Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами статья

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами статья

Особенности предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями


УДК 349 Мартынова Юлия ВикторовнаСредне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)г. Саранск, студенткаАннотацияВ статье затрагивается проблема предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами исполнителями. Автор приходит к выводу, что данное направление прокурорского надзора характеризуется некоторыми особенностями.Ключевые слова: , , Martynova Yuliya ViktorovnaSredne-Volzhskiy Institute (branch) of UGWU (RPA of the Ministry justice of Russia)Saransk, studentAbstractThe article touches upon the problem of the subject of prosecutorial supervision over execution of laws by bailiffs performers. The author comes to the conclusion that this direction of prosecutorial supervision characterized by some features.Keywords: , , Рубрика: Библиографическая ссылка на статью: Мартынова Ю.В.

// Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс].

URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80808 (дата обращения: 13.09.2020). Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных и внесудебных решений. Нужно сказать, что именно проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов государственными органами, в том числе и службой судебных приставов, наиболее часто затрагиваются на страницах юридической прессы, как теоретиками, так и практиками.

Деятельность судебных приставов-исполнителей нуждается в прокурорском надзоре по следующим причинам:большое количество нарушений законодательных норм, которые применяются в процессе принудительного исполнения, допущенные субъектами исполнения исполнительных документов;прокуратура, фактически будучи единственным органом государства, а также имея достаточно полномочий для осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и пресечения незаконных действий, совершаемых ими, способна обеспечить необходимый уровень соблюдения законности данными субъектами.

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, ее территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы-исполнители, являются объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями [1, с. 214]. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выступает важным элементом прокурорского надзора за соблюдением законности сотрудниками ФССП в целом. На первый взгляд может показаться, что прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями представляет собой весьма узкое направление надзорной деятельности органов прокуратуры.

Заметим, что это не так, поскольку профессиональная деятельность судебных приставов-исполнителей определяется большим количеством законов и подзаконных нормативных актов. В этой связи практика вынесения решений судебными приставами-исполнителями и осуществления ими действий либо бездействия отличается разнообразием и нуждается в постоянном совершенствовании. Однако, к сожалению, правоотношения, складывающиеся при исполнении исполнительных документов судебными приставами-исполнителями, часто характеризуются коррупционной составляющей.

Коррупция как негативное явление вызывает недоверие граждан к органам государственной власти (и здесь органы принудительного исполнения исполнительных документов не являются исключением), потому что коррупция, разрушая государство.

Особенность предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, в первую очередь, предопределяется функциями, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в рамках реализуемых ими полномочий [2, с.

263]. В Указании Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выглядит следующим образом: надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; надзор за законностью действий (бездействия) и решений, которые принимаются судебными приставами-исполнителями; надзор за соблюдением прав и свобод граждан в процессе осуществления действий (бездействия) судебными приставами-исполнителями и принятия ими решений [3]. В доктрине учеными предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется по-разному. Так, например, Т. Е. Сушина указывает, что предметом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является анализ исполнения последними не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в материалах правоприменительной практики [4, с.

162]. По мнению А. Ю. Винокурова, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями признается исполнение законов судебными приставами-исполнителями, законность и обоснованность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, вынесение правоприменительных документов судебными приставами-исполнителями, а также законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей [5, с.

667]. Таким образом, в силу того обстоятельства, что принудительно исполняются не только судебные решения, но и акты других государственных органов, место службе судебных приставов отведено место в системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется рядом особенностей.

Библиографический список

  • Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О.Т. Анкудинова. изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 480 с.
  • Смирнов А.Ф. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Ф. Смирнов, А.А. Усачев. М.: Юрайт, 2016. 402 с.
  • Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами: Указание Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (документ опубликован не был).
  • Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия «прокурор» при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 665–672.
  • Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 160–168.

Количество просмотров публикации: Please wait

Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУКАЗАНИЕот 12 мая 2009 г. N 155/7ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРАЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИВ целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный Российской Федерации, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:1.

Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1.

Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:законности принимаемых решений;своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;уважения чести и достоинства гражданина;неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7.
В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7.

Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.1.9.

При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.1.10.

На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:применять предоставленные , , Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). 1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.1.13.

Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства.

Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 137

«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

.1.14.

Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов. В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.3.

Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 N 1/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»

.4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.Генеральный прокурорРоссийской Федерациидействительный государственныйсоветник юстицииЮ.Я.ЧАЙКА

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи

Как работает сервис Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве.

Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.

Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г.

касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г. относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.

Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).

В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства. В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:

  1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
  2. Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
  3. Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.
  4. Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
  5. Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;

Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.

Содержание рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.

Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.

Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ. К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:

  1. старшие судебные приставы с судебными приставами.
  2. главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
  3. Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;

Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:

  1. исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.
  2. обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
  3. осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  1. Верховный Суд России;
  2. суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  3. Конституционный Суд России;
  4. Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу.

Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  1. обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
  2. обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  3. защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре.

Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей. Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями. Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  1. исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  2. соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  3. соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.
  4. соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий. Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:

  1. возбуждение исполнительного производства;
  2. окончание исполнительного производства.
  3. осуществление исполнительного производства;

У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц.

В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:

  1. запрос необходимых сведений, проведение проверок;
  2. вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
  3. проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
  4. наложение ареста на имущество и пр.

При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:

  1. принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
  2. принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.
  3. обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
  4. наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;

Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах.

Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Содержание данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:

  1. обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.
  2. поддержания общественного порядка;
  3. предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;

Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр. Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей.

Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч.

жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр. Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.
В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли. Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.

Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр. Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов.

Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

Список литературы: 1. Бессарабов В.Г Место прокуратуры в государственном механизме современной России / В.Г.

Бессарабов // Законность. — 1999. — № 10. — С. 40-45. 2. Кореневский Ю.В.

Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол / Ю.В. Кореневский // Государство и право.

— 1994. — № 5. — С. 3-34. 3. Виноградов О.А. Прокуратура в системе органов государственной власти / О.А.

Виноградов // Законность. — 1997. — № 4. — С. 47-49. 4. Ломовский В.Д.

Какой власти принадлежит прокуратура / В.Д. Ло-мовский // Российская юстиция. — 2001. — № 9. — С. 21-22. 5.

Чуглазов Г.Т. Прокуратура в системе органов государственной власти / Г.Т. Чуглазов // Законность. — 2003. — № 2. — С. 30-32. 7. Михайловская И.С.

В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры / И.С.

Михайловская // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение.

— 1999. — № 3. — С. 48-51. 8. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 30.12.08) // Рос.

газета. — 2009. — № 7. 9. Кулагин П.А. Прокуратура должна стать органом президентской власти / П.А. Кулагин // Законность. — 2001. — № 1. — С. 17-21. 10. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон, 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (ред. от 07.02.2011) // Рос. газета. — 1995. — № 229. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Носков А.А.* Поволжский институт им.

— 1995. — № 229. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Носков А.А.* Поволжский институт им. П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Саратов Основные результаты научной работы представлены в выявлении реальных практических проблем и поиске эффективных методов их решения, путей дальнейшего совершенствования и укрепления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами в Российской Федерации.

Результаты научной работы имеют практические рекомендации, представляющие пути решения наиболее частых и распространенных нарушений законодательства, выявляемых должностными лицами органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением законов судебными приставами. * Преподаватель кафедры Конституционного и международного права, кандидат юридических наук, доцент.

«Исполнение судебных решений это показатель эффективности практического применения правосудия»

— такое определение приводит Татьяна Ивановна Марголина (Уполномоченный по правам человека в Пермском крае) [8].

Ведь правосудие считается действительным, когда выполнено решение суда. Федеральная служба судебных приставов России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением «Конституции» Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [2].

В свою очередь, статья 1 федерального закона (далее — ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» фиксирует, что для соблюдения обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами РФ.

Основная часть Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение, как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти [5]. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности.

Согласно закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории: — судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; — судебные приставы-исполнители. Соответственно, разделяется и предмет прокурорского надзора.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам «О судебных приставах» [6], «Об оружии» [7], инструкции, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий.

В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел. Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является [3]: — надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; — надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями; — надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является [3]: — надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; — надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями; — надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права человека и гражданина, юридического лица.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

На практике, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов: — отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов; — формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования. Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

Проблематика В соответствии с действующим законодательством РФ вопросы исполнения судебных актов отнесены к ведению Федеральной Службы судебных приставов. В 2011 г. органы Саратовской областной прокуратуры провели 6 проверок службы судебных приставов [9].

В сфере исполнительного производства выявлено 3,8 тыс. нарушений закона, принесено 2,39 тыс.

протестов, 537 исков направлено в суды, в арбитражный суд области — 165 заявлений о признании бездействия приставов незаконным, внесено 203 представления, предостережено о недопустимости нарушений закона 112 чел., возбуждено 271 уголовное дело. Было установлено, что приставы не соблюдают сроки исполнения судебных актов, не принимают мер принудительного исполнения, продолжается практика незаконного окончания исполнительных производств. Нарушения допускаются по таким социально-значимым производствам как: 1.

взыскание алиментов; 2. задолженности по зарплате; 3. налоговых платежей; 4. понуждение органов власти к предоставлению гражданам жилых помещений.

В результате бездействия приставов, не привлечения должников к уголовной ответственности задолженность по отдельным производствам о взыскании алиментов составляет более 200 тыс. руб. Аналогичная ситуация сложилась и по другим направлениям. Так же бездействуют приставы Ленинского района Саратова — не взыскан штраф на 187 тыс.

руб. с ЗАО «Тантал-Д-М». А исполнительный лист о взыскании 828 тыс.

