Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Тсж или тсн как правильно 2021

Тсж или тсн как правильно 2021

Тсж или тсн как правильно 2021

06.10.2015 | Из ТСЖ в ТСН: игра слов или реальная необходимость?


История развития института товарищества собственников жилья (ТСЖ) как способа управления общим имуществом многоквартирного дома насчитывает уже более 20 лет. Как ни странно, за эти двадцать лет законодатель успел несколько раз ввести в заблуждение жителей, меняя понятия с «кондоминиум» на «ТСЖ», а в 2014 г. с «ТСЖ» на товарищество собственников недвижимости (ТСН).

Например, Закон РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определяет кондоминиум как товарищество собственников жилых помещений в многоквартирных домах с установлением условий совместного владения и пользования межквартирными лестницами, лифтами, коридорами, крышами, техническими подвалами, внеквартирным инженерным оборудованием, придомовой территорией и другими местами общего пользования.Из данного определения вытекает следующее: кондоминиум — это некое юридическое лицо, целью деятельности которого является эксплуатация объектов общего пользования многоквартирного дома. Понятия кондоминиум и товарищество собственников жилья смешиваются.

Эта же путаница понятий сохранилась во «Временном положении о кондоминиуме», утвержденном Указом Президента РФ от 23.12.1993 № 2275 (утратил силу от 19.10.1996).

В итоге на практике регистрировались и ТСЖ, и Кондоминиумы, а разница была лишь в названии, но не в сущности.

После вступления в силу 01.01.1995 первой части Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) противоречия в определениях кондоминиума и товарищества собственников жилья стали постепенно устраняться. В соответствии со ст.291 ГК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом, создаваемым и действующим в соответствии со специальным законом о товариществах собственников жилья.

Товарищество собственников жилья в ст.1 Закона от 15.06.1996 №72-ФЗ определяется как

«некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом»

.

В той же статье кондоминиум определен как

«единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (домовладельцев) – частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности указанных лиц»

.

Таким образом, ТСЖ это организация, а кондоминиум – комплекс имущества.

С ведением в действие 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), понятие кондоминиум исчезло, а понятие ТСЖ сохранилось (ч. 1 ст. 135). Первоначальная редакция ч.

1 ст. 135 ЖК РФ: Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Действующая редакция ч. 1 ст.

135 ЖК РФ: Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместногоиспользования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Действующей редакцией статей 135 и 136 ЖК РФ уточнены не только цели деятельности ТСЖ, но и требования к созданию и существованию многодомовых ТСЖ (на 2 и более дома).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст.

136 ЖК РФ ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. с 1 июля 2016 года в п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ слова «в данных домах» будут заменены словами «в данных домах.

Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации». В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, должно быть реорганизовано в порядке, установленном ч.

3 или 4 ст. 140 ЖК РФ, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами. Указанные требования не распространяется на ТСЖ, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ. Перечень имущества пока Правительством РФ не установлен и поэтому до сих пор не ясно, что делать с многодомовыми ТСЖ.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу федеральный закон, которым внесены изменения в главу 4 части первой ГК РФ (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ). Изменения касаются вопросов организационно-правовых форм юридических лиц, а также некоммерческих организаций.

Так, появилась новая форма юридического лица – товарищество собственников недвижимости (ТСН): ст. 123.12 – 123.14 ГК РФ. В соответствии с ч.

2 ст. 123.12 ГК РФ устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Возникли вопросы и как следствие путаница – ТСН это вид ТСЖ, или ТСН равно ТСЖ и является, по сути, переименованием ТСЖ в ТСН? Ведь в ЖК РФ изменения не вносились и везде указано на ТСЖ.

Налоговые органы считали, что произошло возникновение не только новой формы юридического лица — ТСН, но и переименование старой (из ТСЖ в ТСН), а, следовательно, с 01.09.2014 вновь создаваемые ТСЖ регистрировались с наименованием ТСН, а «старые» ТСЖ переименовывали в ТСН в случае желания ТСЖ внести какие-либо изменения в устав. Попытка Минстроя РФ внести ясность в этом вопросе успехом не увенчалась (Письмо Минстроя России от 10.04.2015 № 10407-АЧ/04

«Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья»

), по сути, Минстрой так и не ответил на вопрос, и налоговые продолжали регистрировать ТСЖ с наименованием ТСН.

Федеральным законом от 23.05.2015 № 133-ФЗ

«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях»

внесены изменения в абз.

1 п.1 ст. 54 ГК РФ. Изменения налоговые органы трактуют так:поскольку ТСЖ является видом такой организационно-правовой формы как ТСН, то с 23 мая 2015 г. (дата вступления закона в действие) при регистрации ТСЖ в наименовании указываем ТСЖ, в уставе же необходимо указывать, что ТСЖ создается в организационно-правовой форме — ТСН.

