Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Развод у мусульман по инициативе мужа оскорбление для жены

Развод у мусульман по инициативе мужа оскорбление для жены

Развод у мусульман по инициативе мужа оскорбление для жены

Три раза «талак» и за дверь: развод в арабских странах


7 декабря 2021Наверное, многие слышали, что по Исламу для развода мужчине достаточно трижды сказать слово «талак» (развод), и женщина должна уйти из дома, в чем есть. Поэтому, мол, в арабских странах женщины круглостуточно ходят в золоте — чтобы, ежели чего, не пришлось уходить с пустыми руками. Процедура развода через «талак» с одной стороны, действительно считается нормой по шариату, с другой — официальное расторжение брака гораздо сложнее.

Расскажу на примере Египта. По статистике, процент разводов здесь– самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь). При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше. Ислам допускает развод, хотя не одобряет его.

В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети. И все-таки развод сегодня — уже не редкость.

Еще 10-20 лет назад отношение к разведенным было хуже: люди до последнего старались сохранить видимость семьи хотя бы ради детей. Считалось, что девочке из разведенной семьи будет сложно выйти замуж.

У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более — получить разрешение на повторное венчание). Христианки долго добиваются права на развод, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии).

Отсутствие детей, болезни супругов и «не сошлись характерами» — не причина для развода.

В таких случаях можно разъехаться, но остаться супругами на бумаге.Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово «талака» – развод. После двух «талака» еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный. Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию.

Если развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет. Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и не быстро.

В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр — отступные, прописанные в контракте.

Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги). У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит.

Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем (часто они остаются жить в квартире отца, хоть она им и не принадлежит), а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд (обычно от 15% до 50% от доходов отца, но фиксированной ставки нет). Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы (для этого нужно доказать вину мужчины в том, что жена подала на развод). Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против).

Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца. Если жена – иностранка, ситуации бывают разными. Как правило, дети все равно чаще остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта.

Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов. Бывают случаи, когда отец просто не отдает детей, даже если у женщины на руках решение суда в ее пользу. Начало темы про египетские свадьбы — : граф Дракула отдыхает �Что такое Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Начало темы про египетские свадьбы — : граф Дракула отдыхает �Что такое Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Впереди еще много интересных историй!________________________________________________________Еще больше о ЕгиптеМои книги о Египте:(Эксмо)(Эксмо)Книги доступны в бумажном и электронном виде.

Развод в исламе по мусульманским обычаям по инициативе жены

»

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  1. талак (инициируется мужчиной);
  2. мубараах (по взаимному согласию);
  3. хуль (осуществляется женщиной);
  4. лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности. В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк ифтидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227; 58:2-4] и ли‘ан [24:6-9].

Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе)! Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами тоже) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установленные) Аллахом.

А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло.

Ты (о, разводящийся муж­чи­на) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно).۝ А когда они достигнут своего предела, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставай­тесь с ними согласно принятому. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидете­ли двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого).

Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день.

А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жизни).(Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца).

(И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу.И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни).

۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низвел вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остерегается (нака­за­ния) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и увеличит ему награду (за его благие деяния).۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вреда, притесняя их.

А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сло­жат своей ноши. А если они выкармливают для вас (вашего ребенка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и советуй­тесь (об оплате) между собой согласно принятого.

А если вы находитесь в затруднении, то будет кормить (ребенка) для него другая (кор­ми­ли­ца).

۝ Пусть обладающий достатком расходует (на содержание бывшей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего дос­тат­ка.
А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он расходует из того, что дал ему Аллах.

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе.

К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак.
Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.Его срок равняется 3 месяцам.

На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль.

При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены.

При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина. Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт.

В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так:

«Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего»

(Абу Дауд).

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась.

Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: «Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое» (Коран, 4:19). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) давал такие указания: «Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей.

Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен.

«Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам»

(Тирмизи).

Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему.

Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях?

В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно. Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах: «Мужья — попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.

е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах.

А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их.

Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах» (Коран, 4:34-35).
Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах» (Коран, 4:34-35).

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям.

Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать «искать пути против» жены, что и выражено ясно в этом аяте.

Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее.

«Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им» (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание.

Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил:

«Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас»

(Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

«И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи»

(Тирмизи).

