Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Военное право - Условия и причины алкоголизма военнослужащих

Условия и причины алкоголизма военнослужащих

Влияние алкоголя на морально-психологическое состояние летного состава Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»


Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн) Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 224-230. УДК 354.1 А. И.Сергиенко Влияние алкоголя на морально-психологическое состояние летного состава В статье рассматривается соотношение спиртных напитков и морально-психологического состояния летного состава, а также влияние алкоголя на военнослужащих в прошлом и в настоящее время. В связи с тем, что алкоголь крайне отрицательно влияет на морально-психологическое состояние военнослужащего и успешность его боевых действий, необходим ряд мероприятий, способствующих его психологической и социальной адаптации. Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью.

Сразу после окончания боевых действий военнослужащим должна оказываться квалифицированная помощь, которую осуществляют специально подготовленные врачи, психологи, немаловажной может быть и роль священнослужителей. Обучение военнослужащих методам психической саморегуляции способствует тому, что военнослужащий в боевой обстановке может осознанно влиять на свое эмоциональное состояние, а, следовательно, обеспечить уровень чувствительности, необходимый для успешного выполнения боевой задачи.

Ключевые слова: морально-психологогическое состояние, летный состав, военнослужащие, алкоголь, боевые действия, психическое здоровье, адаптация Perspectives of Science & Education.

2018. 1 (31) International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online) Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 13 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 224-230. A. I. Sergienko The influence of alcohol on the moral and psychological state of the flight crew The article discusses the ratio of alcoholic beverages and the moral and psychological state of the flight crew, as well as the influence of alcohol on servicemen in the past and at the present time.

In connection with the fact that alcohol has a very negative effect on the morale and psychological state of a soldier and the success of his combat actions, a number of measures are needed that contribute to his psychological and social adaptation. Psychological support of the combat readiness of the troops also implies a qualified counteraction to combat stresses that develop as a result of a sense of threat to the normal course of life, physical and mental health. Immediately after the end of hostilities, servicemen should be provided with qualified assistance, which is carried out by specially trained doctors, psychologists, and the role of clerics can also be important.

The training of servicemen in the methods of psychic self-regulation contributes to the fact that a serviceman in a combat situation can consciously influence his emotional state, and, consequently, provide the level of sensitivity necessary for the successful accomplishment of a combat mission. Keywords: moral and psychological state, aircrew, servicemen, alcohol, fighting, mental health, adaptation поминания о спиртных напитках имеются в древних письменных источниках.

Keywords: moral and psychological state, aircrew, servicemen, alcohol, fighting, mental health, adaptation поминания о спиртных напитках имеются в древних письменных источниках. Уже в глубокой древности многим племенам были известны способы получения алкоголя. Предполагается, что на заре развития человечества прием спиртного был коллективным и приурочивался к внутриплеменным или астрономическим событиям (получение денежного довольствия, удачна рыбалка и т.д.).

Чем сложнее были условия существования племени (добывание пищи, опасное соседство), тем чаще племя прибегало к «снятию напряжения» — к совместному опьянению. Столь же древнюю историю имеет прием спиртного в компаниях, гостях. Употребляющийся племенем опьяняющий напиток по общему для всех поводу вызывал и однозначные эмоциональные переживания, которые были тем более сходными, чем проще был духовный мир первобытного человека.

С тех пор алкоголь стал символизировать психическое родство, единство «крови». В христианской религии употребление вина — крови христовой (причащение) — означает приобщение к духовному братству.

Поэтому традиционное употребление спиртного при встрече друзей, в радости и горе, по праздникам, печальным и радостным торжественным дням имеет очень глубокие корни. А опыт сближения даже в малознакомой компании, положительное эмоциональное воздействие или смягчение переживаний, обусловленное специфическим действием алкоголя, способствует сохранению этой традиции. По мере усложнения социальной структуры общества употребление алкоголя становиться все более и более индивидуальным (появляются индивидуальные мотивы и индивидуальное отношение к спиртному) и в тоже время увеличивается число факторов, обусловливающих развитие алкоголя.