(дата вступления закона в действие) при регистрации ТСЖ в наименовании указываем ТСЖ, в уставе же необходимо указывать, что ТСЖ создается в организационно-правовой форме — ТСН. То есть, устав везде содержит слова ТСЖ, но один из пунктов устава указывает, что ТСЖ это разновидность организационно-правовой формы ТСН. Таким образом, ТСЖ это лишь вид ТСН (есть еще один вид – садоводческое товарищество), а не переименование ТСЖ в ТСН.

Все ТСЖ, которые были созданы до 23.05.2015 как ТСН или переименовались из ТСЖ в ТСН, при первом изменении уставадолжны внести в него изменения в части наименования – ТСЖ, и указания на то, что это вид ТСН. Обязанность по внесению изменений никак не ограничена по времени, то есть при желании можно и годами не вносить такие изменения, пока на собрании членов ТСЖ не будет принято решение о внесении изменений в какую-то часть устава. В очередной раз реформа ЖКХ только лишь наделала шума.

Автор:, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Устав ТСЖ или ТСН 2021 год: что должен содержать, какие положения устава признаются незаконными, чем грозит несоответствие устава действующему законодательству – от предписания до ликвидации товарищества.

05 Февраль 2021 ТСЖ (ТСН) не может существовать без устава: это основной документ товарищества, он утверждается общим собранием вместе с решением о создании ТСЖ большинством голосов от общего числа голосов всех собственников.

Важно поддерживать устав в актуальном состоянии, обращать внимание на изменения в жилищном законодательстве, особенно касающиеся деятельности товарищества.

Первоначальная редакция устава также должна не противоречить закону, действующему на момент его принятия.

Что должен содержать устав ТСЖ (ТСН). Основные требования к содержанию устава ТСЖ перечислены в ч. 2 ст. 135 Жилищного кодекса РФ.

В уставе надо указать: — наименование, включающее слова «товарищество собственников жилья». В силу ч. 4 ст. 52 Гражданского кодекса РФ устав также должен содержать сведения об организационно-правовой форме юридического лица, в данном случае это будет «товарищество собственников недвижимости». — место нахождения. Место нахождения юридического лица — это место его государственной регистрации в виде наименования населенного пункта (муниципального образования (ч.

2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ), — предмет и цели деятельности, — порядок возникновения и прекращения членства в ТСЖ, — состав и компетенция органов управления ТСЖ, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, — состав и компетенция ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ, — другие сведения, предусмотренные Жилищным кодексом РФ. К «другим сведениям» можно отнести следующие: — в уставе может быть предусмотрено использование ГИС ЖКХ или иной информационной системы для решения вопросов управления в ТСЖ с учетом возможностей таких систем (ч. 2.1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ), — порядок получения и объём информации о деятельности ТСЖ, знакомиться с которой имеют право члены ТСЖ и другие собственники (ч.

1, п. 9 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ), — порядок созыва общего собрания членов ТСЖ (ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса РФ), включая способ уведомления о собрании (ч.

1 ст. 146), — вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов ТСЖ, прямо не перечисленные в ст. 145 Жилищного кодекса РФ. Можно предусмотреть, что председатель правления ТСЖ выбирается именно общим собранием членов ТСЖ, а не правлением.

Можно расширить перечень внутренних документов товарищества, утверждать которые можно будет только по решению общего собрания (ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ), — срок полномочий правления ТСЖ, который не может быть больше 2 лет, сроки созыва председателем заседаний правления, количество голосов для принятия решения на заседаниях правления, если предусмотренное кодексом принятие решений простым большинством присутствующих членов правления кажется недостаточным (ст.

147 Жилищного кодекса РФ), — срок полномочий председателя правления, который логично установить равным продолжительности полномочий самого правления.

Можно предусмотреть перечень сделок, который председатель может или не может совершать без обязательного одобрения правлением или общим собранием членов ТСЖ (ст. 149 Жилищного кодекса РФ), — можно прописать цели, на которые будут расходоваться специальные фонды ТСЖ в случае их создания (ч. 3 ст. 151 Жилищного кодекса РФ).

Если не проверять устав на соответствие Жилищному кодексу РФ и не вносить в него своевременно изменения, то рано или поздно проверкой устава займётся жилищная инспекция или прокуратура. В таком случае ТСЖ получит предписание от жилищной инспекции (протест от прокуратуры), где будут перечислены противоречащие закону положения и указано на необходимость устранить нарушения. Часто при создании ТСЖ уставы берутся (скачиваются) из одинаковых источников, поэтому нарушения распространены и носят типичный характер.

Мы посмотрели практику по оспариванию предписаний жилищных инспекций, которые требовали внести изменения в устав. Выявленные нарушения связаны либо с тем, что устав «отстал» от законодателя, либо с тем, что составители устава пытались адаптировать его под свои нужды, игнорируя или не зная требований Жилищного кодекса РФ.

Некоторые пункты уставов судами оцениваются противоположным образом, например, про полномочия общего собрания членов ТСЖ решать вопросы по использованию, распоряжению общим имуществом собственников. Иногда найденные в уставе противоречия носят довольно спорный характер.

