твоя мама идиотка».

Этим можно лишь травмировать собственных любимых детей, вбить в них свои страхи и комплексы, которые потом могут сыграть с ними очень злую шутку во взрослом возрасте.

Детям очень важно любить и уважать обоих родителей.

Для полной картины мира они должны знать, что папа и мама одинаково любят их. А хороший он или плохой папа (мама), они разберутся сами, когда вырастут. Следует постараться договориться со второй стороной о четком расписании/графике общения с детьми, оговорить заранее все нюансы, чтобы потом не выяснять отношения при детях с криками «ты должен был их вернуть час назад».

Даже если так случилось, что кто-то выбился из графика, постарайтесь спокойно об этом поговорить и желательно без присутствия детей. Любой конфликт в присутствии ребёнка — большой стресс для детской психики.

Статья по теме Бывает ситуация обратная, когда второй родитель не желает больше общаться с детьми, и это, конечно, травмирует скучающих по папе/маме малышей. Если же подстегивать эти эмоции своими обидами, это лишь удвоит негатив ситуации для ребёнка.

Всегда надо думать в первую очередь не о своих эмоциях (с ними, кстати, обязательно нужно работать, чтобы отпустить ситуацию), следует думать о детях. Объясните им, что так бывает, что человек занят, или запутался, или что ему/ей тоже непросто, попробуйте дать ребёнку состояние принятия, а не осуждения. Попробуйте объяснить малышу, что мир прекрасен, но несовершенен, что бывает всякое, что люди в целом хорошие, но совершают ошибки.

Научите детей отпускать и прощать. Это очень здорово пригодится им в дальнейшей жизни.

Не следует пытаться компенсировать развод и собственное отсутствие (или отсутствие второго родителя) чрезмерной опекой, подарками, вседозволенностью и прочими подобными вещами.

Надо постараться сделать так, чтобы в обычной жизни для детей произошел минимум изменений. Малыши очень склонны к соблюдению привычек, ритуалов, обычному распорядку дня. Не выбивайте их из этого сложившегося мира фейерверком из мультиков, попкорна и кока-колы, если раньше им это было нельзя — это может только навредить.

Не надо навешивать на детей свои беседы «по душам», выливать на них свой обиженный внутренний мир, для этого существуют психологи, на крайний случай подруги. Не стоит разрешать им слушать ваши разговоры с подружками/друзьями на кухне о бывшей второй половине. Перекладывая на детей свои проблемы, вы делаете их ответственными.

От этого они лишаются детства, сразу становятся взрослыми, пропустив очень много этапов постепенного и правильного взросления.

Ни в коем случае нельзя использовать манипуляции для второй бывшей половины при помощи детей. Они не должны стать разменной монетой в разборках родителей.

Мухи отдельно, котлеты отдельно.

«Если не сделаешь то-то, не отпущу детей с тобой в кино»

. А детей вы спросили, что они хотят?

Ваши отношения — это ваши отношения. Дети ни при чем. Дети — отдельные люди, личности, уважайте их и любите. Заучить это следует как мантру и повторять ежедневно.

Подробнее Ну и последнее. Известное всем правило, но никогда не будет лишним напомнить себе, что есть только одна формула для счастья и здоровья наших детей: счастливые родители = счастливые дети. Покажите собственным примером ребёнку, что развод — это не конец света, что жизнь продолжается, она прекрасна, что счастье внутри нас, что мир несовершенен и люди совершают ошибки.

Но это наш опыт, наши уроки, и они дают нам очень много сил и мудрости, если мы их понимаем и принимаем. Не бывает универсальных правил поведения для всех, но есть очевидные для мыслящих людей законы, по которым живет мир, и люди, которые перестают воевать с этим миром, имеют все шансы на счастливую и здоровую жизнь. Главное — научиться этому самому и передать знания детям.

Тогда они смогут спокойно и без особых потерь пережить любое событие в своей жизни.

Последствия развода для детей

Последствия развода на детях сказываются травматично. Один из самых трудных периодов в жизни ребёнка состоит в том, чтобы пережить и пройти через опыт развода его родителей. Последствия развода могут быть разными для детей в зависимости от их стадии развития, возраста и пола, но дети в любом случае страдают до и после бракоразводного процесса.