Социально обусловлены и психологические причины пьянства.

Это совокупность мотивов, побуждающих отдельных личностей к употреблению спиртных напитков: трудности приспособления к внешней среде, проблемы в семье, конфликт в коллективе, определенная неудовлетворенность, одиночество, робость, утомление, осознание своей неполноценности. Все эти факторы вызывают психический дискомфорт личности, временно облегчаемое действием спиртного. Однако не все и не всегда в неприятные для себя моменты или периоды прибегают к помощи алкоголя.

Это определяется индивидуальным опытом, отношением к спиртным напиткам, социальным контролем.

Социальная ситуация способна не только создавать повод для приема спиртного, но и ограничивать его употребление. Это ограничение может быть законодательным или нравственным. Последнее во многом зависит от отношения человека к су- ществующим по этому поводу установкам общества и общественной морали.

Чем ниже возможности личности к овладению трудной ситуацией, тем скорее прибегает такой человек к алкоголю и тем меньше вероятность волевого прекращения спиртного. Спиртные напитки, по мнению многих военных специалистов, способствуют разложению порядка, воинской дисциплины, что в свою очередь влечет к слабым сторонам деятельности воинского коллектива.

А это приводит к ухудшению морально-психологического состояния личного состава. В армии, где должны быть порядок и строгая воинская дисциплина, нет места алкоголю. Но оно есть и не только в нашем государстве.

Например, к слабым сторонам морально-психологической системы западных армий относится такая составляющая, как моральная неустойчивость части военнослужащих, в которую включено употребление алкоголем [1]. В нашем государстве еще в прошлом это явление называлось «ворошиловский паек» или «наркомовские 100 грамм». Официальное употребление спиртного в русской армии возникло при Петре I.

Каждому солдату выдавалось 250 грамм водки. При войне со шведами к этому количеству полагалось пиво в количестве от 3 до 6 литров пива. Спиртное употреблялось в те времена для гигиенических и медицинских целей, в качестве дезинфекции, согревания организма при холоде, преодоления голода, а также профилактики кожных заболеваний.

Но пьянство во времена Петра I рассматривалось отрицательно.

Солдаты, находящиеся на службе в состоянии алкогольного опьянения, были наказаны. Постепенно норма алкогольного довольствия для личного состава постепенно сокращалась. Это было связано с развитием медицины, появлением медицинских препаратов, а также тому, что спиртное способствовало моральному разложению солдат.

Это было связано с развитием медицины, появлением медицинских препаратов, а также тому, что спиртное способствовало моральному разложению солдат. Как видно, спиртному в разные времена относились по-разному.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Так, например, А.В. Суворов был категоричным трезвенником и после революции 1917 года красноармейцам употреблять спиртное не полагалось.

Лишь начало 1940 года снова начало характеризоваться ежедневной выдачей личному составу спиртного в количестве 100 грамм водки каждому, танкистам 200 грамм, а летчикам был положен коньяк. Хотя причиной тому были суровые морозы вовремя войны с финнами. В это время за три месяца личным составом было выпито 10 тонн водки и 8 тонн коньяка.

Великая Отечественная война также не прошла мимо употребления спиртных напитков стороной.

Так, с сентября 1941 года, согласно постановлению И.И. Сталина, личному составу полагалось 100 грамм алкоголя.

После того, как пьяные красноармейцы стали легкой мишенью для врага, а также стало известно, что водка не согревает, а позволяет лишь только не чувствовать холод, солдаты не принимали необходимых мероприятий для личного согревания, и в результате увеличения числа обмороженных, начали использовать алкоголь только для дезинфекции ран. Количество выдачи несколько еще раз корректировалось. Выдача производилась лишь тем, которые непосредственно идут в бой, а также по большим праздникам.

После войны «ворошиловский паек» был полностью отменен. Средства, влияющие на повышение чувствительности организма в целом, являются физиологическими. К их числу относится алкоголь, однако его действие весьма кратковременно — всего лишь на 12 минут, затем наступает резкий спад чувствительности (до 40% от исходного уровня).