Какие нарушения в уставах ТСЖ находят контролирующие и надзорные органы: примеры из практики. 1.

«Председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества»

. Жилищный кодекс не предусматривает передачу председателю правления ТСЖ полномочий на принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания или правления ТСЖ.

«Председатель правления товарищества вправе принять на должность заместителя председателя правления лицо, имеющее высшее юридическое и экономическое образование и опыт работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Заместитель председателя правления товарищества на период отпуска, болезни, командировки и иных подобных случаев председателя правления товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, если не имеется иное волеизъявление председателя правления».

Суд указал, что член правления ТСЖ, к которым относится и председатель, не может поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества (ч.

3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ).

«На основании решения общего собрания членов товарищества доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а при его отсутствии направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества по усмотрению председателя правления»

. Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности ТСЖ является исключительной компетенцией общего собрания его членов.

«Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок 2 года; член правления считается вновь избранным на тот же срок до момента принятия решения членами товарищества о выборе иного лица его членом»

.

Правление ТСЖ избирается на срок не больше 2 лет, однако пункт устава допускает возможность исполнения членом правления своих полномочий по истечении двухлетнего срока без проведения общим собранием членов ТСЖ процедуры избрания (переизбрания) членов правления.

«В случае непринятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции правления товарищества, данные решения уполномочен принимать председатель правления товарищества»

.

Жилищный кодекс РФ не даёт председателю правления права принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции правления ТСЖ.

«В случае, если в тридцатидневный срок с момента истечения двух лет с момента избрания председателя правления ТСЖ не проведено или признано несостоявшимся общее собрание правления товарищества, членов товарищества или отсутствовал кворум при их проведении, о переизбрании или выборе нового председателя правления товарищества, то председатель правления признается членами товарищества и правлением товарищества избранным на следующий двухлетний срок»

.

Суд указал, что пункт противоречит закону, так как допускает возможность возобновления полномочий председателя на срок выше максимального – 2 лет – без соответствующего решения собрания.

«Председатель обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, а также иным лицам, продающим товары, выполняющим работы и оказывающим услуги для товарищества»

.

Статья 149 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень полномочий председателя правления, поэтому закрепление в уставе права председателя давать указания и распоряжения иным лицам, продающим товары, выполняющим работы и оказывающим услуги для товарищества, не соответствует закону. (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-5510/2016) 2.

«Общее собрание правомочно (имеет кворум), если на нем присутствуют более половины членов Товарищества или их представителей»

.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов членов товарищества. Подсчет голосов членов ТСЖ осуществляется аналогично подсчету голосов собственников, то есть пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.

Подсчет голосов членов ТСЖ осуществляется аналогично подсчету голосов собственников, то есть пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.

«Решение общего собрания может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия членов для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), путем проведения заочного голосования.»

Суд указал, что это противоречит ст. 47 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей возможность проведения заочного собрания после несостоявшегося собрания в очной форме.

Рекомендуем прочесть:  Попытка изнасилования ук

О практике по этому спорному вопросу мы .

«Заседание Правления Товарищества признается правомочным (имеется кворум), если в таком заседании принимает участие большинство членов Правления Товарищества»

.

В силу ст. 147 Жилищного кодекса РФ правление правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества.

«Протокол заседания правления товарищества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола»

.

Протоколы заседаний правления подписываются председателем правления товарищества и секретарем заседания.

«Исполнительный директор Товарищества действует на основании и пределах имеющихся полномочий в доверенности, выдаваемой Председателем Правления Товарищества»

.

(АС Северо-Западного округа, дело N А56-8834/2016) 3.

В уставе отсутствует указание на цели деятельности товарищества. Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ устав должен содержать цели своей деятельности.

Устав предусматривает ответственность членов товарищества по обязательствам товарищества, что

«не соответствует требованиям законодательства и приводит к смешению обязанностей членов ТСЖ перед товариществом и ответственности членов ТСЖ по обязательствам товарищества, что прямо запрещено законом»

. Устав даёт правлению ТСЖ право определять платежи (их размер) каждого члена товарищества.

Вопросы об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ. Устав предусматривает возможность округления до одного голоса голосов собственников помещений, обладающих от 5 до 10 кв. м. Количество голосов, которым обладает каждый собственник на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.

Устав устанавливает запрет членам товарищества принимать участие в голосовании по определенным вопросам при наличии их заинтересованности в совершении сделки по управлению объектами общей собственности или если принимаемое решение касается возбужденного против него судебного разбирательства, а также запрет на участие члена товарищества, не внесшего полностью все необходимые взносы и платежи на дату не позднее, чем за 5 дней до проведения общего собрания членов ТСЖ. Суд указал, что такой запрет противоречит ч.

3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и в соответствующих случаях, а предусмотренные в уставе запреты не предусмотрены законодательством и ограничивают права и законные интересы членов ТСЖ.

(Постановление Семнадцатого ААС по делу N А60-4460/2016) 4.

«Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления». Суд посчитал, что такой пункт не соответствует требованиям ч. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ, так как член правления ТСЖ не может доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ, так как член правления ТСЖ не может доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Членом правления может быть только собственник помещения, а не его представитель.

В случае если собственник — юридическое лицо, то оно может быть членом ТСЖ и правления ТСЖ. Такое юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ и члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в доме. Законные и уполномоченные представители юридического лица вправе только представлять интересы данного юридического лица как это предусмотрено главами 4 и 10 Гражданского кодекса РФ.

(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2015 по делу N А56-15987/2014) 5. Устав предусматривает порядок подсчета голосов на общем собрании членов ТСЖ, при котором член товарищества обладает одним голосом.

Согласно ч. 1.1 ст. 146 Жилищного кодекса РФ положения статей 45 — 48 кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов ТСЖ, если иное не установлено кодексом. В силу ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. (апелляционное определение Кемеровского областного суда от 6 декабря 2017 г.

N 33А-12362) 6.

«К компетенции общего собрания членов товарищества относится принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме»

.

Суд указал, что эти решения относятся к компетенции общего собрания собственников, а не членов ТСЖ. В статье 152 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право ТСЖ заниматься хозяйственной деятельностью, в частности сдавать в аренду, внаем часть общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 1 части 2 статьи 137 кодекса в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества.

Суд пришел к вывод, что при предоставлении Товариществом в пользование иным лицам общего имущества многоквартирного дома должны быть учтены интересы всех собственников этого имущество — и тех, кто является, и тех, кто не является членами ТСЖ. (Постановление АС Северо-Западного округа по делу N А56-21291/2014, апелляционное определение Пермского краевого суда от 19.01.2015 по делу N 33-128). Однако есть и противоположная практика, о ней – чуть ниже.

Какие пункты в уставе товариществам удаётся отстоять в суде. 1.

«К компетенции общего собрания членов Товарищества относятся, в том числе, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме»

.

В этом деле суд пришел к выводу, что такое положение устава ничего не нарушает.

Он указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 Жилищного кодекса РФ уставом ТСЖ к компетенции общего собрания членов товарищества может быть отнесено решение иных вопросов., не перечисленных в ст. 145. При этом общее собрание членов ТСЖ имеет право решать вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 137 Жилищного кодекса РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества. Суд пришел к выводу, что к компетенции общего собрания членов ТСЖ может быть отнесено решение вопроса о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-70759/2012). 2. Указание на то, что председатель осуществляет свою деятельность на основе трудовых отношений.

Жилищная инспекция считала, что трудовые отношения товарищества с председателем ТСЖ законом не предусмотрены. Суд не согласился и указал, что Жилищный кодекс РФ запрет на заключение трудового договора с председателем правления товарищества не содержит.

(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-5510/2016) 3. Инспекция посчитала, что Устав не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным Жилищному кодексу, так как в нём отсутствуют положения, предусмотренные ч. 1 ст. 135; п. 2, п. 9, п. 10 ст.

138; ч. 3, 4 ст. 140; ст. 142; ч.

4, 5, 6 ст. 143; ч. 1, 2, 3 ст. 143.1; ч. 2 ст. 145; ч. 1, 6 ст.

146; ч. 3.1, ч. 6 ст. 147; п. 7 ст. 148; ч. 2 ст. 149; п. 1.1, п.

2, п. 3 ч. 3 ст. 150; ч. 4 ст. 151 Жилищного кодекса РФ. При этом каких-либо противоречий устава перечисленным статьям инспекция не установила.

Суд пришел к выводу, что отсутствие в уУставе ТСЖ положений, установленных кодексом РФ, не является несоответствием Устава ТСЖ обязательным требованиям, так как на соблюдение требований кодекса прямо указано в самом законе. (Постановление Двенадцатого ААС по делу N А57-11878/2012) 4.

«Каждый член Товарищества на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. При этом один голос равняется одному квадратному метру, принадлежащему члену Товарищества помещению». Суд указал, что поскольку дробное выражение доли в праве общей долевой собственности на общее имущество обратно пропорционально количеству принадлежащей члену ТСЖ площади в жилом помещении, то пункт устава не противоречит закону, а направлен на удобство подсчета голосов.
Суд указал, что поскольку дробное выражение доли в праве общей долевой собственности на общее имущество обратно пропорционально количеству принадлежащей члену ТСЖ площади в жилом помещении, то пункт устава не противоречит закону, а направлен на удобство подсчета голосов.

Инспекция требовала исключить из устава подпункт, которым к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом, так как по мнению инспекции, это относится к исключительной компетенции общего собрания собственников.

Суд не нашёл нарушения: частью 3 ст. 145 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что уставом ТСЖ к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в ч. 2 этой статьи решений также может быть отнесено решение иных вопросов;

«поскольку члены ТСЖ являются собственниками помещений и перечень компетенции общего собрания членов ТСЖ не является исчерпывающим, то при условии вхождения в состав членов ТСЖ всех собственников многоквартирного дома к компетенции общего собрания членов ТСЖ может быть отнесено принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом»

, включение в состав компетенции общего собрания членов ТСЖ решения вопроса о выборе способа управления домом не исключает проведение по данному вопросу общего собрания собственников.

