Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Международное право - Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений

Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений

Международная уголовная ответственность: понятие, признаки


Как работает сервис Уголовная ответственность может являться одним из видов юридической ответственности, под которой теория права понимает правовое отношение, возникшее из правонарушений. Оно проявляется между страной в лице ее специальных органов и правонарушителями, на которых возложена обязанность претерпевать определенное лишение и неблагоприятные последствия за свой проступок.

Международная уголовная ответственность не в полной мере признается как вид уголовной ответственности, вне зависимости от наличия общих черт, включая фактическое основание возникновения, которое представляет собой совершение деяния, включающего совокупность признаков состава преступления. Еще одной общей чертой является обязанность претерпевать некоторые последствия негативного характера. Основная особенность международной уголовной ответственности представлена ее реализацией на наднациональном уровне.

По этой причине один из субъектов института международного уголовного отношения права представляет собой не государство, а мировое сообщество в лице соответствующего органа (например, Международный уголовный суд). Отметим несколько признаков, присущих для международной уголовной ответственности:

  1. наступление за то, что совершено международное уголовное преступление;
  2. опора на принуждение со стороны мирового сообщества, которое представлено специализированным международным органом;
  3. выражение в отрицательных последствиях, которые виновные лица, в число которых может быть включено и само, обязаны претерпеть по причине совершения ими уголовного преступления международного уровня;
  4. воплощение в процессуальной форме, в основе чего лежат международные акты права (например, Римский статут МУС).

В качестве прообраза современного типа международной уголовной ответственности выступает ответственность, которая предусмотрена Уставами МТБЮ и МТР. В первом из них (1 статья) содержится положение о полномочиях Международного трибунала, который имеет полномочия на осуществление судебного преследования лиц, которые ответственны за серьезные нарушения мирового гуманитарного права, совершенные с 1991 года в рамках территории бывшей Югославии.

Статья 2 гласит, что он же может производить судебное преследование лиц, способных совершать или отдавать приказ о совершении одного из серьезных нарушений Женевских конвенций, касающейся защиты жертв войны (август 1949 года). Действия могут быть направлены против граждан или имущества, которые пользуются защитой в соответствии с положениями соответствующей Женевской конвенции:

  1. испытание пытками и бесчеловечное обращение, в том числе постановка биологических экспериментов;
  2. принуждение к службе в ВС неприятельской державы военнопленных или гражданских лиц;
  3. незаконная депортация, арест или перемещение гражданских лиц;
  4. разрушение и присвоение имущества, осуществляемое незаконно, произвольно (производится в больших масштабах и не вызвано военной необходимостью);
  5. умышленные убийства;
  6. преднамеренное причинение тяжкого страдания или серьезных увечий, нанесение ущерба здоровью;
  7. преднамеренное лишение прав военнопленных (граждан) на нормальный и беспристрастный суд;
  8. взятие лиц в заложники.

Слишком сложно?

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание В систематизированном виде международная уголовная ответственность физических лиц регламентируется Римским статутом МУС.

До настоящего времени нерешенными остаются проблемы, касающиеся международной уголовной ответственности в отношении ее неотвратимости.

Не все государства подписали (ратифицировали) этот статут. Также в этой области есть проблема, относящаяся к передаче и выдаче лиц для привлечения к международной уголовной ответственности. По этой причине Випман Д. отметил, что, независимо от того, что за первые 3 года действия статута его ратифицировали более 60 стран, многие крупные игроки мировой политики откровенно уклонились от этого.

По этой причине Випман Д. отметил, что, независимо от того, что за первые 3 года действия статута его ратифицировали более 60 стран, многие крупные игроки мировой политики откровенно уклонились от этого. В первую очередь, к таким государствам следует отнести США, которые включены в число 7 стран, голосовавших против этого документа. Тот же автор полагал, что Америка предпринимает значительные усилия, направленные на ограничение полномочий Международного уголовного суда.

Это обстоятельство может быть обратимым, поскольку, например, президент Б. Клинтон выступал в поддержку идеи формирования Международного уголовного суда.

В этой теме интересной является точка зрения судьи Международного уголовного суда Ханса-Петера Кауля. Он опубликовал статью, которая была посвящена перспективам Международного уголовного суда. В ней содержалась информация о том, что на момент формирования как таковой организации ее создатели мало представляли, как будут достигаться цели Международного уголовного суда.