После развода родителей, дети, чувствуют потерю стабильности и безопасности, они могут замыкаться в себе, исходя из попытки и желания, объединить своих родителей, а в случае, когда родители всё же расходятся и все их переживания остаются либо тщетными, либо незамеченными – дети чувствуют потерю чего-то самого важного. Чего-то, что было опорой их жизни, их мира. Дети могут реагировать совершенно по-разному на надвигающийся развод.

В некоторых случаях малыши могут быть весьма печальны, переживать депрессии и даже не спать по ночам.

Причина столь высокой тревоги заключается в том, что ребенок боится быть отвергнутым, брошенным одним родителем или даже обоими. В некоторых случаях дети могут чувствовать себя очень одинокими, особенно, когда один из родителей подолгу отсутствует в семье и не появляется дома. Независимо от того, какова ситуация и в чем её причина, сам по себе развод, как таковой может влиять на ребёнка и с другой стороны.

Независимо от того, какова ситуация и в чем её причина, сам по себе развод, как таковой может влиять на ребёнка и с другой стороны. Некоторые дети остаются с раной на всю жизнь и чувствуют себя преданными, брошенными, отвергнутыми, а некоторые, не смотря на высокий уровень своих переживаний, проходят через это, свыкаются с этим и идут дальше.

Проблема развода не затрагивает их глубинных качеств и тайных сторон души. Конечно же, самое главное в этом процессе это то, как родители сами развивают эту ситуацию.

Так она отражается и на детях.

        Дети считают, что их больше не любят родители;
        У детей появляется чувство брошенности и запустения, данное чувство может перейти в желание ухода из дома;
        В результате невозможности помирить родителей и сделать что-то для сохранения семьи дети чувствуют свою беспомощность и своё бессилие
        Дети злятся.

Беспомощность, тревога, разочарование

        – может выливаться в неприкрытые приступы агрессии как в сторону одного родителя (виновника ситуации), так и обоих;

Дети винят себя

      , полагая, что это они что-то сказали или сделали не так, и что именно их какой-то поступок привел родителей к разрыву;
      Дети во время развода родителей переживают боль и скорбь сравнимую по силе только со скорбью смерти.

Диапазон изменений, проявляющихся в поведении детей поле бракоразводных процессов, достаточно широк и непредсказуем. В связи с горькими переживаниями, страданиями и причиненной психике ребенка травме, боль может вылиться в замкнутость, частую уединенность в собственной комнате, курении, наркомании, насилии и даже суициде.

В зависимости от возраста и восприимчивости ребенка последствия могут выливаться в необоснованные страхи, бессонницу, недержание мочи, агрессию и частые нервные срывы, отображаться как проблемы в школе и в общении с друзьями.

В некоторых случаях, если ребёнок всегда был общительным и открытым, тянулся к родителям и считал их друзьями, развод может выглядеть в глазах вашего малыша, словно вселенская катастрофа. Такие дети могут становиться крайне уязвимыми, стараться постоянно обращать на себя внимание, не отходить от родителей.

Во время бракоразводного процесса детская психика и ранимая душа требует большого внимания к себе, понимания и чуткости. В этот период дети требуют от родителей эмоционального сопереживания и созвучия их боли, большей чуткости и нежности, большей близости, как духовной, так и физической.

Это требование крайне необходимо для неустойчивой детской психики. Многие дети, видя переживания старших, принимают решение о том, что они должны заботиться о своих разведенных родителях. Дети с неподдельной искренностью очень сопереживают своим маме и папе и стараются быть всё время рядом, заботиться, разговаривать, проявлять ласку и внимание.

Это очень важно для ребенка, и в такие моменты его ни в коем случае нельзя отталкивать или прогонять.

Если у ребенка не получается помирить родителей, то его внимание чаще всего проецируется на «пострадавшем», то есть на родителе, который переживает больше всего.

Старайтесь быть ближе к ребенку, прислушиваться к его словам, чаще обращать внимание на его поведение.

Больше общайтесь и делитесь с ним, проводите время вместе с ребенком, не давайте ему чувствовать себя брошенным и одиноким, и не забывайте, что только родители могут помочь лучше любого другого человека справиться своему малышу с этими сложными и страшными для него изменениями в жизни.