(Постановление АС Западно-Сибирского округа по делу N А45-596/2014) Исходя из неоднозначной практики судов, мы не рекомендуем включать в компетенцию общего собрания членов ТСЖ вопросы, пересекающиеся с компетенцией общего собрания собственников помещений, указанной в ст. 44 Жилищного кодекса РФ. Если предписание жилищной инспекции обоснованно, то его неисполнение может закончиться ликвидацией ТСЖ. Право жилищных инспекций обращаться в суд, если ТСЖ не исполнит ее предписание об устранении несоответствия устава требованиям Жилищного кодекса РФ, предусмотрено в ч.

6 ст. 20 кодекса. В силу ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В 2018 году Волгоградский областной суд решение районного суда, удовлетворив иск жилищной инспекции о ликвидации ТСЖ.

Устав ТСЖ устанавливал, что прием в члены и отказ собственнику во вступлении в члены товарищества осуществляется по результатам принятия решения правлением.

Однако Жилищный кодекс РФ не предусматривает отказ в принятии в члены ТСЖ. На устранение нарушений товариществу было предоставлено 6 месяцев, однако никаких мер ТСЖ не приняло. После этого инспекция обратилась в суд, указав, что несоответствие закону основного документа товарищества является грубым нарушением Жилищного кодекса РФ, а выполнение таких положений устава может привести к нарушению прав собственников.

Нижестоящий суд в иске отказал, но областной суд посчитал требования инспекции обоснованными, удовлетворил их, приняв в решение о ликвидации ТСЖ. Позже в Волгоградской области другое заявление жилищной инспекции о ликвидации многодомного ТСЖ.

Устав закреплял компетенцию общего собрания членов ТСЖ, порядок определения количества голосов, которыми обладает каждый член ТСЖ, и порядок проведения общего собрания членов, которые не соответствовали Жилищному кодексу РФ. Предписание жилищной инспекции ТСЖ не исполнило.

Кроме того, в состав ТСЖ входило почти 20 домов, расположение которых не соответствовало требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ. Решения о реорганизации товарищества либо о выборе другого способа управления в домах, входящих в состав товарищества, не принимались.

Предписание инспекции по этому нарушению ТСЖ также не исполнило. Суд принял решение о ликвидации ТСЖ, назначив ликвидатором председателя правления. Апелляционным определением Московского городского суда от 04.09.2014 по делу N 33-31753 оставлено в силе решение о ликвидации ТСЖ.

Товарищество не выполнило предписание, содержащее среди прочего требование о внесении изменений в устав в соответствии с Жилищным законодательством. Аналогичное решение было принято Московским городским судом по делу N 33-24721/2015. ТСЖ проигнорировало предписания жилищной инспекции, не актуализировало устав 2007 года.

Кроме того, ТСЖ не представило в ГЖИ полный реестр членов, не переизбирало правление, не проводило годовые отчетные собрания с утверждением смет расходов на содержание.

Суд посчитал, что действия ТСЖ свидетельствуют о неоднократном нарушении закона, и оставил в силе решение нижестоящего суда о ликвидации товарищества. Иногда деятельность ТСЖ фактически прекращена, поэтому за уставом никто не следит и предписания не исполняет. В таких случаях суд тоже удовлетворяет заявления жилищной инспекции о ликвидации товарищества (апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2013 по делу N 11-41031).

Ликвидация ТСЖ – крайняя мера, многие суды подходят к этому вопросу взвешенно, встречаются отказы в удовлетворении требований жилищной инспекции о ликвидации ТСЖ. Омский областной суд по делу N 33-2253/2015 отменил решение нижестоящего суда о ликвидации ТСЖ. В уставе ТСЖ была прописана обязанность правления ТСЖ ведения списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и отчетности, а ст.

148 Жилищного кодекса РФ содержит обязанность правления вести реестр членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. По мнению жилищной инспекции и нижестоящего суда, несоответствие устава ТСЖ выражалось в том, что вместо ведения реестра членов товарищества, устав содержал указание о ведении списка членов ТСЖ. При этом ТСЖ пыталось устранить нарушения, провело собрание, но оно не имело кворума.

Рекомендуем прочесть:  Понимание 44 фз и 223 фз

Областной суд указал, что нарушения не являются существенными и не свидетельствуют о грубом нарушении законодательства.

ТСЖ продолжило свою деятельность. Владимирский областной суд отказал инспекции в удовлетворении заявления инспекции о ликвидации товарищества (дело N 33-546/2014).

Устав ТСЖ не соответствовал Жилищному кодексу РФ, имелись другие нарушения. Однако жилищная инспекция направила предписание не по месту нахождения юридического лица, а по месту жительства бывшего председателя, который самостоятельно сложил с себя полномочия председателя, не являлся собственником помещений в доме.