Давно доказано, что алкоголь крайне отрицательно влияет на успешность боевых действий. Не исключением могут стать и участие в боевых действиях. Так ученый Г.Е. Шумков, на труды которого ссылаются многие ученые и исследователи посчитал, что

«развитию пьянства на войне в определенной степени способствует официальная позиция военного руководства по этому вопросу, например, систематическая выдача личному составу спиртного «для смелости»

, «для снятия напряженности» и др.».

В годы русско-Японской войны он, исследовал влияние алкоголя на морально-психологические качества личного состава и их боевую эффективность, установил крайне отрицательные последствия употребления спиртного перед боевыми действиями.

Им было отмечено, что уже в первые минуты боя у бойцов, употребивших алкоголь, учащается дыхание, появляется общая слабость, дрожание конечностей, нарушение основных качеств внимания, восприятия, эмоциональных процессов, что такой боец видит лишь малую часть поля боя, не может вести прицельный огонь по противнику, не способен точно отдавать себе отчет за проделанные действия [2]. В начале XX в. Г. Е. Шумков писал: «Напрасные надежды возлагают на пушки. Пушки только тогда страшны, когда бойцы, управляющие ими, морально и физически сильны.

И когда, открыв глаза, мы постараемся проникнуть в силу бойцов во время сражений и сделаем попытку к изучению их деятельности в это время, тогда в первую голову мы сталкиваемся с вопросом об алкоголе в бою, ибо многие бойцы предпочитают идти в бой в пьяном виде, будучи уверены в том, что выпивка дает храбрость» [2, с. 1]. Заинтересовавшись вопросом о роли спиртного в жизнедеятельности участника боевых действий, Шумков объективно, без предвзятости, с единственной целью — приблизиться к справедливому решению больного вопроса, как в личной жизни воинов, так и в общем взгляде военного искусства на употребление алкоголя бойцами — исследовал эту проблему. Вот как он описывает результаты своего исследования: «Выпил участник боя чарку.

В голове зашумело, в глазах показался туман, в ушах неопределенный шум, заглушающий неприятельские выстрелы и разрывы.

Но далее. просвистела пуля, вскоре прогудела другая, там третья, четвертая. Уже при первых полетах пуль туман в голове рассеивается.

Немного погодя «хмеля» в голове как не было. Человек в этих условиях быстрее трезвеет, голова становится свежей, как у не выпившего.

Первоначальный хмель прошел. На самом деле этим все не кончается.

После быстрого отрезвления, при свежей голове и мыслях, развивается физическая слабость во всем теле. Будучи ослабленным, воин плохо владеет собой, скорее устает и подчиняется движениям и поступкам других; скорее проявляются признаки страха и, не имея сил в себе сдерживать страховую реакцию, своим видом заражает соседей. Те начинают волноваться и терять самообладание, смотря на своего товарища.

В этом состоянии выпивший скорее впадает в панический страх, столь опасный в бою». «Пьяный смотрит вперед стекловидными глазами, а что творится по сторонам он плохо видит и боковым зрением не руководствуется в своих замедленных и грубых действиях» [3]. Алкоголь понижает выносливость и боевую деятельность, зоркость зрения и слух, точность расчета, понижает самообладание, способствует возникновению страха и паники.
Алкоголь понижает выносливость и боевую деятельность, зоркость зрения и слух, точность расчета, понижает самообладание, способствует возникновению страха и паники.

Алкоголик в бою первым старается отстать, увернуться, скрыться в безопасное место, а при случае бежать. Выпившие перед боем и получившие ранение, переносят их значительно хуже, чем люди трезвые, но получившие такие же ранения.

В дальнейшем лечение и заживление раны происходит медленнее и болезненнее, чем у трезвых.