Детское сердце очень маленькое, но боль, которую оно способно пережить, к сожалению, часто непонятна нам, взрослым.

Счастья Вам, и если у вас есть возможность передумать, принять, понять или простить, сделайте это и не рубите с плеча!

Потому что, когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов, таких как, понятие семья, брак, любовь, преданность и верность. (с)Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  1. |

Какие проблемы возникают у детей при разводе родителей

2 мая 2018Часто бывает так, что родители сами не могут разобраться в ситуации и дать четкий ответ, какова же причина их расставания. Они заняты собой, своими переживаниями, и забывают о том, кому на самом деле в этой ситуации тяжелее всех.Есть несколько факторов, которые мешают родителям уделить должное внимания ребенку и помочь ему справиться с послеразводным кризисом.

Во-первых, это отношение бывших супругов.

Очень часто, особенно первое время после развода, они испытывают друг к другу чувство неприязни или ненависти. Этот негатив передается и малышу. Тот из родителей, с которым ребенок остается после развода, соответственно имеет больше влияния на него. Бывает так, что мать начинает очернять отца в глазах ребенка, и наоборот.

Бывает так, что мать начинает очернять отца в глазах ребенка, и наоборот. Представляете, что на этот момент происходит в его душе?

Она разрывается на части, ведь он любит и папу, и маму.

Он не знает, как сложиться его жизнь дальше, а неизвестность очень пугает.Иногда взрослые пытаются косвенно или прямо обвинять ребенка в своем разрыве, хотя он как раз-таки ни в чем не виноват. Ведь всегда проще обвинить кого-то, чем искать причины в себе, не так ли? Такое поведение со стороны взрослых всегда отрицательно сказывается на дальнейшем развитие детей, приводит к возникновению комплекса вины, снижению самооценки.

Не понимая, в чем их вина, дети после развода начинают считать, что своим присутствием они только мешает окружающим, а это может привести даже к суицидальным настроениям!Родители не могут полноценно уделять ребенку время и заниматься его воспитанием, если после развода они сами находятся в глубокой депрессии.

Пока родители переживают послеразводный стресс, естественно, дети остаются без должного внимания. Более того, мать или отец бывают раздражительны даже в мелочах, и иногда срываются на ребенка, сами того не замечая.Так как после развода, с ребенком остается один родитель, то ему приходиться совмещать обязанности и мамы, и папы. И, как следствие, меньше времени остается на воспитание, на совместные игры, что опять-таки негативно сказывается на развитии ребенка как личности.

В этот момент зачастую взрослые теряют с ним духовную близость, перестают быть для него авторитетом.Зачастую развод ухудшает и жилищные условия, и ограничивает семейный бюджет.

Очень часто ребенок, который уже привык к какому-то личному пространству, теперь вынужден жить в одной комнате с мамой или отцом.Дорогие взрослые, одумайтесь!

Ведь то, что вы не смогли сложить отношения друг с другом — это только ваша вина. Вспомните, мы в ответе за тех, кого приручили. Прежде всего, не забывайте: всеми вашими действиями должно руководить чувство ответственности за ребенка, за его жизнь.

Вы ведь не хотите, чтобы он вырос жестоким, психологически неустойчивым?

Вы хотите, чтобы он был счастлив?

Тогда обратите, наконец, на него все свои внимание! Возможно, именно этот луч света в темном царстве станет для вас дорогой в новую жизнь.

Ведь дети – это наша надежда, смысл нашей жизни!Поверьте, дети после развода очень сильно нуждаются в вас, им нужна ваша поддержка, ваша любовь, уверенность в том, что все будет хорошо. Так дайте детям, что так просит их душа! Только не надо фальши! Честно признайтесь ему в том, что происходит.

Не скрывайте своего огорчения. Но расскажите, что вы сделаете все, чтобы помочь ребенку справиться с душевными переживаниями.Помните о том, что отец играет важную роль в жизни вашего чада. Пожалуйста, не нужно перетягивать сына или дочь на свою сторону, это ведь не одеяло!