Поэтому члены ТСЖ, органы его управления могли добросовестно не знать о наличии предписания.

Суд указал, что нет оснований полагать, что деятельность ТСЖ осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а допущенное ТСЖ нарушение не носит неустранимый характер.

Утверждение устава ТСЖ в новой редакции или внесение изменений в него относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Решение об утверждении принимается большинством голосов от общего числа голосов участвующих в собрании членов товарищества или их представителей (ст.

146 Жилищного кодекса РФ). Изменения в устав регистрируются в налоговом органе.

После этого есть 3 месяца для того, чтобы направить в жилищную инспекцию копию устава, выписку из протокола с решением о внесении изменений в устав с приложением копий текстов изменений. Все копии заверяются председателем ТСЖ и секретарем собрания (ст. 138 Жилищного кодекса РФ). Проверяйте уставы своих ТСЖ, вносите вовремя изменения путём проведения общих собраний членов ТСЖ или хотя бы не игнорируйте предписания жилищных инспекций!

ТСН и ТСЖ: чем отличаются и что лучше?

11 Август 2016 » » » Просмотров: 5055

Когда у гражданина возникает вопрос, куда вступать: ТСН или ТСЖ и в чем разница между ними?

То следует обратить внимание на правовую природу понятий, их плюсы и минусы.

Что касается ТСН, то это относительно новое понятие, введенное в гражданское законодательство ФЗ от 05.05.14 №99-ФЗ и заменившее ТСЖ, но только в плане организационно-правовой формы.

Кроме ТСН появилось еще много других организационно-правовых форм организаций. Эти изменения вступили в силу с 01.09.14. В жилищное законодательство изменений не вносилось, в связи с чем ТСЖ как форма правления остается, и ее также можно будет выбрать. Существующие ТСЖ (как организационно-правовая форма) будут сохранять свое существование только до внесения первого изменения в учредительную документацию.

Существующие ТСЖ (как организационно-правовая форма) будут сохранять свое существование только до внесения первого изменения в учредительную документацию. ТСЖ (товарищество собственников жилья) – объединение физических лиц, созданное в целях управления общим имуществом, имуществом собственников жилых домов, а также ведения единой хозяйственной деятельности. ТСН (товарищество собственников недвижимости) представляет собой объединение граждан и организаций, имеющих в собственности недвижимость (в том числе, квартиру, жилой дом, коммерческие помещения, а также земельные участки), в целях осуществления всех полномочий собственника в отношении единого имущества в предусмотренных законодательством пределах.

Формами ТСН считаются ТСЖ и СНТ. То есть данное понятие является более широким по значению и включает в себя, в том числе, первое. И ТСЖ, и ТСН являются некоммерческими корпоративными организациями, вступление в которые носит добровольный характер.

В отличие от ТСН в ТСЖ конкретизируется природа управляемой недвижимости, а именно: многоквартирный дом, жилой дом либо несколько подобных домов. Таким образом, вырисовывается первое различие, связанное с предметом управления или благоустройства.

В первом случае, это жилые дома, нежилые помещения и пристройки, земельные участки, а во втором – только жилые дома.

Второе различие между некоммерческими организациями – в составе участников, где в ТСН могут участвовать и физические, и юридические лица. В то время как в ТСЖ – только физические лица или граждане. Изменился не только состав, но и права и обязанности участников.

Цель ТСЖ – благоустройство прилежащей территории и удовлетворение важных эксплуатационных нужд жилья, например, проведение коммуникаций, а также содержание имущества. У ТСН немного отличные цели, касающиеся, в первую очередь, управления имуществом, например, сдачей его в аренду при необходимости. При этом под управлением понимается его образование, содержание, сохранение, а также приумножение.

И первое, и второе объединение собственников представляет собой некоммерческую корпоративную организацию, функционирующую на основе устава. В Уставе ТСН меняется только название, которое включает обязательное указание на организационно-правовую форму.

Права и обязанности самой организации не поменялись.

В обеих организациях предусмотрено образование единоличного органа и правления. В ТСН еще вводятся контрольные и исполнительные органы. Еще в ТСН отдельные важные решения будут приниматься некоторыми членами организации, а не общим собранием путем определения большинства голосов, как это происходит в ТСЖ.

Помимо вышеперечисленного, у ТСН и ТСЖ разные системы налогообложения.