Все это негативно влияет на психологию военнослужащего. Так 10-летнее наблюдение за военнослужащими одной вертолетной части, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане показали, что год спустя после возвращения из районов боевых действий у 14% лиц летного состава определялась склонность к алкоголизации, 4% летчиков в течение года развелись с женами. Спустя 10 лет после Афганистана склонность к алкоголизации определялась практически у 45% летного состава.

При этом большая часть ветеранов за указанный период была списана с летной работы или уволена из ВС, в том числе и с диагнозом «хронический алкоголизм» [4]. Особое оказание помощи необходимо отвести участникам боевых действий. После их завершения могут иметь место негативные проявления среди военнослужащих в отношении местного населения, неадекватное поведение, употребление спиртных напитков и т.д.

Профи- лактике этих негативных явлений способствует своевременное и полное удовлетворение социальных потребностей военнослужащих. В местах дислокации войск необходимо проводить своевременную социальную и психологическую реабилитацию военнослужащих, оказывать необходимую социальную помощь пострадавшим, так как у такой категории военнослужащих иногда наблюдается нервно-психическая неустойчивость, под которой понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках.

Это довольно широкое понятие включает в себя различные расстройства нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма. Одними из таких факторов происхождения нервно-психической неустойчивости является раннее пристрастие к алкоголю. В настоящее время правонарушения, совершенные на почве употребления спиртных напитков, по-прежнему остаются острой проблемой российского общества и Вооруженных Сил.

Изучение данного вопроса показывает, при алкогольном опьянении происходит расторможение низменных инстинктов и побуждений, снижение интеллектуального и морального уровня, вытеснение интересов и всех планов на будущее, нарушается равновесие человека, координация движений, внимание, ясность восприятия окружающей действительности. Кроме того, такой военнослужащий склонен к повышенной возбудимости и агрессивности.

Злоупотребление спиртными напитками может стать причиной большого числа происшествий и преступлений, случаев травматизма, многих грубых нарушений воинской дисциплины. Исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного опьянения относится к грубым дисциплинарным проступкам [5].

Пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих военнослужащих, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в воинских коллективах. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей Вооруженных Сил РФ.

Пьянство и алкоголизм можно отнести к числу наиболее острых негативных социальных явлений в обществе, в армии и на флоте, а их профилактика выступает в качестве острой и неотложной задачи командиров, органов воспитательной работы, социальных работников. Для армии пьянство и алкоголизм личного состава представляют еще одну серьезную опасность — возможность срыва выполнения боевой задачи.

Здоровый образ жизни предполагает исключение или сведение к минимуму факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Важным фактором в сохранении и укреплении здоровья является борьба с вредными привычками, к числу которых относится употребление алкоголя.

Профилактика пьянства и алкоголизма среди летного состава представляет собой комплекс целенаправленных, организованных, взаимосвязанных между собой нравственных, социальных, педагогических, психологических, медицинских и других мероприятий. Они направлены на выявление среди летчиков склонности к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизма, организацию лечения и психотерапии с алкоголиками, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Одним из важных направлений деятельности должностных лиц по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков является способность проводить анализ нарушений воинской дисциплины, своевременно распознавать предпосылки к употреблению спиртных напитков, выявлять причины их возникновения, проводить прогноз тенденции в поведении личного состава.

Командиры всех степеней должны опираться на знание индивидуальных качеств военнослужащих, использовать методические рекомендации военной педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, выслугу лет, должность, семейное положение и состав семьи, накопленную практику по сплочению воинских коллективов и т.д. Диагностический этап деятельности включает в себя следующие цели: выявление степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртных напитков, желание и самостоятельные попытки прекращения пьянства, характер влияния на военнослужащих различных социальных групп и отдельных лиц, условий, которые провоцирую влечение к алкоголю и т.д.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдение, изучение личного состава по документам и личным общением, социологический опрос всех категорий военнослужащих, анализ полученной информации. Основными формами деятельности по профилактике пьянства является осуществление строгого контроля за подчиненными, склонными к употреблению спиртных напитков, при необходимости ограничении их доступа к спиртным напиткам, прежде всего в служебное время, применению различного рода дисциплинарного воздействия к лицам, склонным к употреблению спиртных напитков и т.д. Решение основных задач по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины.