Хорошо, если папа и ребенок будут общаться, прекрасно, если он будет получать от него ту львиную часть любви, внимания, ласки, в которой он так нуждается.Изо всех сил постарайтесь сделать развод схожим не с полем боевых действий, а с мирным расставанием.

Не забывайте о том, что ребенок переживает ваше расставания родителей не меньше, а даже больше чем вы!При разводе учитывайте, прежде всего, интересы ребенка, и не только материальные, но и духовные, эмоциональные.

Если вы чувствуете, что не сможете справиться с ситуацией, стоит обратиться за консультацией к психологу. Помните, переставая быть мужем и женой, вы не перестаете быть родителями—- самыми близкими людьми для своего чада.

Так будьте ими, несмотря ни на что!

Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.

Развод, как таковой, есть ненормативный кризис семьи, основным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.

Развод не значит прекращение функционирования семьи, если в ней присутствуют дети. Сохраняется важная ее функция, это воспитание ребенка. Если супруги развелись, они не перестают оставаться для своих детей матерью и отцом, хоть уже не являются мужем и женой.

Предстоящие перемены в жизни ребенка в связи с разводом родителей (такие перемены как изменение режима дня, смена места жительства и ограничение в общении с некоторыми членами своей семьи) проходят проблематично и не так гладко.

Десятилетия назад было принято считать, что психологическое благополучие ребенка напрямую зависит от полноты его семьи, если ребенок остался на попечительстве у одного из родителей после развода, то это будет пагубно влиять на его психологическое здоровье. Но так ли это? Я попытаюсь выяснить, действительно ли развод родителей негативно влияет на психологическое благополучие ребенка или развод это не так печально для ребенка и с ним можно справиться, не принося существенного морального вреда своему дитя. Общественное мнение на этот счет неоднозначно: с одной стороны каждый человек имеет право на личную свободу, решив закончить неудавшийся брак разводом, с другой стороны идет осуждение за непоправимый вред детям.

Такой уж этот вред непоправимый и можно ли в таких ситуациях развода прийти к компромиссу.Актуальность этого исследования заключается в вопросе: влияет ли развод родителей на психологическое благополучие ребенка или нет, так как разводов становится все больше, и проблем с этим явлением так же возрастает [7].Структура и динамика развода Развод состоит из двух периодов. Первый период — это собственно развод, а второй — это постразводный период. Оба периода трудны и важны по своему, но именно перестройка семейной системы и ее стабилизация происходит в постразводный период.

Этот период делится на три фазы. Каждая их этих фаз важна и характеризуется своими индивидуальными задачами, своими эмоциональными переживаниями и продолжительностью.

Первый период это послеразводная фаза, которая длится до одного года до двух лет. На первой стадии (послеразводная фаза) все члены семьи переживают кризис после официального расторжения брака.

Семья на некий промежуток времени теряет способность нормального функционирования семьи.

Целью этой фазы становится построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.

Вторая фаза – это фаза перестройки, которая длится от двух до трех лет. Фаза перестройки для детско-родительских отношений характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых проблем в жизни семьи – сократившемся времени препровождения отца и ребенка и большей занятостью матери в условиях ее трудовой деятельности.

Фаза перестройки для детско-родительских отношений характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых проблем в жизни семьи – сократившемся времени препровождения отца и ребенка и большей занятостью матери в условиях ее трудовой деятельности. Третья фаза – это фаза стабилизации, которая длится, так же как и фаза перестройки, от двух до трех лет.

Фаза стабилизации является заключительной на этапе перестройки семьи, бывшие супруги устанавливают равные партнерские отношения, которые становятся более эффективными, что в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании детей [6]. Таким образом, все эти три фазы закладывают фундамент правильного взаимоотношения разведенных родителей с их детьми. При правильном протекании фаз постразводного периода, сокращается риск вреда для ребенка, переживающий развод родителей.Особенности переживания постразводной ситуации детьми разных возрастов.

Каждый ребенок по-своему индивидуален, а значит реакция на развод родителей у каждого ребенка своя. Для лучшего понимания проблемы развода для ребенка рассмотрим поведение детей с точки зрения его возраста, таким образом, разбив их на три категории: грудной возраст, дошкольный возраст и подростковый возраст.