Для второй предусматривается упрощенная система, которая не предусмотрена для ТСН. Достоинства

  1. Отсутствие требования о лицензировании деятельности данной организации предусматривается статьей 161 ЖК РФ от 29.12.04 №188-ФЗ. Это упрощает ее создание.
  2. Несомненный плюс ТСЖ – в применении к ней упрощенной системы взимания налоговых платежей. Финансово-экономическая деятельность организации является открытой для всех участников – в этом также определенный плюс.
  3. Где гражданин не сможет самостоятельно осуществлять определенные действия по благоустройству местности или управлению общей собственностью – там на помощь придет ТСЖ. Ведь иногда намного проще заплатить за уборку организации, с которой у ТСЖ заключен договор, чем сделать ее самому. При самостоятельной организации дела могут еще возникать конфликты между соседями. Так что, это не только экономия времени и снижение нагрузки с жителей дома, но и обеспечение спокойствия и организованности.
  4. Определенным плюсом организации является общее принятие решения, и возможность влияния каждого члена ТСЖ на результат решения. Например, выбор управляющей компании, которая будет заниматься взиманием коммунальных платежей, осуществляется на основании голосования, где учитывается мнение хотя бы половины членов организации.

Недостатки

  1. Минус ТСЖ – в высоких суммах взимаемых платежей. Но эти суммы несущественно отличаются от средних коммунальных плат.

    Также недостатком является наличие большого количества взносов.

  2. Еще один минус – подчинение меньшинства большинству.

    Так, если хотя бы половина участников проголосует за определенное решение, то те, кто не голосовал за него, будут вынуждены ему подчиниться.

Достоинства

  1. Учитывая преимущественную сосредоточенность ТСН на управлении имуществом, в том числе, на его приумножении, то можно считать, что это будет приносить большую прибыль, которая будет направляться на общие нужды. В связи с чем можно предположить, что и взносы участников будут меньше.
  2. Достоинства ТСН во многом схожи с достоинствами ТСЖ за некоторыми поправками.

    Возможный плюс ТСН – в самостоятельной работе определенной части членов организации, так называемых управленцев. Плюсом это станет при условии, что данные управленцы будут осуществлять работу грамотно и профессионально.

  3. Деятельность ТСН открытая, в том числе, с финансовой точки зрения – в этом достоинство Юр. Лица.

Недостатки

  1. Недостатком является необходимость получения лицензии для целей управления.

    Данное требование установлено ФЗ от 21.07.14 №255-ФЗ и стало обязательным с 01.05.15.

    Обязательное лицензирование было также закреплено в ЖК РФ (ст.

    161 и 192).

  2. Будучи юридическим лицом, ТСН может признаваться банкротом.
  3. Один из минусов ТСН: при принятии некоторых решений мнение большинства не будет учитываться. Хотя в этом есть свой плюс. Так как и в деятельности ТСЖ часто не все жильцы имеют возможность участвовать.

Что лучше?

Здесь каждый осуществляет выбор самостоятельно и с учетом своих приоритетов. Существенных различий между организациями не имеется. И ТСЖ по сути есть разновидность ТСН.

Особенности ТСЖ и ТСН: отличия в понятиях

Вопрос о том, как расшифровываются аббревиатуры ТСЖ и ТСН, и в чем разница между ними, представляет интерес для любого собственника, нанимателя жилого помещения или участника СНТ.

Объединение жильцов в товарищества становится более популярным с каждым годом. Это означает, что многие стремятся более ответственно относиться к решению серьезных вопросов, касающихся ремонтных работ и эксплуатации имущества многоквартирных домов. У каждого из объединений есть свои отличия и дополнительные плюсы, узнать о том, что это такое, можно в этой подробной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург. ТСЖ называют объединение владельцев жилых помещений в домах многоквартирного типа, которое не считается коммерческой фирмой.

Группа участников такого объединения сообща решает любые вопросы, имеющие отношение к управлению общественным имуществом в одном доме или нескольких. Когда речь заходит о том, чем отличается ТСН от ТСЖ, следует учитывать, что в качестве юридической формы ТСЖ было создано гораздо раньше.

По данным ст. 135 ЖК РФ, учредить такое объединение можно на общественном собрании, если за него проголосует более половины жильцов. В перечень его основных плюсов входит:

  • Благоустройство дворов. Большинство собственников жилья готово перечислять деньги в облагораживание прилегающих к домам территорий, сбор и распределение средств также входит в обязанности членов ТСЖ.
  • Самостоятельный выбор УК. Участники ТСЖ имеют право пользоваться услугами других подрядчиков и нанимать сотрудников для выполнения определенных видов работ.
  • Право влияния на работу УК. Если компания приняла решение, не устраивающее жильцов, они имеют право проголосовать против его отмены.

Несмотря множество плюсов, у такого типа товариществ, как и у СНТ, есть свои минусы.

В первую очередь, это необходимость вносить эксплуатационные платежи.

Решение о вопросе покупки дорогих приспособлений и оборудования принимают сами жильцы на собрании путем подсчета количества голосов. Не менее важным минусом считается отсутствие полноценной законодательной поддержки. Например, если некоторые жильцы уклоняются от уплаты коммунальных платежей, руководство объединения не сможет принудительно взыскать с них задолженность.

Еще одной проблемной категорией считаются льготники, для которых предусмотрены скидки на услуги УК, в отличие от собственников без этих льгот.

К сожалению, далеко не все жильцы готовы поддерживать идеи, выдвигаемые на собраниях, и часто уклоняются от участия в работе ТСЖ.