руб. штрафа с ЗАО «Восторг» был утерян вовсе. В адрес Главного судебного пристава области внесено 17 представлений, принесено 56 протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено 44 заявления о признании бездействий приставов-исполнителей незаконными, по материалам проверки возбуждено 17 уголовных дел.

Вышеперечисленное указывает, что фактор нарушения законодательства РФ всё-таки «практикуется» некоторыми должностными лицами Федеральной службы судебных приставов. В виду этого существует актуальный перечень нарушений и проблем, с которыми сталкиваются должностные лица прокуратуры при организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Наиболее типичные из них приведены ниже, в соответствии с опубликованными материалами аналитического центра [10].

1. «Ошибки» в расчетах — недобросовестные судебные приставы оценивают и реализуют ценные бумаги в половину их реальной стоимости, извлекая выгоду, т.е. разницу между реальной стоимостью ценных бумаг и той минимальной ценой, за которую они их сбыли на аукционе.

2. Заказные торги — сотрудники службы судебных приставов арестовывают имущество по судебному акту, не проводя реальных общественных торгов, затем реализуют арестованное имущество по сниженной стоимости по ранней договорённости лицу, имеющему интерес в приобретении этого имущества. 3. Закрытие дела за мзду — исполнение определённых судебных предписаний становится невозможном, в виду возникновения необоснованных реальностью, юридических оснований. Решение В части оценки стоимости ценных бумаг, имеет смысл ввести в нормы законодательства обязательное привлечение ответственного специалиста с наличием высшего экономического образования для объективного ценообразования на общественных аукционах.

Особенно это будет актуально в случаях, когда по делу будут конфигурировать крупные суммы в исполнительных листах. В случаях подделки расчетов стоимости ценных бумаг, прокуроры будут передавать дела в компетентные правоохранительные органы с целью расследования и привлечения к административной или уголовной ответственности задействованных в преступлении лиц.

В отношении блокирования схемы заказных торгов, актуально будет ввести обязательное уведомление органов прокуратуры судебными приставами по поводу объявления общественных торгов. Это снизит шанс проведения «тихих» торгов. Прокуратура будет иметь информацию об общественных торгах, что позволит ей уверенней ориентироваться в надзоре за соблюдением законодательства судебными приставами.

* * * iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . При осуществлении надзора за соблюдением законов судебными приставами прокурорам следует обращать внимание на факты внезапного прекращения дела вследствие отсутствия заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Вероятность «успешного» прекращения производства так же будет снижена.

Таким образом, право на эффективное средство правовой защиты — одно из основных прав человека [1] и именно прокуратура является органом, осуществляющим надзор за реализацией гарантированных государством прав и свобод, защищает граждан от имени государства от любых посягательств и нарушений. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 1993.25.12; Собрание законодательства РФ.

— 2009. — № 4. — Ст. 445. 2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) // Российская газета.

— 18.02.1992; Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6730. 3.

Указание Генпрокуратуры РФ

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

от 12.05.2009 № 155/7// Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ (ред.

от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ.

— 2001. -№ 52. — Ст. 4921; Российская газета.

— 2011.07.15. 5. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 (ред.

от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2007. -№ 41. — Ст. 4849; 2011.

— № 50. — Ст. 7343. 6. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 06.12.11) // Собрание законодательства РФ.

— 1997. — № 30. — Ст. 3590; 2011. — № 49. — Ст. 7067. 7. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №-150-ФЗ (ред. от 06.12.11) // Собрание законодательства РФ.

— 1996. — № 51. — Ст. 5681; Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7351. 8.

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека РФ в Пермском крае [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://ombudsman.perm.ru (дата обращения: 07.03.12). 9. Информационный новостной сайт г. Саратова [Электронный ресурс].

-Режим доступа: http://news.sarbc.ru/main/2012/01/20/118494.html (дата обращения: 07.03.12).

10. Аналитический Центр [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://rusgov.ru/nta/zakon/n2389_893 (дата обращения: 07.03.12). ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЗАПРОСОВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ © Рассказов С.С.

Российская академия адвокатуры и нотариата (институт), г. Москва Отмечается положительная динамика конкретизации российского законодательства по вопросу направления в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции.

Анализируется организация работы органов прокуратуры Российской Федерации в указанной сфере. Согласно ч. 1 ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация работы в указанном направлении нашла свою детализацию в Указании Генеральной прокуратуры РФ от 18 октября 2008 г. № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

УКАЗАНИЕот 12 мая 2009 года N 155/7 В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу , а также внесением изменений в , руководствуясь ,обязываю:1.

Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:законности принимаемых решений;своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;уважения чести и достоинства гражданина;неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.1.3.

Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.1.4.

При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.1.5.

Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке .

По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.1.8.

При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.1.10.

На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.1.11.

В случае неисполнения законных требований прокурора:применять предоставленные , , и полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном (невыполнение законных требований прокурора).1.12.

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.1.13.

Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В своей деятельности руководствоваться .1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+