Эта деятельность непосредственно связана с организацией боевой подготовки, проведением воспитательной работы, изучением индивидуальных особенностей военнослужащего, согласованной работы всех командиров с употреблением спиртных напитков подчиненных.

Воспитательная работа должна вестись исключительно на основе законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов, директив командиров и начальников.

Она предусматривает проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях [6,7]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Воспитательный процесс — это форма обучения, направленная на целенаправленное организованное формирование у военнослужащих научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, высоких морально-психологических, боевых и других профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, руководство их физическим развитием.

Он представляет собой особым образом взаимодействие личного состава, в котором осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной деятельности. Воспитание осуществляется не только в служебное, но и в внеслужебное время путем проведения различного рода мероприятий, включения военнослужащих в активную общественную деятельность, поддержания в подразделениях порядка и дисциплины, предусмотренных воинскими уставам, нормативной и другой документацией [8].

Воспитание осуществляется не только в служебное, но и в внеслужебное время путем проведения различного рода мероприятий, включения военнослужащих в активную общественную деятельность, поддержания в подразделениях порядка и дисциплины, предусмотренных воинскими уставам, нормативной и другой документацией [8].

Командиры должны четко организовать повседневную деятельность, быт и досуг личного состава в строгом соответствии с уставными положениями, а также строгом распределении должностных и служебных функций между исполнителями.

Должностные лица обязаны проводить анализ и оценку с позиций уставных норм и правил поведения как каждого военнослужащего в отдельности, так и подразделения. Командиры должны иметь согласованные друг с другом действия, отличаться целеустремленностью, активностью, постоянством дисциплинирующих воздействий на личный состав, а также проводить решительную и бескомпромиссную борьбу с военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков. Особое место в системе профилактики пьянства и алкоголизма занимает их правовое воспитание, которое способствует выработке у военнослужащего высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества.

Оно оказывает целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию личного состава в целях формирования устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

При организации работы с военнослужащими важно учитывать существенные изменения в облике, которые произошли за последние годы.

Исследования свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности молодежи.

Возрастает число среди призывников, употребляющих спиртные напитки.

Примерно у 7% призывников отмечалась склонность к суициду. Значительно снижается общеобразовательный уровень личного состава.

В конце 90-х годов количество призывников, не имеющих среднего образования, достигало 30% [9]. Работа по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, главная роль в этом процессе отводится воинской дисциплине. При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употребление алкоголя, руководящему составу необходимо таких лиц направить установленным порядком в медицинский пункт авиационной части для подтверждения факта наличия алкоголя в биологических жидкостях военнослужащего.

Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью.

Борьба с боевыми стрессами должна быть организована как в ходе боевых действий, так и непосредственно после них. Если лицам, подвергшимся боевым стрессам (а, по данным военных психиатров, это почти 100% участников боевых действий), не оказывается своевременная помощь, у них развиваются различные психические нарушения, возможно злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).

Наиболее характерными психологическими последствиями стрессовых ситуаций являются реактивные психозы, которые возникают не на пике экстремальной ситуации, а на ее спаде, когда накопившиеся эмоции вырываются наружу. Поэтому сразу после окончания боевых действий военнослужащим должна оказываться квалифицированная помощь, которую осуществляют специально подготовленные врачи, психологи, немаловажной может быть и роль священнослужителей.

К другой группе средств, повышающих чувствительность, относятся социально-психологические. К данной категории средств относятся формирование чувства ответственности, бдительности, повышение интереса к профессиональной деятельности, регуляция психического состояния, расширений знаний о предмете деятельности и т. д. Большинство подобных средств должны быть использованы в процессе боевой подготовки.