Если рассматривать формы ТСЖ и ТСН вместе, необходимо помнить, что товарищество собственников недвижимого имущества появилось только в сентябре 2014 года и является достаточно новой ОПФ из разряда организаций некоммерческого типа. Подробности и описание этой формы изложены в ФЗ № 99 и статье 50 ГК РФ.

ТСН подразумевает объединение собственников квартир в домах многоквартирного типа на добровольной основе, а также другого недвижимого имущества, включая частные дома, дачные сооружения в СНТ, имущество сферы садоводства, участки земли и многое другое.

Из плюсов ТСН необходимо отметить:

  • Наличие статуса общего имущества. В отличие от ТСЖ, эта форма юридического характера распространяется не только на квартиры, но и на участки земли, помещения чердаков и подвалов и дополнительные имущественные формы недвижимого типа.
  • Возможность участия большого количества человек. Это важный фактор для тех районов, в которых много новостроек, что позволяет принимать текущие решения жильцам нескольких зданий.

В различии ТСЖ или ТСН проявляются и свои минусы, в ТСН – это длительные и затяжные сроки сбора денег на текущий ремонт зданий и помещений, порой занимающие слишком много времени. С учетом законодательства, товарищество с собственниками недвижимого имущества считается юридическим лицом и способно стать банкротом в любое время, что может стать причиной потери вложенных средств. Члены ТСН имеют право распоряжаться жилыми фондами, их решения часто не совпадают с интересами других жильцов, например, в случае сдачи имущества в аренду или его перепродажи.

Отсутствие полноценной законодательной поддержки также является основным недостатком данного типа объединения.

В 2021 году собственники квартир и любого другого недвижимого имущества могут самостоятельно выбирать форму объединения, например, СНТ на собраниях общего типа. Чтобы точно понять разницу между двумя ОПФ, необходимо понимать, что при выборе одной из них всегда нужно руководствоваться целью создания объединения. Владельцы помещений обычно объединяются в товарищества, чтобы решать задачи, имеющие прямое отношение к обслуживанию здания и использованию общественных мест.

Многим интересно узнать, что лучше и в чем разница между ТСЖ и ТСН. Важно! В товариществе типа ТСЖ способны принимать участие как физические, так и юридические лица, но в ТСЖ всегда участвуют только физ.

лица. Этот факт необходимо учитывать при выборе ОПФ.

Однозначно сказать о том, что лучше, не так просто.

Но с учетом главных факторов можно утверждать, что ТСЖ отлично подходит для зданий, относящихся к фонду старого типа, которые требуют более частого ремонта. ТСН лучше выбирать тем, кто владеет коммерческими помещениями, чаще всего ими становятся юридические лица, для которых товарищество является самой выгодной формой владения недвижимым имуществом. В 2014 году в РФ приняли закон № 99 от 05.05.2014, согласно новому постановлению, владельцы квартир больше не смогут образовывать ТСЖ.

Этот вид объединения был упразднен, но уже созданные товарищества, как и СНТ, могут продолжить функционировать, поскольку закон касается только новых ТСЖ.

При желании, их организационно правовую форму можно поменять на ТСН, это мера необязательного характера, однако многие члены объединений предпочитают получать новые лицензии.

Товарищества собственников жилья теперь выполняют обязанности, связанные с управлением коммерческой недвижимостью, а ТСН объединяют с учетом надзора за несколькими домами. К сожалению, у многих собственников не хватает времени и сил на участие в работе товариществ, по этой причине они не могут брать на себя ответственность за принятие решений. По мнению таких жильцов, их задача заключается в своевременной оплате платежей за коммунальные услуги.

Наличие ТСН заметно упрощает процесс формирования текущих задач и их реализации.

С учетом произошедших изменений, вопрос о том, чем отличаются обе ОПФ, и как правильно выбрать подходящий вариант, автоматически становится неактуальным. После переименования ТСЖ его основателям следует позаботиться о замене учредительных документов.

В Жилищный кодекс были внесены новые нюансы, касающиеся деятельности как ТСЖ, так и ТСН. Каждое из них кратко описано в таблице, представленной ниже: Устав ТСЖ Должен разрабатываться согласно требованиям товарищества собственников недвижимости. Порядок работы с УК, касающийся управления общим имуществом и его использования Должен создаваться с учетом принципов сотрудничества с УК.

Права и обязанности жильцов, входящих в состав ТСЖ Решением вопросов, касающихся управления, занимаются уполномоченные лица. Собственно, на общем собрании определяется круг лиц, которым доверят управление текущими ситуациями и реализацию хозяйственных вопросов. Объединение двух структур признано несомненным плюсом, поскольку теперь ТСН начнут более тесно сотрудничать с компаниями ЖКХ.

Также необходимо учесть, что после принятия ФЗ № 99 собственники не смогут самостоятельно управлять многоквартирным домом. Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефонам: Москва — ; Санкт-Петербург — .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+