Он же наметил несколько основных перспектив развития:

  1. Страны-участники должны делать выводы из того факта, что Суд не может обладать полномочиями, не имея вооруженных сил, полиции и прочих механизмов исполнительной власти. По этой причине страны-участницы и Суд должны в будущем заняться разработкой новой системы передового опыта эффективного сотрудничества в этой области.
  2. Международный уголовный суд должен укрепить собственное поступательное развитие в качестве профессиональной и эффективной мировой организации. Наряду с этим он должен заслуживать доверие и проявлять профессионализм;
  3. прокурор и его офис в качестве движущей силы международной уголовной ответственности несут особенную ответственность за собственные действия;
  4. Суд не может действовать успешно, не обладая активной и неизменной поддержки государств (словом и конкретными делами);

Римский статут МУС не содержал прямой ссылки на основания международной уголовной ответственности, но из текста его статей можно сделать вывод о том, что в качестве ее основания выступает совершение субъектом деяния, которое включает все признаки состава международного преступления.

Косвенно это положение подтверждает текст 24 статьи статута: Лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим «Статутом за деяние до вступления Статута в силу».

Статья 25 указывает, что человек, совершивший преступление, подпадает под юрисдикцию Суда. Он несет индивидуальную ответственность и должен быть наказан в соответствии с положениями Статута. Статья 31 содержит положение о том, человек не должен нести уголовную ответственность, если в момент совершения им деяния.

(далее перечислены основания для освобождения от уголовной ответственности). Так, в обоих случаях наступление ответственности связано с совершением деяния, которое подпадает под признаки международной преступности. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Глава II.

Уголовная ответственность индивидов за международные преступления

2 Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна.

Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества. В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств.

Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.[2] Международная конференция 17 июля 1998 г.

в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества.

В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида. б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии. Основные виды международных преступлений Расизм (расовая дискриминация) – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признании расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) закрепляет обязательство строго наказывать всякое распространение расистских идей, подстрекательство к расовой дискриминации, а также запретить всякие организации, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней (ст. 4), обязывает государства принять меры в целях ликвидации расовой дискриминации и обеспечения равноправия в области основных политических, гражданских, социально-экономических и культурных прав человека (ст.

4), обязывает государства принять меры в целях ликвидации расовой дискриминации и обеспечения равноправия в области основных политических, гражданских, социально-экономических и культурных прав человека (ст. 5). Апартеид (разделение, обособление) – это политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводимая в отношении этнических групп населения.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973), ст. 1 которой подчеркивает, что апартеид является преступлением против человечества.

В ст. 2 перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Ст. 4 Конвенции обязывает государства: принять меры законодательного характера, необходимые для пресечения преступления апартеида; принять законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, виновных в совершении преступления апартеида. За нарушение положений Конвенции государства несут ответственность, которая может выражаться в политических, экономических и иных санкциях, принимаемых по решению Совета Безопасности; Конвенция устанавливает уголовную ответственность лиц, членов организаций и учреждений, представителей государств, которые совершают преступления апартеида, участвуют в их совершении, поощряют к совершению таких преступлений.

Согласно ст. 5 Конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступления апартеида, могут предаваться компетентному суду любого государства или Международному суду.

В борьбе против апартеида ООН создала Специальный комитет. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения о введении санкций против режимов апартеида (в ЮАР), и они принесли свои плоды.

В настоящее время ни одно из государств мира официально не исповедует государственную идеологию апартеида.

Геноцид – действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) указывается, что геноцид осуществляется в формах: а) физического истребления групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам; б) социально-экономического воздействия на общество для вымирания всего населения или отдельных его групп; в) биологического воздействия для прекращения деторождения в среде таких групп; г) уничтожения языковых культурных и духовных основ жизни народов и этнических групп.

Геноцид является умышленным международным преступлением, совершаемым группой лиц, которые осуществляют государственную власть или определяют ее действие.

Такое преступление не может быть совершено по неосторожности.

Вина при геноциде включает умысел. Объектом преступления является отдельная национальная, этническая, расовая или религиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физические лица.

Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время.

Виновные в совершении этого преступления подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции. Государства взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим.

На лиц, виновных в геноциде, не распространяется право убежища.

Терроризм – особо опасная форма политической преступности. Как государственное преступление, терроризм, перешагнув границы государств, превратился в преступление международного характера. Он подрывает нормальные отношения между государствами, наносит ущерб самим основам мирного сосуществования, международному миру и безопасности народов.

Это смесь радикальных проявлений политической ненависти, изощренной подлости и трусости, отрицание всего человеческого для удовлетворения амбиций (как правило, корыстных) любыми методами (политический шантаж, захваты заложников, взрывы).

Он представляет собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН и угрожает международному миру и безопасности, основам дружественных отношений между государствами, препятствует международному сотрудничеству и ведет к уничтожению прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание.

Международный терроризм, в отличие от терроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями: а) подготовка преступления ведется на территории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территории других государств; б) совершив преступление на территории одного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другого государства; в) террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой; г) международный терроризм имеет мощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное вооружение, оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение.