1.Грудной возраст Грудные дети живут в симбиозе со своей матерью, поэтому напрямую чувствуют ее эмоциональное состояние. Есть два расклада поведения матери в таких ситуациях: либо идет концентрация на спорах с мужем в предразводный и прослеразводный период, так что ребенок остается обделенным маминой заботой и вниманием, либо происходит абсолютно противоположная ситуация, когда молодая мама проявляет гиперопеку к своему грудному ребенку [12].2.

Дети дошкольного возраста В этом возрасте для ребенка развод родителей является нарушением устойчивой семейной структуры.

Приходится менять привычные отношения с родителями на другую систему взаимоотношений.

Привязанность ребенка к родителям перерастает в конфликт [8].

Дети 2,5 – 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставились с матерью. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними.

У наиболее ранимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития. Дети 3,5 – 4,5 лет обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [12].
Наиболее уязвимые дети отличались, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [12]. В результате было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и остро, чем девочки, т.

к. у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения.

У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери [5].

У детей 5 – 6 лет наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность.

Дети этой возрастной группы отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии.

Выяснилось, что единственный ребенок в ситуации развода является самым уязвимым по отношению к своей семье у которой есть сиблинги. Так как дети, имеющие в семье братьев и сестер, некоторую часть своего негативного напряжения вымещают на них, что дает небольшую разгрузку в эмоциональном плане [1]3. Дети подросткового возраста Более остро развод родителей переживается в подростковом возрасте, когда ребенок в большинстве случаев остается на попечительстве у матери.

Ему не хватает отцовской части воспитания, что дает о себе знать в его поведении. У подростка отсутствует образ мужского поведения, что впоследствии сказывается на самооценке, она у них заниженная.

Их поведение выражается в стремлении возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – что является маскировкой своей несамостоятельности.

Отсутствует грань между мужским и псевдомужским поведением. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель.

Дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу.

Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой – он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери.

Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи [10]. В итоге, рассмотрев особенности реагирования детьми на развод родителей в разных возрастных группах, можно сделать выводы о закономерностях поведения в каждом из перечисленных возрастов. Чем старше становится ребенок, тем больше появляется вариаций поведения у детей в разведенной семье.

А именно: подростковый возраст является самым тяжелым для переживания развода родителей. С возрастом приходит и понимание проблемы, ее глубина, подростку приходится быть вовлеченным в такую тяжелую семейную ситуацию как развод, с которой он порой не в силах справиться.

В более младшем возрасте понимание проблемы проходит больше на эмоциональном уровне. Также, тяжело переносится развод родителей при отсутствии у ребенка братьев и сестер. В одиночку трудности жизни намного тяжелее переносятся, нежели трудности пережитые вместе.

Влияние развода родителей на формирование личности ребенка Основная трудность развода для ребенка, стоящая перед ним — это сепарация с эмоционально значимым родителем, присутствие страха по поводу потери любви и чувства безопасности.

Страх и тревога ребенка возрастают, когда родители не сообщают о предстоящем разводе и держат все в тайне до последнего момента.

Для сформирования нового образа семьи, родителям следует учитывать психологические рекомендации, которые помогут адаптироваться ребенку в новой среде.Перечислим их:- нельзя держать в тайне процесс развода.

Скрытая информация многократно увеличивает тревогу;-следует сообщить ребенку в четкой и ясной форме, что после развода, его родители не перестанут любить свое дитя и навсегда останутся для него любящими папой и мамой;- уведомить о разводе должны оба родителя, ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих родителей;- нельзя давить на ребенка по поводу того с кем после развода он останется жить вплоть до подросткового возраста. Если в семье более двух детей, то часто родители начинают их «делить».

В этом вопросе следует принимать ряд обстоятельств, по которым решается с кем будет лучше остаться детям. Во-первых, степень привязанности сиблингов, так как разлука может послужить более сильным стрессовым фактором нежели сам развод родителей.

Так же на чаше весов стоит любовь матери и материальный достаток отца. Что, говоря про материальные условия, то их можно создать разовым усилием – любовь и чувство безопасности нужны как воздух, всегда;-необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность в этом;-желательно по возможности пытаться как можно меньше изменять образ жизни самого ребенка, оставить его в том же детском саду или школе, для сохранения контакта со сверстниками, а также сохранения прежних интересов [6].

Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности.

Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личной недостаточности, вызвать трудности в создании собственной семьи.

Позиция матери и отца, их умения сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье [2,3].

Степень отрицательного влияния на психологического благополучие ребенка будет не велика при позитивном вовлечении обоих родителей в жизнь детей при разводе. Родителю, не проживающему вместе с ребенком необходимо предоставить возможность для общения с ребенком, а так же принимать участие в его воспитании. Это благотворно скажется на психологическом благополучии ребенка.

Исключение составляет асоциального поведение родителя, например, пристрастие к алкоголю, высокая конфликтность и действия родителя, которые является угрозой для физической и моральной безопасности ребенка [5]. Негативно влияет на формирование личности ребенка нарушенные эмоциональные отношения между родителями и их детьми. Так Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.

Первый вид, который они выделили это «неразвитость родительских чувств». Такой вид возможен, если родители сами в детстве недополучали тепла и заботы от своих мамы и папы. Такие отношения выражаются в холодности к своему ребенку, безынициативностью в воспитании, отсутствием интереса к проблемам своего дитя и недовольством количеством забот о ребенке, упавшие на их родительские плечи.

Вторым видом является

«сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола»

В этом случае осуществляется неприятие подростка того пола, чьи качества не являются предпочтительными для родителя.

Так, при наличии предпочтения, например, мужских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка женского пола, и также наоборот. Это пагубно сказывается на поло ролевой идентификации подростка, приводит в использованию неадекватных защитных механизмов и неврозам [14].

Длительное время ребенок не может смириться с разводом родителей, при этом, предпринимая попытки изменить ситуацию, чаще всего меняет свое поведение. Иными слова то, что подвластно его контролю.

Им выбирается одна из представленных тактик.

Первая тактика называется «ребенок — серая мышь». Дети ведут незаметный образ жизни для своих родителей, лишний раз, не появляясь у них на глазах и не докучая им. Так позиция ребенка на руку их родителям, ведь ребенок во всем их слушается Вторая тактика под названием «ребенок — герой». Ребенок не показывает своих истинных переживаний, берет на себя обязанности родителей и смиряется с их эмоциональной недоступностью.

Ребенок не показывает своих истинных переживаний, берет на себя обязанности родителей и смиряется с их эмоциональной недоступностью. Третья тактика называется «ребенок — больной». Болеющий ребенок – хороший повод заставить родителей продержаться вместе на чувстве вины.

Грамотный психотерапевт перед назначением ребенку лечения по поводу детских неврозов обязан исследовать историю семейных отношений. Симптомы заболевания (энурез, энкопрез, онихофагия, тики, трихотиломани, потеря веса и аппетита и т.п.) являются специфическими детскими симптомами депрессии, которая развивается в ответ на неблагополучную ситуацию. У детей примерно до 10 лет нет другого способа показать свое психологическое неблагополучие, и они используют только доступные им способы сообщения о нем.

Четвертый вид поведения ребенка при разводе родителей называется «эмоционально отстраненный ребенок». Ребенок выглядит безучастным и равнодушным к происходящему.

На самом деле – это его защита, говорящая о крайней степени его неблагополучия.

Он уже разуверился в своих силах.

Однако родители могут в целях своего успокоения воспринять как признак его благополучия. И пятая, заключительная тактика которая может быть использована ребенком называется «проблемный ребенок».Это почти то же самое, что «ребенок-больной», только его болезнь выражается в неадекватном поведении дома или в детском коллективе. Большая часть энергии родителей уходит на улаживание конфликтов, вместо того, чтоб заняться разрешением конфликта в собственной семье.По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях.

Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов.

В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений.

Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее.

Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [11] .Эмпирическое исследование:Восприятие детьми изменений в семье после развода.Гипотеза исследования:Развод родителей влияет на психологическое благополучие ребенка.

Методы:Проективная методика «Семейная социограмма» В эмпирическом исследовании проводилась методика в полных и неполных семьях. Неполные семьи, в данном случае, это семьи после развода. Для реализации практического материала, я провела исследование в массовой школе в седьмом классе, возраст от 12 до 14 лет.