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет:

«И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] — лучше»

(Коран, 4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него). Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга.

Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь.

Не случайно поразительно большое число долгожителей перешагнуло столетний рубеж вместе со своими женами.

«Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья»

, — советуют швейцарские медики, установившие, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей «сильного пола» чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы.

Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.Талак раджгий действует трижды.

То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.Однако при этом у супруга останется только два талака.

Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет.

Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  1. женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  2. соответствующий союз обязан быть настоящим;
  3. у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  4. нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин.

В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа.

Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.Однако и здесь имеются свои нюансы:

  • Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  • Для беременных женщин идда прекращается родами.
  • Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда.

Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  • Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  • Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания!

Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности.

Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор.

Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу.

А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения.

Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.Эта вынужденная мера оправдана только при крайней необходимости, когда дальнейшая совместная жизнь причиняет страдания и подталкивает к греху. В одном из хадисов говорится:

«Из всех разрешенных деяний самое ненавистное для Аллаха — это развод»

(Абу Давуд и Ибн Маджа).

Иснад этого сообщения недостоверный, и смысл его тоже весьма сомнительный. Если супруги не видят способа сохранить семью, то развод не порицается. Но если нет серьезнейшей причины для развода, который может погубить жизнь супругов и сделать несчастными детей, то идти на такой шаг по меньшей мере крайне нежелательно.

Ал-‘Ала ибн Суфйан ал-Гассани сообщил:

«Мне рассказывали, что к неявным мерзким поступкам, которые Аллах запретил, но не назвал в Коране, относится поступок мужчины, который женится на женщине, а после того, как они прожили долго и она родила ему детей, разводится с ней без какой-либо причины»

(ат-Табарани). Женщине также запрещается беспричинно требовать развод от мужа, и в хадисе сказано:

«Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда»

(Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем.

Причина этого предписания в том, что мужчины, как правило, более сдержанны и рассудительны в принятии серьезных решений, тогда как женщины более эмоциональны. Конечно, бывают исключения, но Божье установление от этого не меняется. А значит, мужчина обязан осознавать ответственность за сохранение семьи и проявлять благоразумие, не злоупотребляя данным ему правом.

Если решение развестись принято, то претворить его в жизнь следует в строгом соответствии с нормами Шариата.Прежде всего, нужно помнить, что развод нельзя объявлять в любое время. Если после завершения регул у жены супруги вступали в интимную близость, то необходимо дождаться очищения от следующих регул.

Если после завершения регул у жены супруги вступали в интимную близость, то необходимо дождаться очищения от следующих регул. Всевышний пожелал так для того, чтобы мужья не принимали поспешных решений и супруги имели возможность выправить сложившуюся ситуацию.

Мужчина совершает грех, если объявляет развод в период менструации или в период очищения, если супруги имели близость после очищения. Но если муж не проявил благоразумие и объявил развод в неположенное время, то такой развод засчитывается. Сказанное относится к тем случаям, когда у жены регулярно повторяются месячные.

Если женщина беременна или у нее нет месячных, то развестись с ней можно в любое время, независимо от того, когда супруги имели близость в последний раз.Для объявления развода мужчине достаточно сказать жене: «Ты разведена» или «Я развожусь с тобой».

Как объявление развода засчитывается и любое другое выражение, прямо указывающее на расторжение брака. Угроза «я разведусь с тобой», высказанная в будущем времени, не засчитывается за развод, если муж не связал ее с определенным условием.

Но если он связал такую угрозу с условием, сказав, например:

«Я разведусь с тобой, если ты без моего разрешения пойдешь в такой-то магазин»

, — то при выполнении этого условия развод вступает в силу.

А вот выражения типа «уходи из дома», которые не указывают прямо на развод, означают развод лишь в том случае, если муж произнес их с таким намерением. Если фраза «ты разведена» случайно сорвалась с уст мужа, например, когда он читал книгу на эту тему, и он не имел никакого намерения разводиться, то такая обмолвка не принимается во внимание.

Но если муж решил пошутить и объявил жене развод ради забавы, то развод засчитывается. Подобные шутки могут дорого стоить.

В хадисе сказано:

«Три поступка воспринимаются всерьез, даже если они совершены в шутку: брак, развод и возобновление брака»

(Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).С момента объявления развода для жены начинается период выжидания, в течение которого она не может выйти замуж за другого мужчину.