Одним из актов, направленных против терроризма, стала Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973). К защищаемым в Конвенции лицам относятся главы государств, представители международных организаций, дипломатические агенты.

Опасность террористических актов заключается в том, что они создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.

Международно-правовые нормы о борьбе с терроризмом содержатся в следующих основных документах: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) и Протокол к ней (1988); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999), Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) и другие акты.

Террористические акты захлестнули мир на рубеже третьего тысячелетия. Антитеррористическая коалиция, созданная под эгидой ООН, заставила наиболее развитые страны мира вновь, как в период Второй мировой войны, стать союзниками для совместной борьбы с новыми угрозами террористов.

Цель антитеррористической коалиции – совместными усилиями выработать меры тактического и стратегического характера по пресечению атак террористов.

Тактические меры – это научиться точно и адресно наносить упреждающие удары по террористам и пресекать их замыслы. Стратегические – ликвидировать источники, от которых питаются и взращиваются акты террора. В арсенале контртеррористических сил должна быть не только возможность проведения бескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новая международно-правовая концепция стратегической безопасности.

В арсенале контртеррористических сил должна быть не только возможность проведения бескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новая международно-правовая концепция стратегической безопасности.

Глобальная безопасность должна строиться не на противопоставлении интересов «малых» и «больших» стран, а на законности международных отношений, реальном взаимоуважении и гармоническом сопряжении национальных интересов всех членов мирового сообщества.

Наряду с универсальными международными соглашениями имеются и некоторые региональные соглашения по борьбе с терроризмом. Так, в 1970 г. Организация американских государств приняла резолюцию, осуждающую терроризм, от которого страдают представители иностранных государств; в 1977 г.

Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом.

Обстоятельный обзор основных тенденций развития терроризма в мире, а также отдельных случаев использования террористами мощных взрывчатых средств содержится в ряде итоговых документов «Большой восьмерки», которые определили, что терроризму не может быть никаких оправданий и необходимо противостоять условиям, способствующим развитию терроризма.

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенная Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (2001), определяет, что актом терроризма является: а) преступление, признаваемое терроризмом в любом из вышеназванных международных договоров; б) любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения; в) деяние, преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.

В Шанхайской конвенции определены преступления, сопутствующие терроризму. Сепаратизм – деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему.

Экстремизм – деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них. Криминогенная обстановка вынуждает государства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программного характера. Этому посвящены многочисленные соглашения в рамках СНГ.

Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти.[3] По существу на территории бывшего Союза ССР сохранилось так называемое единое криминогенное пространство.

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993), а также другие соглашения служат правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел и сил национальной безопасности государств СНГ в борьбе с терроризмом и другими формами преступности. Пиратство также является преступлением, носящим международный характер.

Оно было широко распространено в древности и средневековье. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Определение пиратства содержится в Конвенции ООН по морскому праву (1982), согласно которой под пиратством понимается: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемые с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата); б)любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления указанных в п.

«а» неправомерных действий; в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием актам пиратства (ст. 101). Конвенция обязывает все государства сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100). Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст.

105). Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящими на государственной службе и специально на то уполномоченными (ст.

107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и в случае сопротивления потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст.

105). Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам. Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а официальные лица – уголовную.[4] Таким образом, характерной чертой международной уголовной ответственности физических лиц является ее связь с международным преступлением государства.

Без последнего нет и первого.

В советской международно-правовой литературе отрицалось качество международной правосубъектности физических лиц. Аргументы, например, были такие: физическое лицо не является субъектом международного права, индивид может обладать только правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного права.
Аргументы, например, были такие: физическое лицо не является субъектом международного права, индивид может обладать только правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного права.

Следовательно, он не может выступать субъектом международного права.[5] В последние годы специалисты в большинстве своем придерживаются точки зрения, что физические лица являются субъектами международно-правовой ответственности.[6] После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности в 1993 году было предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 года. В 1998 году был принят и открыт для подписания Статут Международного Уголовного Суда.

На основании имеющихся международно-правовых актов и анализа литературных источников, можно сделать следующие выводы: Проблема международной ответственности является ключевой в современных условиях. Причиной этому является увеличение вооруженных конфликтов, этнических чисток и других военных преступлений.

В международном праве существуют две различные категории субъектов права, отличающиеся друг от друга в зависимости от их роли и места в создании принципов и норм международного права, и объединенные тем, что как те, так и другие обладают правами и несут обязанности, вытекающие из норм международного права.