Выборка состоит из 25 человек, из них 5 детей из неполных семей. Мною была проведена методика «Семейная социограмма», она представляет собой метод семейной диагностики, который относится к рисуночным проективным методикам. При помощи нее выявляется положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованной.

Для прохождения этой методики ребенку дается лист с нарисованным кругом диаметром 110 мм.Инструкция: «На листе перед вами изображен круг.

В этом кругу нарисуйте себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».

Исследование проводилось только на детях, не включая в эту методику их родителей, которые тоже должны выполнить это задание по условиям «Социограммы» для полной картины семьи.

Рассматривалось только одностороннее влияние развода родителей на детей, не затрагивая при этом их родителей.

Существуют критерии для оценки результатов проведенной диагностики, перечислим их:1)число членов семьи, попавших в площадь круга.Рассматривая первый критерий, учитывается число членов семьи, изображенных испытуемым и реально существующим.2)величина кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.3)расположение кружков относительно друг друга.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу.

Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентричной направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются ребенком в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части текстового поля.4)дистанция между ними.

Удаленность одного кружка от других говорит о конфликтной ситуации в семье, эмоциональной отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей [13].

Все эти четыре критерия позволяют нам диагностировать рисунок ребенка, проанализировав их все можно сказать о личности ребенка, о его взаимоотношениях с членами его семьи, о том в каком направлении движется его семьи и все ли в ней благополучно.Результаты исследования Результаты исследования показали незначительные изменения во взаимоотношениях между ребенком и его родителями в разведенной и не разведенной семьях. Проследив взаимоотношения детей с их родителями по всем четырем критериям, то становится ясно, что нет преимущественного различия в изображении своей семьи у детей разведенных и не разведенных родителей.

Следовало бы ожидать на рисунках у детей с разведенными родителями большую отдаленность от своей семьи, но при обработке результатов выяснилось, что отдаленность в равной степени присутствует у детей и с полными семьями.

Результаты не дали однозначности, как помеха этому была маленькая выборка.Больше половины детей, нарисовали себя в самом маленьком кружке по отношению к другим членам своей семьи, что говорит о заниженной самооценке детей независимо от статуса их семьи. Так же большинство детей преувеличивают роль своих домашних питомцев, нарисовав их больше или таких же размеров как и остальных членов своей семьи.Таким образом, моя гипотеза не подтверждается, развод родителей не влияет на психологическое благополучие ребенка.Заключение.

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Развод родителей в жизни ребенка играет второстепенную роль в нынешнее время, хоть и самым болезненным это будет для детей-подростков. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития.

Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья. В том числе и когда родители принимают решение развестись, поведение во время и после развода родителей может измениться, что незамедлительно скажется на их ребенке.

Это значит что не так важно разведенная у ребенка семья или нет, как взаимоотношения внутри этой семьи, пусть даже если речь идет о разведенной семье.

Мое исследование показало неоднозначные результаты, потому что полная семья еще не значит признак благополучности. В полных семья хоть родители и не разведены, но порой бывает нерешенных проблем между собой больше, нежели в разведенной.В результате итогом моего исследования стал разрешенным вопрос о влиянии развода родителей на психологическое благополучие ребенка, а именно: психологическое благополучие ребенка не зависит от статуса его семьи, большее значение в этом вопросе оказывает воспитание, полученное от родителей и внутренний климат в семье.

Ведь воспитание это основа, закладываемая родителями в детстве.ЛИТЕРАТУРА1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная .

– СПб.: Издательство «Питер», 20002. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь.4.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями.5.

Джайнотт Х.Дж. «Родители и дети6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/7.

Кречко Е.П. Влияние развода и разногласий в браке родителей на психологическое благополучие взрослых детей.8.

Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 20039. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А.

Ребенок в карусели развода.10. Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальн. Школа11. Титов Б.Я., Машкова Л.Т.

Cемейная драма глазами ребенка.-Л.:Знание,12. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.

– М.: Наука, 1995.13. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.

Семейный диагноз и семейная . Учебное пособие для врачей и психологов14.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и семьи.

– 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+