Этот период называется идда, и его продолжительность зависит от состояния женщины. Если разведенная женщина беременна, то идда продолжается до разрешения от бремени, даже если это случится на следующий день.

То есть если муж объявил развод беременной жене, а она на следующий день родила ребенка, то супруги считаются окончательно разведенными и женщина имеет право выйти замуж за другого человека. Если же бывшие супруги решат восстановить отношения, то они должны сочетаться браком повторно с соблюдением всех условий.Если женщина детородного возраста и у неё регулярно повторяются месячные, то ‘идда продолжается до очищения от третьей полной менструации (по мнению имамов Малика и аш-Шафи‘и) или до начала третьей менструации (по мнению имама Абу Ханифы).

Но если муж объявил развод в нарушение установленных правил во время менструации, то эта менструация не принимается во внимание, и разведенная жена должна дождаться четвертого очищения.

В том случае, если у женщины прекратились или вообще не начинались месячные, идда составляет три лунных месяца.Особые предписания есть относительно развода в том случае, если супруги ни разу не имели близости и даже не уединялись.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» e-minbarДозволен ли развод во время беременностиРазвод с беременной дозволен в период беременности, а половая связь не мешает этому.Однако многие мусульмане полагают что такой развод неправильный.

Но это ошибка. В хадисе, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пусть он вернет ее, а затем разведется когда она отчистится или будет беременной»

.

Муслим 1471.Имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим» сказал: «В этом хадисе довод на то, что разводится с беременной дозволено, если утвердилось то, что она беременна. Это мнение аш-Шафи’и и большинства ученых».Некоторые же ученые сказали что в дозволенности этого не было разногласия.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Что касается развода с беременной, то нет разногласия среди ученых, что такой развод соответствует Сунне. Это дозволено в период с начала ее беременности и до конца, поскольку ее срок (идда) пока она не родит!» См. «ат-Тамхид» 15/80.Когда шейха Ибн База спросили о дозволенности развода с беременной, он сказал: «Это мнение распространено среди простого народа.

Некоторые люди полагают, что развод с беременной не действителен.

Я не знаю откуда они взяли это предположение!

Это то, у чего нет основы в словах ученых, наоборот, то на чем все ученые — это то, что развод с беременной действителен. В этом среди ученых иджма’ и нет разногласий.

Развод в соответствии с Сунной, это два вида развода:1. Чтобы она была беременной, и такой развод соответствует Сунне и не является нововведением.

2. Чтобы была очищенная и не прикоснулся к ней муж, т.е.

чтобы женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения и муж не вступал с ней в половой акт. Такой развод также соответствует Сунне».

См. «Фатауа ат-талякъ» 1/45-46.И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!soliha

Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение.

Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания.

Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.В исламе существует такое понятие, как мубараах.

В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию.

Это самый простой способ выйти из официальных отношений.Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  1. не очень хорошее материальное положение;
  2. сватовство (вмешательство родителей);
  3. отсутствие доверительных отношений.
  4. взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  5. ошибочный выбор супруга/супруги;

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!».

И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета. По мусульманским обычаям процедура расторжения брака должна проходить в соответствии с определенными этапами.Следовательно, если муж решает дать жене развод, то ему придется действовать следующим образом:

  • По истечении срока идда, муж дает еще один развод.
  • Далее супруге дается развод, после чего запрещается иметь с ней половую связь.
  • Необходимо дождаться периода «очищения» жены.
  • Даже после официального расставания, между супругами могут сохраняться определенные обязательства. К примеру, муж содержит бывшую жену в течение трех месяцев после развода, о чем уже говорилось выше.
  • Брак будет аннулирован, только если мужчина еще раз инициирует разрыв отношений.

В связи с разводом, для женщины повторно наступает период идда, в течение которого она не имеет право выходить замуж.

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.

Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина.

Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе.

При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.

Другие же браки, например, православный или мусульманский, могут быть важны не своими «официальными» последствиями, а для самих супругов. Если они являются мусульманами и выполняют все необходимые согласно Корану действия, то и в брак должны вступать именно по указываемому им обряду.Увы, не всегда брак выдерживает трудности, выпадающие на долю супругов, иногда происходит так, что стороны решают его расторгнуть.