В международном праве существуют две различные категории субъектов права, отличающиеся друг от друга в зависимости от их роли и места в создании принципов и норм международного права, и объединенные тем, что как те, так и другие обладают правами и несут обязанности, вытекающие из норм международного права. Физические и юридические лица и неправительственные образования выступают в качестве субъектов международного права второго уровня как его дестинаторы[7], т.е. как образования и лица, обладающие правами и обязанностями по международному праву, участвующие в создании его норм, в обеспечении косвенно их соблюдения.

Система пресечения нарушений в настоящее время является смешанной, в основном пресечение нарушений предусматривает законодательство государств, а международное право лишь обеспечивает правовую основу для их пресечения. Уголовные санкции на международном уровне не определены, поэтому определение наказания является делом государств.

Общей целью создания новых институтов международной ответственности является борьба с международными преступниками и применение наказания за совершение международных правонарушений.

2Читайте также:: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как. : Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала. : Пензенский край – типичный российский регион, где проживает .

: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на. Рекомендуемые страницы: ©2015-2021 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2016-04-11 и

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.

Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества. В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда.

Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида. б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид — это действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем: убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности определяются ст. 7 Статута как совершение следующих действий: — предумышленное убийство; — истребление — предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения; — порабощение — осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами; — депортация или насильственное переселение людей — принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства; депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны; — заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства; — пытки — умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием; — изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести — изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также подпасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления; — преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международных законов и в связи с любым упомянутым в Римском статуте преступлением — намеренное и жестокое лишение фундаментальных прав вопреки нормам международного законодательства по причине принадлежности к некоторому сообществу и в связи с преступлениями против человечества, военными преступлениями или геноцидом; — насильственное сокрытие человека — арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок; — апартеид — антигуманные действия режима систематического угнетения и подавления одной расовой группы некоторой другой, с намерением дальнейшей поддержки его существования и другие антигуманные действия схожего характера, вызвавшие сильные страдания, причинившие серьезный ущерб физическому или душевному здоровью.

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как нарушения законов и обычаев ведения войны. Статья 8 Римского статута устанавливает юрисдикцию Международного уголовного суда над обширным перечнем военных преступлений, совершенных во время международных конфликтов.

Статут дает право Международному уголовному суду расследовать военные преступления, совершенные во время внутренних конфликтов, таких как гражданские войны. В отличие от преступлений против человечности военные преступления могут и не иметь распространенного и систематического характера, достаточно единичных случаев. Статут предусматривает (п. 2 ст.

5), что Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только на Конференции по обзору будет принято приемлемое положение, не ранее чем через семь лет после вступления Статута в силу.

Это положение должно содержать как определение этого преступления, так и условия, при которых Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления.

Кроме того, это положение должно сообразовываться с соответствующими положениями Устава ООН. Другим основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, международный правопорядок, т.

е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств, и в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер. Только создание государствами общих правовых норм, предназначенных для регламентации их сотрудничества по пресечению и наказанию определенных преступлений, свидетельствует о завершении процесса согласованной квалификации деяния в качестве преступления международного характера.

Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные международные конвенции или имеются группы конвенционных норм: — посягательство на лиц, пользующихся международной защитой; — незаконный захват воздушных судов; — незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; — пиратство; — захват заложников; — незаконный захват и использование ядерного материала; — незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; — подделка денежных знаков; — рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; — эксплуатация проституции третьими лицами; — распространение порнографических изданий; — незаконные операции с культурными ценностями и т. д.11Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Международная уголовная ответственность физических лиц

и международных организаций Международные преступления принято относить к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Так, в упоминавшемся выше Проекте статей об ответственности государств устанавливается, что

«международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление»

.

Объектом международного преступления, как видно из определения, могут быть всеобщий мир и международная безопасность, отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.

Впервые понятие международных преступлений было конкретизировано в Уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Международные преступления могут явиться результатом как действия, так и бездействия. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица.

Представляется целесообразным остановиться более подробно на проблеме ответственности физических лиц. В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства.

Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность.

Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция. Привлечение физических лиц к ответственности за международные преступления неразрывно связано с созданием специальных органов для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами.

После окончания Второй мировой войны были созданы Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды, чье правительство отказалось его выдать.

Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда. В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления. Среди физических лиц, совершивших международные преступления, различают две группы субъектов преступлений: 1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей; 2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности международных организаций, то следует отметить, что она имеет ряд особенностей. Во-первых, она возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права.

Во-вторых, вопрос об ответственности международных организаций не закреплен повсеместно, а получил отражение лишь в некоторых международных договорах.

Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.). Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов. Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.

Международные организации несут, в основном, материальную ответственность, и на практике существует тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов, т.е.

претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации; 2) установление ответственности самой организации, в таком случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

Например, в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: a) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; b) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов организации. В теории отмечается, что международные организации могут быть и субъектами международных претензий.

Так, в консультативном заключении Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г.

по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+