Так, обучение военнослужащих методам психической саморегуляции способствует тому, что военнослужащий в боевой обстановке может осознанно влиять на свое эмоциональное состояние, а, следовательно, обеспечить уровень чувствительности, необходимый для успешного выполнения боевой задачи. Основными задачами психологической работы являются формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи; осуществление психологического сопровождения деятельности войск; восстановление психического и личностного статуса, а также физических сил военнослужащих; проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.

Культурно-досуговая работа организуется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких морально-боевых качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизации их на успешное решение боевых задач.

Информационно-воспитательная работа нацелена на военно-политическое ориентирование личного состава, формирование у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов служения Отечеству, государственных интересов и высоких духовных потребностей.
Информационно-воспитательная работа нацелена на военно-политическое ориентирование личного состава, формирование у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов служения Отечеству, государственных интересов и высоких духовных потребностей. В широком смысле слова военно-социальная работа — это деятельность органов военного управления, осуществляемая во взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями в целях реализации государственной социальной политики в Вооруженных Силах, оказания помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу в решении их социальных проблем, создания надлежащих социальных условий для успешного вы- полнения боевых задач, стоящих перед войсками [10].

Место и значение этого процесса в воинском воспитании определяются, прежде всего, тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслима личность воина, специфическая деятельность армии и флота — это понятие дисциплинированности как воинского долга. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый воспитательный процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности. Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры берутся лишь после серий нарушений — употреблений военнослужащими спиртных напитков, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур.

Только она позволяет в комплексе решать задачи профилактики правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков, а также активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины. Таким образом, алкоголь как напиток, понижающий боевую силу в боевой деятельности, должен быть исключен и выведен из употребления, как способствующий ослаблению боевых сил и отдалению ожидаемого успеха и победы. ЛИТЕРАТУРА 1. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И.

Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. М.: ВУ, 2011. 2. Шумков Г. Е. Пьяная храбрость, или алкоголь в бою // Общество ревнителей военных знаний.

1909. № 1. 3. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология.

СПб.: Питер, 2006. 480 с. 4. Военная психология: учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. 433 с. 5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

М., 2007. 6. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение №3 к приказу министра обороны РФ №70 от 11 марта 2004 г.

«Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 7. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. М., ГУВР, 2002. 8. Образцов П.

И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с. 9. Введение в теорию и практику морально-психологического обеспечения войск (сил): Учебник / под ред.

И.Б. Субботина. М.: ВУ, 2014. 206 с. 10. Теория и практика морально-психологического обеспечения войск (сил): Учебник / Под ред. проф. А. А. Чертополоха. М.: ВУ, 2007.

360 с. REFERENCES 1. Karayani A.G., Korchemy P.A., Marchenkov V.I.

Psychological preparation of military operations: a manual.

Moscow, VU Publ., 2011. 2. Shumkov G. E. Drunken bravery, or alcohol in battle. Society of zealots of military knowledge.

1909. № 1. (in Russian) 3. Karayani A.G., Syromyatnikov I.V. Applied Military Psychology. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2006.

480 pp. 4. Military psychology: a textbook for universities / ed. A.G. Maklakov. Saint-Petersburg, Piter Publ, 2004. 433 p. 5. General military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation.

Moscow., 2007. 6. The Concept of Education of Servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation // Appendix No. 3 to the Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 70 of March 11, 2004

«On the Educational Bodies of the Armed Forces of the Russian Federation»

.

7. Educational work: content, organization, methodology.

Moscow, GUVR Publ., 2002. 8. Obraztsov P.I., Kosukhin V.M. Didactics of the Higher Military School: Textbook. Orel: Academy of Special Communications of Russia, 2004.

317 p. 9. Introduction to the theory and practice of moral and psychological support of troops (forces): Textbook / ed.

I.B. Subbotina. Moscow, VU Publ., 2014. 206 p. 10. Theory and practice of moral and psychological support of troops (forces): Textbook / Ed. prof. A. A. Thistle. Moscow, VU Publ, 2007.

360 p. Информация об авторе Сергиенко Анатолий Игоревич Адъюнкт Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+