Развод по мусульманским обычаям считается крайне нежелательным действием, но всё-таки относится к категории дозволяемых религией. Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы.Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины.

Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет.

Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи.

В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.Метки: жена, инициатива, развод, шариатРазвод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по поводу фраз, используемых при разводе.

Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки надеются, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью.

Чтобы помочь и тем и другим, хочется обратить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит.

Если это были слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа совершить развод со своей женой называются откровенными (сарих).

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод.

Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки».

Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет.Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших су­пру­гов начинают откровенно ненавидеть друг друга.

В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наи­бо­лее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Правозащита

10 правил развода в Исламе

3 сентября 2021Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись.

Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать – размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой.

Что говорит Ислам о разводе? 1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви.

И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. 2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись. 4. Развод, инициированный мужчиной – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так это расценивается как нарушитель брачного договора.

Махр (араб. «плата за невесту») — в исламском семейном праве, имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака. Махр является одним из главных условий при заключении брака.6.

В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга.

Например, если один из супругов занимается прелюбодейством. 9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк Мухаммед сказал:

«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»

. Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса.

Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей. Понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь!

А также читайте мои статьи: и .

Нюансы и особенности разных видов талака

  1. 05.03.2018 (изменено: 07.05.2020)

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась , согласно исламскому праву.

Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.).

Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях. Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев.

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене.

Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия. Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после , муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод.

Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы. Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя». Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция.

Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений.

То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока. Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется. В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие.

(Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён — прим.

Islam.Global) Богословы выделяют несколько видов развода в исламе: 1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод.

То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…»

(2:226) Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление).

При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре : «В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью.

Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89) 2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами.

В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги.

В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников. Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»: «…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229) Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию: «Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге.

Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20) 3.

Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу . Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может. «Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок.

Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2) После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом. Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды:

«Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие»

, то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося:

«Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)»

, добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету: «Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами. Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

  1. Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  1. Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  1. Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказать тройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  1. Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Понравился материал?

Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

×

Как осуществляется развод с женой в Исламе

15 июня 2018Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний об этом может привести к действиям, прекращающим никях, даже если супруги сами не подозревают об этом и будут продолжать жить, совершая при этом большой грех.Однозначный – при этом муж произносит слово, имеющее одно значение не зависит от намерения. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае произошел развод независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.А также считается разводом, если мужчина на вопрос: «Ты сейчас развелся со своей женой», ответит: «Да».Смысловой – при этом муж произносит слово с намеком – зависит от намерения.

Примеры: мужчина говорит своей жене: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна», или «Выйди вон», «Уезжай» или «Ты свободна». Если у него было намерение развестись, то данные слова являются разводом, иначе не являются.Свободный мужчина может развестись с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время, так и одновременно.

Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «ты разведена», и его намерение при этом было – что это троекратный развод. В этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в её отсутствии.После трехкратного развода, мужчина уже не может вновь жениться на бывшей жене, пока не произойдут следующие пять условий:

  1. С новым мужем был совершен половой акт.
  2. Прошел ее срок ‘идда после развода со вторым мужем.
  3. Прошел срок её ‘идда после развода с бывшим мужем.
  4. Вышла замуж за другого мужчину.
  5. Был развод со вторым мужем.

По этому вопросу все Исламские ученые имеют единогласное мнение. Если мужчина повторяет жене три раза подряд слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.Развод «с условием» также считается действительным.

Например, если муж скажет жене: «Ты разведена, если пойдешь к соседке», то при выполнении условия, то есть когда она пойдет к соседке, их брак нарушится. А если муж говорит жене: «Ты разведена», то этот развод не связан с какими-либо условиями.Если муж все-таки хочет развестись, то необходимо различать следующие три вида развода:Развод по сунне – когда мужчина дает своей жене развод в чистом периоде, в котором не был совершен половой акт.Развод-бид‘ий (является грехом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.Развод, который не является ни Сунной и ни бид‘ий:— Если мужчина разводится с его женой, во время её беременности.— Если вообще не имел с ней половых отношений.Примечание:если один из супругов отступил от Ислама, то их брак нарушается в том случаи между супругами еще ни разу не было полового акта.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+